Воображение как познавательный процесс в психологии. Виды и процессы воображения. Теоретические аспекты изучения воображения

Воображение как психический познавательный процесс

Воображение как познавательный процесс в психологии. Виды и процессы воображения. Теоретические аспекты изучения воображения

В житейском обиходе воображением или фантазией называют всё то, что нереально, не соответствует действительности и что таким образом не имеет никакого практического значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий головного мозга. Иногда специалисты связывают этот процесс только с работой правого полушария.

Специфика правого полушария заключается в том, что оно не застревает на деталях, но упрощает картину мира, даёт представление целостности, гармоничности, соразмерности, композиционного единства [12, с. 294].

Как же дать определение воображения? Что это такое?

Авторы разных учебников по-разному дают определение этого психического процесса. В учебнике Еникеева М.И. предлагается следующее определение воображения:это образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти [9, с. 152].

Белорусские авторы учеников по психологии предлагают следующее определение:

Воображениеэто психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых, отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях.

Воображение позволяет человеку выйти за пределы реального мира во времени пространстве, даёт возможность ещё до начала работы представить себе результат труда, играет огромную роль в преобразовании объективного мира [4, с. 343].

Итак, воображение – это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Воображение занимает промежуточное место между психическими процессами восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде всего активностью человека.

Виды воображения различают, соответственно, пользуясь различными критериями для классификации.

По степени напряжённости активности различают воображение: пассивное и активное [4, с. 178].

Активным воображением человек пользуется по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение может быть: творческим и воссоздающим [15, с. 84].

Творческое – возникает в процессе труда и предлагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Творческое активное – возникает в процессе труда и предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Воссоздающее активное воображение – имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию (например, при чтении литературного произведения мы представляем героев).

Пассивное воображения – имеет в своей основе создание тех или иных образов, которые не воплощаются в жизнь [4, с. 178]. Пассивное воображение бывает: преднамеренным и непреднамеренным.

Формами проявления воображения являются:

а) Мечты,

б) грёзы,

в) галлюцинации,

г) сновидения [4, с. 179].

Человек использует различные приёмы и способы процесса воображения:

Агглютинация – «склеивание», комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ (русалка=женщина+рыба);

Акцентривание – (заострение) – выделение и подчёркивание какой-либо одной части или детали в создаваемом образе. Этим приёмом пользуются карикатуристы, выделяя в рисунках одну часть тела, лица человека.

Гиперболизация– увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета, их смещение (например, многорукий Будда; драконы с семью головами).

Схематизация – сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Например, национальные орнаменты и узоры.

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе (например, литературные типажи).

Воображение различается по нескольким признакам:

– Яркости образов,

– Степени и реалистичности,

– Новизне,

– Оригинальности,

– Широте воображения,

– Произвольности,

– Типу представлений,

– Устойчивости [4, с. 181].

Функции воображения:

1.Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими.

2. Регулирование эмоциональных состояний.

3. Формирование внутреннего плана действий.

4. Планирование и программирование деятельности.

5. Управление психофизическим состоянием организма (например , в аутотренинге) [4, с. 182].

Воображение обеспечивает целостность и константность восприятия. Оно ориентирует человека в бескрайних пространствах будущего и позволяет корректировать картины прошлого.

Способность человека предвидеть и переживать воображаемые этические ситуации – основа его нравственного поведения.

Воображение помогает человеку осуществлять знаковое овладение миром, лежит в основе идеального отражения действительности [9, с. 153].

Считается, что воображение можно развить в рамках пределов, связанных с генотипически обусловленными возможностями человека.

Развитие воображения предусматривает его совершенствование по следующим признакам: по разнообразию процессов воображения, по оригинальности образов воображения, оцениваемой другими людьми, по уровню детализации построения образов воображения, по уровню интеллектуализированности образов воображения, проявляющемуся в их мысленной интерпретации другими людьми, по эмоциональности реакций других людей на продукты воображения данного индивида [16, с. 217].

У некоторых людей воображение проявляется уже в 2-3 года без специального обучения в этом направлении. Другим даже в более позднем возрасте не помогают специальные приёмы.

Психологи в этой связи высказываеют гипотезу о б определённой врождённости воображения.

Однако, у людей, которые обладают воображением и заняты творческой деятельностью, наблюдается улучшение качественных характеристик процессов воображения.

Таким образом, при изучении воображения как психического процесса многое стало известно, но остаются и неразгаданные тайны.

Лекция по модулю составлена на основе литературы:

1. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Че Ро, 1998. – 336 с.

3. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских. – Минск, 2004. – 336 с.

4. Общая психология: учебное пособие / Л.А. Вайнштейн [и др.]. – Мн.: Тесей, 2005. – 368 с.

5. Яровицкий, В. Сто великих психологов / Автор-составитель Яровицкий В. – М.: «ВЕЧЕ», 2004. – 432с.

6. Немов, Р.С. Психология Учеб. для студ. высш. пед. Учеб. заведений: в 3 кн., Т.1./ Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн.1. Общая психология. – 688 с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007. – 713 с.

8. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – 5-е изд., перераб. и дополн. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672 с.

9. Еникеев, М.И. Общая психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 400 с.

10. Прыгин, Г.С. Психические процессы: учебное пособие дл студентов вузов гуманитарного профиля / Г.С. Прыгин. – Набережные челны: Издательство института управления,1997. – 128 с.

11. Григорович, Л.А., Марцинковская, Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гарадарики, 2001. – 480 с.

12. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 448 с.

13. Глуханюк, Н.С., Семенова, С.Л., Печеркина, А.А. Общая психология: учебное пособие для вузов / Н.С. Глуханюк, С.Л. Семенова, А.А. Печеркина – М.: Академический проект; Екатеринбург: деловая книга, 2005. – 3-е изд., доп. и испр. – 368 с.

14. Лобанов, А.П. Психология когнитивных процессов: учебное пособие / А.П. Лобанов. – Минск: ОО ЦРТО «Диаль», 2006. – 240 с.

15. Одинцова, М.А. Общая психология / М.А. Одинцова. – Минск: МГЭИ, 2005. – 162 с.

16. Кобузовский, В.М. Общая психология: психические процессы. Учебное пособие / В.М Кобузовский – 3-е изд. – Минск: Алмафея, 2008. – 368 с.

17. Андриевская, С.В. Лекции по «Основам психологии и педагогики» [Электронный ресурс] / С.В. Андриевская // Электронная библиотека Полоцкого государственного университета / URI http://elib.psu.by:8080/handle/123456789/15319

Предыдущая45678910111213141516171819Следующая

Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 6697; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-23168.html

Вопрос 42. Дать характеристику воображению как психическому познавательному процессу. Раскрыть основные виды воображения

Воображение как познавательный процесс в психологии. Виды и процессы воображения. Теоретические аспекты изучения воображения

Человеческое сознание не только отражает окружающий мир, но и преобразовывает его. Для этого человеку необходимо что-то представлять и реализовывать в практической деятельности. Все это возможно благодаря такому психическому процессу как воображение. Оно позволяет человеку придавать деятельности творческий характер.

Воображение –психический познавательный процесс, характеризующийся активным преобразованием имеющихся представлений об окружающей действительности и выражающийся в построении новых образов и их сочетаний.

Образы воображения не совпадают с образами восприятия, они представляют собой совершенно новые образы, которые включают в себя лишь фрагменты или обобщенные представления.

Роль воображения в жизни человека можно конкретизировать в следующих основных функциях:

– представление в психике действительности в образах (человек может преобразовывать образы и создавать новые на основе представлений);

– регуляция деятельности и поведения (сталкиваясь с проблемной ситуацией, человек вначале строит программу ее разрешения и прогнозирует результат, а потом осуществляет практические действия);

– управление эмоциональными состояниями (воображение является основой эмоциональной саморегуляции).

Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий.

Воображение – это создание того, что в опыте человека не существовало, что он раньше не воспринимал, с чем раньше не встречался. При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях.

Воображение может проявляться по-разному, о чем свидетельствует существование различных его видов.

В зависимости от степени выраженности активности различают два вида воображения:

пассивное воображение – воображение, характеризующееся созданием образов, которые впоследствии не воплощаются в практических делах, деятельности;

активное воображение – воображение, связанное с выполнением конкретной практическое деятельности.

В зависимости от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным, либо непреднамеренным. Преднамеренное (произвольное) пассивное воображение (грёзы) – это образы фантазии, осознанно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь.

Непреднамеренное (непроизвольное) пассивное воображение – это самопроизвольное создание новых образов.

Оно происходит при ослаблении деятельности сознания второй сигнальной системы, например, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации), при чтении книг и т. д.

В зависимости от характера создаваемого образаактивное воображение может быть воссоздающим или творческим.

Воссоздающее (репродуктивное) – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. Это новые образы для конкретного человека, а на самом деле они уже существуют (чтение книг).

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное обозначение. Реализуется этот вид воображения в творческой деятельности.

Особый вид воображения – мечта. Она всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека. Роль мечты в жизни человека сложно переоценить. Она ориентирована на будущее, делает жизнь увлекательной и целеустремленной

К образам мечты относится идеал. Идеал – это образ, в котором представлены наиболее значимые для данного человека черты и свойства личности. Еще один вид творческого воображения – фантазии. Здесь желаемое будущее не связано непосредственно с настоящим.

К основным способам (формам) создания образов воображения относят комбинирование, агглютинацию, акцентирование, гиперболизацию, схематизацию и типизацию.

Комбинирование представляет создание нового образа, в котором сочетаются отдельные элементы разных образов.

Агглютинация представляет собой комбинацию, «склеивание» разных объектов или разных свойств объектов в один образ. Данный способ часто используется в искусстве (кентавр, русалка и т. д.), техническом творчестве (троллейбус, аэросани).

Акцентирование заключается в том, что в создаваемом образе какой-либо элемент выделяется и особо подчеркивается. При акцентировании могут использоваться различные приемы:

утрирование – намеренное подчеркивание особенностей внешности и поведения (например, образ хитрой лисы в сказках, карикатуры, Карлик-Нос и т. д.);

гиперболизация – преувеличение или преуменьшение образа по сравнению с реальным объектом (Дюймовочка, Гулливер, бессили волка перед зайцем в мультфильме «Ну, погоди!»);

типизация — создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (создание образов в художественной литературе: Наташа Ростова, Евгений Онегин и др.).

Таким образом, воображение основано на преобразовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, эмоций. Самый фантастический вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жизни, из прошлого опыта.

Источник: https://studopedia.ru/9_56383_vopros--dat-harakteristiku-voobrazheniyu-kak-psihicheskomu-poznavatelnomu-protsessu-raskrit-osnovnie-vidi-voobrazheniya.html

Воображение как познавательный процесс

Воображение как познавательный процесс в психологии. Виды и процессы воображения. Теоретические аспекты изучения воображения

Почти вся человеческая материальная идуховная культура является продуктомвоображения и творчества людей. Являетсяосновой наглядно-образного мышления.

Воображение – это психическийпроцесс, выражающийся:

  1. в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

  2. в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;

  3. в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;

  4. в создании образов, соответствующих описанию объекта.

От восприятия оно отличается тем, чтоего образы не всегда соответствуютреальности. Воображаемый объект всегданесколько отличается от воспринимаемогоили вызванного из памяти.

Физиологическую основу памяти составляетзамыкание временных нервных связей иих последующее воспроизведение, т.е.припоминание. А в процессе воображенияэти системы связей как бы распадаютсяи объединяются в новые системы.

Т.е. у фантазирующего человека группынервных клеток связываются по-новому.Никакая фантазия не способна изобрестинечто такое, что человеку не было быизвестно.

Воображение – функция коры большихполушарий, но и более глубоко залегающихотделах мозга.

Процессы воображения имеютаналитико-синтетических характер.Основная тенденция памяти – возобновлениеобразов в максимальном приближении кэталону, а основная тенденция воображение– преобразование образов, обеспечивающеесоздание модели ситуации заведомоновой, ранее не возникавшей.

Воображение тесно связано с мышлениеми выступает с ним в единстве. Сходство:так же как и мышление, воображениевозникает в проблемной ситуации, т.е. втех случаях, когда необходимо отыскатьновое решение. Так же как и мышление,оно мотивируется потребностями личности.

Отличие: опережающее отражениедействительности, осуществляемое впроцессах воображения, происходит вконкретно-образной форме, в виде яркихпредставлений, а опережающее отражениев процессах мышления происходит путемоперирования понятиями, позволяющимиобобщенно и опосредованно познаватьмир.

Включение воображения или мышленияв процесс деятельности определяетсястепенью неопределенности проблемнойситуации, полнотой или дефицитоминформации, содержащихся в исходныхданных задачи.

Если исходные данныеизвестны, то ход решения задачи подчиняетсяпреимущественно законам мышления; еслиже эти данные с трудом поддаются анализу,то действуют механизмы воображения.Нередко одна и та же задача может бытьрешена как с помощью воображения, таки с помощью мышления.

И человек выбереттот способ, который соответствует еготипу мышления – образному (художественныйтип) или логическому, в зависимости оттого, какое полушарие головного мозгау него ведущее.

Не вообразив себе готовый результаттруда, нельзя приниматься за работу. Впредставлении ожидаемого результатас помощью воображения – коренное отличиечеловеческого труда от инстинктивногоповедения животных.

Итак, первоеи важнейшее назначениевоображения как психического процессазаключается в том, чтооно позволяетпредставлять результат труда до егоначала, тем самым, ориентируячеловека в процессе деятельности.Создание с помощью воображения моделиконечного или промежуточного продуктатруда способствует его предметномувоплощению.

Втораяважная особенность воображения:оно выводит человека за пределы егосиюминутного существования,напоминает ему о прошлом, открываетбудущее.

Обладая богатым воображением,человек может «жить» в разном времени,что не может себе позволить никакоедругое живое существо в мире.

Прошлоезафиксировано в образах памяти,произвольно воскрешаемых усилием воли,будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Функции воображения.

  1. Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция связана с мышлением.

  2. Регулирование эмоциональных состояний. Таким образом удовлетворяются многие потребности, в том числе и физиологические. Может снять напряжение или повысить его при актуализации потребности.

  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события.

  4. Формирование внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

  5. Планирование и программирование деятельности – составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Источник: https://studfile.net/preview/5439334/page:36/

Воображение. Психический познавательный процесс (стр. 1 из 2)

Воображение как познавательный процесс в психологии. Виды и процессы воображения. Теоретические аспекты изучения воображения

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла.

Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения:

Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

Образное представление действительности;

Регулирование эмоциональных состояний;

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.

Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности.

Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях.

Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;

слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах в виде некоторой пока еще тенденции);

эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;

стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез.

В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д.

Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик.

Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.
ТЕСТ НА СПОСОБНОСТЬ К ВООБРАЖЕНИЮ

Этот тест поможет Вам выявить склонность к фантазии и интуитивному мышлению.

Инструкция

Необходимо выразить свое отношение к каждому из приводимых в задании утверждений с помощью одного из трех ответов -“да”, “нет” и “не могу сказать определенно”.

Задание

1. Я способен отчетливо вспомнить по крайней мере одно событие, случившееся со мной, когда мне было не более двух лет.

2. Когда я был ребенком, мог вообразить, что летаю, с такой ясностью, что начинал верить в реальность этого акта.

3. В детстве я просто наслаждался сказками.

4. Повзрослев, я по-прежнему обожаю сказки.

5. Когда я был маленьким, играл в сказки и нередко сам верил, что я сказочный герой (Колобок, Красная Шапочка, принц, сирота и т.д.).

6. Повзрослев, я время от времени вживаюсь в какую-то роль.

7. Мне бы хотелось оказаться под гипнозом (я получаю удовольствие, находясь под гипнозом).

8. Я легко вспоминаю мои сны.

9. По своему желанию я обычно могу проснуться или даже изменить сновидение.

10. Перед тем, как заснуть, меня посещают отчетливые видения.

11. Вспоминая какие-то значительные события, я могу пережить их заново -снова увидеть то, что тогда было, услышать звуки, голоса, почувствовать волнение.

12. Мне легко вызвать в своем воображении образ друга.

13. Обычно я вспоминаю свои сны со всеми картинами и подробностями, а не только их фрагменты.

14. Когда я был ребенком, в моем воображении всегда жил друг -человек, животное или неодушевленный предмет, -с которым я разговаривал и делился своими чувствами.

15. Я испытываю большое наслаждение от дневного сна.

16. Если бы я закрыл свои глаза и представил, что держу в руках ребенка, кота или собаку, я бы легко смог почувствовать вес и теплоту этого тела.

17. Если я захочу представить себе сцену из любимого фильма и закрою глаза, то сумею отчетливо вызвать ее в своем воображении.

18. Во время чтения книги я могу легко соотнести себя с ее персонажем и почувствовать, что он переживает.

19. Я очень быстро теряюсь, когда совершаю физические действия (танцую, бегу и т.д.).

20. Мне нравятся широко раскрытые окна.

“Ключ”

За каждый ответ испытуемый получает:

“да”-2 балла;

“не могу сказать определенно” – 1;

“нет” – 0.

Очки суммируются.

РЕЗУЛЬТАТ.

От 27 до 40 -Вы живете в фантастическом мире, исключительно богатом деталями. “Спускаясь на землю”, Вы оказываетесь на чужой территории.

https://www.youtube.com/watch?v=4gchjCh0EXs\u0026list=PLh6dVTO7f4FaiD2rtHoMLa_A1va4Z5haG

От 13 до 26 -У Вас случаются отдельные вспышки интуиции. Но Ваша фантазия находится в зависимости от настроения.

От 0 до 12 -Ваши отличительные черты -“приземленность” и прагматичность. Опираясь на твердую почву, Вы не можете от нее оторваться, а потому почти лишены дара предвидения.

Как определить уровень развития своего воображения. Практические работы.

Задание 1. Проанализируйте свое воссоздающее воображение. Для этого решите 4 следующие задачи. (Предупреждаем, что никакие чертежи при решении делать нельзя.)

1. Представьте себе равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 6 м. Продолжите мысленно основание треугольника влево на 6 м и параллельно ему через вершину треугольника проведите влево такой же отрезок. Соедините концы параллельных линий прямой. Какая фигура получилась?

2. Представьте себе, что от точки А вы прошли на юг 10 шагов, затем повернули на восток и также сделали 10 шагов, после опять сделали 10 шагов на юг, а затем повернули на запад, прошли столько же и, наконец, сделали 10 шагов на север. Какая фигура получилась из указанных отрезков?

3. Представьте себе окружность: Поставьте в центре окружности точку, на равном расстоянии от нее (внутри окружности) проведите две параллельные линии, а затем к этим прямым на таком же расстоянии от центра проведите две перпендикулярные линии. Какая фигура получилась внутри окружности?

4. Представьте себе квадрат. Проведите в нем диагонали. Затем двумя горизонтальными линиями разделите квадрат на равные части. Сколько получилось фигур и какие?

Проверьте правильность решения каждой задачи с помощью чертежа. Затем подсчитайте количество полученных баллов: условно решение первой задачи оценивается 4 баллами, второй —5 баллами, третьей —6 баллами, четвертой —15 баллами.

Подсчитайте, сколько всего вы получили баллов и сколько времени ушло на решение задач. ответ

Задание 2. Установите уровень развития у себя творческого мышления. Для этого решите следующие задачи:

1. Мысленно представьте себе, что у вас есть деревянный шарик диаметром 30 мм. Придумайте и укажите на бумаге

(словами или рисунком) как можно больше предметов, которые можно сделать, используя этот предмет. Работайте 5 мин. Сравните спой вариант решения с вариантами своих товарищей. Каждый предложенный вариант оценивается в 2 балла.

За однотипные варианты начисляйте по 1 баллу, за остроумные и оригинальные — по 4 балла.

2. В течение 5 мин придумайте (и запишите) как можно больше вариантов использования обыкновенного карандаша. Имейте в виду, что можно придумывать самые нелепые — с точки зрения здравого смысла — вещи, непременное условие — чтобы карандаш действительно можно было в принципе применять в этом качестве (например, вместо скалки при раскатывании теста и др.).

Источник: https://smekni.com/a/203263/voobrazhenie-psikhicheskiy-poznavatelnyy-protsess/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.