Второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Нераспространенное предложение

Урок 21. распространённые и нераспространённые предложения. второстепенные члены предложения – Русский язык – 5 класс – Российская электронная школа

Второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Нераспространенное предложение

Русский язык

5 класс

Урок № 21

Распространённые и нераспространённые предложения.

Второстепенные члены предложения

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Виды предложений по наличию второстепенных членов.
  2. Второстепенные члены предложения.

Тезаурус

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.

Распространённые предложения – это предложения, в которых есть второстепенные члены предложения.

Нераспространённые предложения – это предложения, в которых есть только грамматическая основа.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 81-82

Дополнительная литература:

1. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1 // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 117

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение – это основная единица синтаксиса. Предложение не может существовать без грамматической основы, то есть без подлежащего и сказуемого. Может ли оно существовать без других слов? Что изменяется, если в предложении появляются другие слова?

Сравним два текста.

«Наступила осень. Цветут цветы. Листья опадают. Птицы улетают. Бушуют ветры».

«Наступила золотая осень. Цветут поздние цветы. Багряные листья медленно падают на землю. Перелетные птицы улетают в теплые края. Бушуют сильные ветры».

Оба текста объединены одной темой: осень. Но в первом тексте все предложения состоят только из подлежащего и сказуемого. Такие предложения называются нераспространёнными.

А во втором тексте в предложениях кроме подлежащего и сказуемого есть ещё другие слова, второстепенные члены. Предложения с второстепенными членами называются распространёнными.

Благодаря наличию второстепенных членов второй текст получился более красивым, более точным. Мы не только понимаем, о чём говорится, но и ясно видим краски осени.

Таким образом, по наличию второстепенных членов предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными.

Нераспространённые предложения – это предложения, в которых есть только грамматическая основа.

Распространённые предложения – это предложения, в которых помимо грамматической основы есть второстепенные члены: дополнения, определения, обстоятельства.

Второстепенные члены предложения зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.

Вы помните, что подлежащее подчёркивается одной чертой, сказуемое – двумя чертами.

Запомните, как подчёркиваются второстепенные члены предложения. Дополнение подчёркивается пунктирной линией, определение – волнистой, обстоятельство – линией «точка-штрих-точка-штрих».

Как же определить, каким членом предложения является то или иное слово? Мы уже знаем, что подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа «кто?», «что?».

Сказуемое отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков он?», «что он такое?». Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (все падежи, кроме именительного). Определение отвечает на вопрос «какой предмет?».

Обстоятельство отвечает на вопросы: «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?».

На следующих уроках мы поговорим, какими частями речи могут быть выражены второстепенные члены.

Чтобы определить второстепенные члены, надо сначала задать вопросы от подлежащего и сказуемого.

Рассмотрим это на примере.

Пятнистая шкура леопарда очень красива. В этом предложении подлежащее шкура выражено существительным. Сказуемое красива выражено кратким прилагательным. Задаём вопросы от подлежащего. Шкура (какая?) пятнистая.

Это определение, выражено именем прилагательным. Шкура (кого?) леопарда. Это дополнение, выражено именем существительным в родительном падеже. Теперь задаём вопрос от сказуемого. Красива (насколько?) очень.

Это обстоятельство, выражено наречием.

Но второстепенные члены могут зависеть не только от главных, но и от других второстепенных членов предложения. Рассмотрим пример.

Дикие утки сели на прозрачную гладь воды. В этом предложении грамматическая основа – утки сели. Подлежащее утки выражено существительным, сказуемое сели – глаголом. Утки (какие?) дикие. Это определение, выражено именем прилагательным. Сели (на что?) на гладь.

Это дополнение, выражено именем существительным в винительном падеже. Больше вопросов от главных членов предложения мы задать не можем. Задаём вопрос от дополнения: гладь (какую?) прозрачную. Это определение, выражено именем прилагательным. Гладь (чего?) воды.

Это дополнение, выражено именем существительным в родительном падеже.

Таким образом, чтобы разобрать предложение по членам, надо найти грамматическую основу, а затем задать вопросы сначала от главных членов предложения, потом от второстепенных.

Теоретический материал для углубленного изучения.

Второстепенные члены предложения.

Чтобы правильно определять второстепенные члены, можно пользоваться следующей таблицей.
Свойства членов предложенияДополнение Определение Обстоятельство
От какого члена предложения зависит чаще всегоОт сказуемогоОт подлежащего От сказуемого
Что обозначаетПредмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия и т.д.Признак предмета или явленияМесто, время, способ действия, причина, цель и т.д.
На какие вопросы отвечаетКосвенных падежейКакой?Чей?Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как?
Чем может быть выражено чаще всегоСуществительным, местоимениемПрилагательным, местоимением, числительнымНаречием, существительным в косвенных падежах

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Единичный / множественный выбор

Члены предложения

Проанализируйте предложение и выберите те члены предложения, которые в нём есть.

Падали крупные хлопья снега.

– подлежащее

– сказуемое

– дополнение

– определение

– обстоятельство

Правильный ответ:

– подлежащее

– сказуемое

– дополнение

– определение

2. Анализ предложения

Найдите грамматическую основу в предложении, укажите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое, определите тип предложения по наличию второстепенных членов: «Листья падали дни и ночи».

Подлежащее «_____» выражено _____, сказуемое « _____» выражено _____. От сказуемого можно задать вопрос: падали когда? дни и ночи. Это второстепенные члены. Следовательно, предложение по наличию второстепенных членов _____.

Правильный ответ:

Подлежащее «листья» выражено существительным, сказуемое «падали» выражено глаголом. От сказуемого можно задать вопрос падали (когда?) дни и ночи. Это второстепенные члены. Следовательно, предложение по наличию второстепенных членов распространённое.

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7637/conspect/

План урока

Второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Нераспространенное предложение

Русский язык

19 октября

Тема:Второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

Цель: Сформировать представление о второстепенных членах предложения, ввести в активный словарь учащихся термин второстепенные члены предложения; сформировать умения: различать распространённые и нераспространённые предложения; распространять предложения; Развивать наблюдательность к выразительным средствам русского языка,    воспитывать любовь и интерес к родному языку.

Ход урока

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

На предыдущих уроках мы  познакомились с главными членами предложения и способами их выражения. Сегодня  продолжим разговор о членах предложения  и   рассмотрим  группу второстепенных членов, узнаем, в чём отличие между нераспространёнными и распространёнными предложениями.

  1. Проверка домашнего задания.

Вам на дом было задано найти текст и разрезать его на предложения. Сейчас обменяйтесь текстами и составьте текст из разрезанных предложений. Зачитаем несколько текстов.

  1. Объяснение нового материала.

Перед вами два текста:

1 текст

Наступила осень. Цветут цветы. Листья опадают. Птицы улетают.

2 текст

Наступила золотая осень. Цветут поздние цветы. Багряные листья медленно падают на землю. Перелетные птицы улетают в теплые края. Бушуют сильные ветры. Темные тучи закрывают голубое небо.

– Какой текст вам понравился больше всего и почему.

– Какой текст несет в себе больше информации.

Синтаксис изучает строение предложений и словосочетаний.

Посмотрите , из каких членов предложений состоит 1 текст (из подлежащего и сказуемого).

– Второй текст , из каких членов предложений построен? (добавляются второстепенные члены предложения)

-Второй текст распространяется второстепенными членами предложения.

Вывод: Чем больше второстепенных членов, тем ярче и богаче звучит наша речь.

Вспомните! Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Они составляют грамматическую основу предложения.

Второстепенные члены предложения в русском языке имеют свои названия: определение, дополнение, обстоятельство.

Определение отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает чаще всего признак предмета. Определение обычно выражается именем прилагательным. Определение подчёркивается волнистой линией:

Расцвел душистый ландыш.

Дополнение отвечает на вопросы кого? чего? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? (то есть на вопросы косвенных падежей). Дополнение может быть выражено именем существительным или местоимением в косвенном падеже. Дополнение подчёркивается пунктиром:

Папа купил сыну ноутбук.

Обстоятельство отвечает на следующие вопросы: где? откуда? когда? как? и обозначает место, время, способ действия. Обстоятельство выражается наречием или именем существительным в косвенном падеже. Обстоятельство подчёркивается пунктиром с точками:

Звонко куковала в лесу кукушка.

По наличию второстепенных членов предложения делятся на 
нераспространённые и распространённые. 

Нераспространённые предложения состоят только из главных членов:

Гудели пчелы.

Предложения, в которых, кроме главных членов предложения, есть
второстепенные, называются распространёнными

Ромашка свернула лепестки и заснула.

Вокруг дикой груши гудели пчелы.

4. Работа с учебником.

Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

Охарактеризуйте предложение ( по цели высказывания(повествовательные, побудительные, вопросительные), по эмоциональной окраске (восклицательные, невосклицательные), простое или сложное, распространенное/нераспространенное, односоставное/двусоставное)( Простые предложения могут дополнительно выражать эмоции (чувства) говорящего и пишущего. Произносятся они при этом с осо­бой интонацией восклицания: Уж постоим мы головою за ро­дину свою! (М. Лермонтов). Такие предложения называются восклицательными.

Предложения, в которых не выражено чувство, называются невосклицательными..

Ромашка свернула лепестки и заснула.Осенью деревья сбрасывают листья.Вечером у синей реки из белых кувшинок пили чай зеленые лягушки.Чем природа одарила людей?Медленно наступает утро. На небе гаснут последние звезды.

5.Физминутка

Ребро, ладонь, кулак

Дети работают обеими руками одновременно. Поочередно на парту кладутся ребро ладони, открытая ладонь и кулак.

6. Выборочный диктант.

Текст проецируется на экран. Учащиеся; сидящие на «первом варианте»; должны выписывать из него только распространенные предложения. Учащиеся; сидящие на «втором варианте»- только нераспространенные предложения.

Вчера была гроза. Молнии сверкали. Гремел страшный гром. Сначала на небе появились тучи. Они тяжёлые, черные. Затем ударили первые раскаты грома. Все потемнело. Наступила ночь. Скоро непогода закончилась. Ушли тучи. Выглянуло солнышко. На улице приятно запахло свежестью.

Взаимопроверка, меняемся тетрадями и проверяем.

7. Игровое упражнение « Цепочка предложений»

Я говорю вам нераспространенные предложения, а вы добавляете второстепенный член предложения.

Птицы поют. Громко поют птицы. В лесу поют птицы.

Солнце светит. Солнце светит ярко. На улице светит солнце.

Идет дождь. Сутки идет дождь. Идет мелкий дождь.

Наступает утро. Медленно наступает утро. Наступает раннее утро.

День кончается. Теплый день кончается.

8. Работа с учебником.

Упражнение 230. Спиши, подчеркни грамматическую основу предложения.Укажи, какие из этих предложений являются нераспространенными, а какие – распространенными.

9. Итог урока.

Мне нужно три ученика по желанию. Вы должны подвести итог урока. Составьте эссе от первого лица, т.е. я-определение, я-дополнение, я-обстоятельство.

9. Рефлексия.

Закончи предложения:

Мне понравилось на уроке больше всего…

– У меня не получилось на уроке…

10. Домашнее задание:

Упр.266

11. Пожелание в конце урока.

Вот и кончился урок,

Он пошел, надеюсь, впрок.

А вам всем до свидания.

Успехов в выполнении задания.

Источник: https://infourok.ru/plan-uroka-vtorostepennie-chleni-predlozheniya-rasprostranennie-i-nerasprostranennie-predlozheniya-1274734.html

Распространенное и нераспространенное предложение

Второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Нераспространенное предложение

Распространенное и нерас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние отли­ча­ют­ся по нали­чию или отсут­ствию вто­ро­сте­пен­ных чле­нов. Узнаем, что такое рас­про­стра­нен­ное и нерас­про­стра­нен­ное пред­ло­же­ние в рус­ском язы­ке и при­ве­дем при­ме­ры.

В син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния ука­зы­ва­ет­ся его вид:

  • по инто­на­ции (повест­во­ва­тель­ное, вопро­си­тель­ное, побу­ди­тель­ное);
  • по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке (вос­кли­ца­тель­ное или невос­кли­ца­тель­ное);
  • по нали­чию глав­ных чле­нов (одно­со­став­ное или дву­со­став­ное);
  • по нали­чию или отсут­ствию вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния.

Важной син­так­си­че­ской харак­те­ри­сти­кой пред­ло­же­ния явля­ет­ся нали­чие или отсут­ствие вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния. В свя­зи с этим в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют нерас­про­стра­нен­ные и рас­про­стра­нен­ные пред­ло­же­ния.

Нераспространенное предложение

В про­стом пред­ло­же­нии могут быть толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния.

Енисей всё шумел и шумел (В. Астафьев)

В этом пред­ло­же­нии глав­ный член пред­ло­же­ния под­ле­жа­щее «Енисей» пояс­ня­ет дру­гой глав­ный член — ска­зу­е­мое «всё шумел и шумел» (всё — части­ца).

Это пред­ло­же­ние состо­ит толь­ко из грам­ма­ти­че­ской осно­вы, и поэто­му явля­ет­ся нерас­про­стра­нен­ным. В нем нет дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния, отно­ся­щих­ся к под­ле­жа­ще­му или ска­зу­е­мо­му.

Примеры нераспространенных предложений из художественной литературы

Была ночь. По все­му лесу потрес­ки­вал мороз (В. Катаев).

Дело было так. Тщательно и ста­ра­тель­но шел Бим по лугу чел­но­ком, разыс­ки­вая раз­бро­сан­ный сыр… (Г. Траепольский).

Это ста­ло тра­ди­ци­ей (К. Паустовский).

Светились цве­ты. Светились недол­го (Н. Сладков).

Вечер был тёп­лый и тихий (Н. Сладков).

Ученик был нетер­пе­лив. Пять минут — неве­лик срок (М. Алексеев).

Разгорался рас­свет. Синева на восто­ке сме­ни­лась баг­ро­вой мглой, похо­жей на дым пожа­ра (К. Паустовский).

Утро было яркое, сол­неч­ное, но про­хлад­ное (Г. Скребицкий).

Распространенное предложение

Если в соста­ве пред­ло­же­ния име­ет­ся хотя бы один вто­ро­сте­пен­ный член, такое пред­ло­же­ние назо­вем рас­про­стра­нен­ным.

С утра пошел снег (Т. Тэсс).

Пошёл когда? — с утра (обсто­я­тель­ство).

Мы затап­ли­ва­ли  (что?) печи (К. Паустовский).

В тихий день раз­ли­та меж­ду дере­вья­ми жёл­тая музы­ка (В. Песков).

Второстепенные чле­ны отно­сят­ся или к под­ле­жа­ще­му, или к ска­зу­е­мо­му, а так­же к дру­гим вто­ро­сте­пен­ным чле­нам.

К вто­ро­сте­пен­ным чле­нам при­над­ле­жат

  • опре­де­ле­ние;
  • допол­не­ние;
  • обсто­я­тель­ство.

Определение — второстепенный член предложения

Теплый вете­рок заби­ра­ет­ся за про­стор­ный ворот мое­го мат­рос­ско­го костю­ма и щеко­чет тело (А. Новиков-Прибой).

В соста­ве пред­ло­же­ния ука­зы­ва­ем согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния.

Согласованные опре­де­ле­ния выра­жа­ют­ся име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми, место­име­ни­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми и при­ча­сти­я­ми, кото­рые сов­па­да­ют в чис­ле, роде и паде­же с опре­де­ля­е­мым сло­вом.

Несогласованные опре­де­ле­ния выра­жа­ют­ся суще­стви­тель­ны­ми в кос­вен­ном паде­же, инфи­ни­ти­вом, наре­чи­ем и дру­ги­ми частя­ми речи.

Дополнение — второстепенный член предложения

Дополнение пояс­ня­ет ска­зу­е­мое.

Я вспо­ми­наю (что?) леса, озё­ра, пар­ки и небо (К. Паустовский).

Различают пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние. Прямое допол­не­ние, обо­зна­чен­ное суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в вини­тель­ном (роди­тель­ном) паде­же без пред­ло­га зави­сит от ска­зу­е­мо­го, выра­жен­но­го пере­ход­ным гла­го­лом:

  • пишу что? рас­сказ.
  • выпил (чего?) мор­са.

Существительные в фор­ме осталь­ных паде­жей с пред­ло­гом и без него явля­ют­ся кос­вен­ны­ми допол­не­ни­я­ми:

  • гор­жусь (чем?) Родиной;
  • вспо­ми­наю (о чём?) о море.

Обстоятельство — второстепенный член предложения

Обстоятельство, как и допол­не­ние,  в пред­ло­же­нии при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го.

Обстоятельства быва­ют раз­ных видов и отве­ча­ет на вопро­сы: как? когда? куда? отку­да? зачем? поче­му? при каком усло­вии?

Сумерки (где?) в лесу насту­па­ют (как?) неожи­дан­но (когда?) рано (В. Арсеньев).

Обстоятельства выра­жа­ют­ся раз­ны­ми спо­со­ба­ми:

Я (когда?) и рань­ше ходил (куда?) в лес (с какой целью?) гулять (В. Солоухин).

Примеры распространенных предложений из художественной литературы

Но еще выше было небо, все засы­пан­ное звез­да­ми (В. Катаев).

У самой воды боль­ши­ми охап­ка­ми выгля­ды­ва­ли из заро­с­лей мяты невин­ные голу­бые неза­буд­ки (К. Паустовский).

Глубокая лес­ная кана­ва до самых кра­ёв была напол­не­на быст­ро бегу­щей мут­ной водой (И. Соколов-Микитов).

Обладая памя­тью необык­но­вен­ной, Пушкин уже на один­на­дца­том году был хоро­шо зна­ком с фран­цуз­ской лите­ра­ту­рой (А. Гессен).

Я стал с насла­жде­ни­ем есть сто­ло­вой лож­кой пре­вос­ход­ную про­хлад­ную еду (В. Катаев).

Кое-где сквозь чащу дере­вьев мель­ка­ли сереб­ря­ные нити лес­ных ручей­ков (А. Куприн).

Еле воло­ча от уста­ло­сти ноги и отби­ва­ясь от несмет­но­го коли­че­ства кома­ров, я под­нял­ся на воз­вы­шен­ность и огля­дел­ся (Г. Скребицкий).

урок: Русский язык 3 класс. Предложения распространенные и нераспространенные

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sintaksis/rasprostranennoe-nerasprostranennoe.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.