В средневековье лечили сифилис ртутью. Самые странные методы лечения в истории медицины. Признаки острого отравления парами ртути или ее солями

Лечение сифилиса парами ртути. Самые странные методы лечения в истории медицины

В средневековье лечили сифилис ртутью. Самые странные методы лечения в истории медицины. Признаки острого отравления парами ртути или ее солями

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ “БелГУ”)

доцент кафедры факультетской терапии

Ружицкая Лидия Валерьевна, Мельниченко Валерия Игоревна, Голиусова Любовь Сергеевна (студентки 3 курса факультета лечебного дела и педиатрии Белгородского государственного национального исследовательского университета)

Аннотация:

В статье рассмотрены основные методы терапии сифилиса и лекарственные средства от «тайной болезни», которая волновала многих исследователей средневековья.

The article describes the main methods of treatment of syphilis and medicines from a “mystery illness” that preoccupied many researchers of the middle ages.

Ключевые слова:

терапия; сифилис; повальные болезни; методы лечения; средние века.

therapy; syphilis; endemic diseases; methods of treatment; the middle ages.

УДК 61:1. 76.01.09

Сифилис известен человечеству много тысяч лет. Еще Гиппократ II Великий (460—400 гг. до нашей эры) описал болезнь, внешними проявлениями напоминающую современную клиническую картину сифилиса. Но вопрос о происхождении сифилиса не разрешен и по настоящее время.

В древние времена и в раннем Средневековье врачи широко применяли для лечения сифилиса ртуть в виде мази и вдыхания паров. Первое средство для лечения сифилиса предложил знаменитый Парацельс.

Он писал: «Сифилис нужно лечить мазью из ртути, а также употреблением внутрь этого металла, поскольку ртуть есть знак планеты Меркурий, который, в свою очередь, служит знаком рынка, а сифилис подхватывают на рынке» .

В процессе приготовления мази врачи иногда смешивали ртуть в чугунной ступке с уксусом, сливочным маслом, свиным салом, скипидаром и серой, миррой. Полученную мазь втирали в язвы.

Некоторые лекари толкли ртуть с куриной кровью, живыми лягушками, змеиным ядом, а иногда и с человечиной. Из всех ингредиентов этих мазей заметный «лечебный» эффект давал только один – ртуть. Ее токсичное действие вызывало у людей неудержимое слюнотечение.

Большая часть пациентов умирала задолго до окончания лечения, в основном от отравления ртутью, обезвоживания, сердечной недостаточности и удушья. Некоторые предпочитали лечению самоубийство.

У тех, кто по счастливой случайности прошел курс лечения до конца выпадали зубы и волосы, развивалась тяжелая форма анемии с уменьшением количества эритроцитов в крови, диспепсические расстройства .

Один из крупнейших французских писателей Франсуа Рабле (1494-1553) в одном из своих произведений описал облик сифилитиков, прошедших ртутное лечение: «Их лица сияют, как надгробные камни, зубы пляшут, как клавиши органа или спинета под пальцами маэстро, а в глотке клокочет пена, как у кабана, окруженного сворой гончих».

Некоторые врачи средневековья пытались доказывать, что такое лечение опаснее самой болезни, но в целом медицинский мир был твердо убежден: ртуть — единственное средство от сифилиса.

И к сожалению, большинство считало, что, не помучившись, от сифилиса не избавишься, поэтому отдавало предпочтение ядовитому металлу. В результате начиная с XVI в.

во всех медицинских учебниках ртуть указывалась как главное средство от всевозможных кожных заболеваний.

Немецкий историк-эпидемиолог профессор Г. Гезер в своем двухтомном труде «История повальных болезней» отмечает, что «благодаря» сифилису появились парики, которые из-за большого количества сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе, и в Северной Америке .

Ртуть и ее препараты применяли в течение 450 лет. Между тем эксперименты с лекарствами от сифилиса продолжались. Больным рекомендовали, например, пить отвар из муравейника, заклеивать язвы пластырями из дождевых червей и даже привязывать мертвых цыплят к гениталиям. Использовали и такие средства, как сиропы розового меда, меда с уксусом, отвары алоэ, потогонные и слабительные средства.

Немецкий рыцарь и писатель Ульрих фон Гуттен (1488-1523) одним из первых опробовал альтернативное лечение. В качестве лекарственного средства он применял росный ладан, или гваяковую смолу, которую получали из гваякового дерева, завезенного в Европу из испанских колоний в Америке.

Пациент сидел в жарко натопленной комнате, укутавшись в одеяло, соблюдая строгую диету – пил гваяковый настой и обильно потел. Спустя месяц лечения врачи констатировали выздоровление. Дело в том, что первичная стадия сифилиса с характерными для нее язвами развивается и сама собой исчезает в течение месяца-двух после заражения.

А вот вторичная и третичная стадии появляются спустя месяцы и годы и диагностировать их гораздо сложнее .

Сьесе де Леоне – испанский священник, солдат, гуманист, историк и географ в своей книге «Хроника Перу», изданной в 1553 году, впервые описал растение сассапариль (или сарсапариль), которое использовали индейцы из Гуаякиля (Эквадор) для лечения сифилиса.

Корни этого растения были очень полезны от многих болезней, а также от сифилиса и болей, которые при этом чувствовал человек.

Те люди, которые хотели вылечиться, должны были находиться в горячем месте, укрыться так, чтобы холод или воздух не навредили болезни и принимать только слабительное, есть только отборные плоды, и воздерживаться от пищи, и пить напиток из этих корней .

Знаменитый гуманист и правозащитник Эразм Роттердамский в свое время высказал наиболее радикальную точку зрения на методы борьбы с этой страшной болезнью. Он предложил сифилитиков сжигать заживо и публично . Кроме того он проповедовал развод между супругами, и даже сожжение сифилитических супругов. Такая негуманная проповедь звучала в интересах нравственности и общественного здоровья.

Подобно Эразму, король Англии Яков IV в 1497 году 20 сентября приказал погрузить всех сифилитиков Эдинбурга на корабли и вывезти в море «для дальнейшего выздоровления». О судьбе этих людей исторические хроники больше ничего не упоминают.

К медико-полицейским мерам так же относится и постановление парижского парламента от 6 марта 1496 г. против «grosse verole» («тайная болезнь» – фр.), и Нюрнбергский закон того же года, запрещающий банщикам допускать сифилитиков в бани и употреблять для других лиц ножницы и ножи, служившие для сифилитиков. Наконец сюда относится устройство сифилитических больниц .

В Средние века католической церковью были объявлены грехом все половые отношения, не направленные на рождение детей. Однако это не помогло верхушке церковной конфессии — сифилисом страдали три Римских Папы: Александр VI (1431-503), Юлий II (1443-1513), Лев Х (1475-521).

Таким образом, на данном этапе истории человечества методы лечения сифилиса были далеко несовершенны, в связи с недостаточностью знаний и открытий. Прогресс в лечении сифилиса наметится только во второй половине XIX века.

Библиографический список:

1. Гезер Г. История повальных болезней, пер. с нем. – СПб.: Изд. мед. департамента МВД, 1867. – 180 с.2. Картамышев А.И. Кожные и венерические болезни. – М., 1953. – 219 с.3. Милич М. В. Эволюция сифилиса: 2-е изд. – М.: Медицина, 1987. – 164 с.4. Рохлин Д. Г. Новые данные о древности сифилиса / Д. Г. Рохлин, А. Е. Рубашева // Вестник дерматологии и венерологии. – 1938. – № 3. – С. 175-180.5. Сьеса де Леон Педро де. Гл. LIV // Хроника Перу. Часть первая / Под ред. А. Скромницкого. – Киев: Kuprienko.info, 2012. – 302 с.6. Friedberg. Venerische Krankheiten im Alterthum u. Mittelalter. – Berlin, 1865. – p. 199.7. Roterodami E. Opera, Lugd. – Batav. 1733. – p. 851.

Рецензии:

15.12.2014, 10:52 Лахтин Юрий Владимирович
Рецензия: Статья авторов интересная. Фактический материал этой работы можно использовать при написании монографии, пособия на тему венерических заболеваний. О стиле изложения статьи на историческую тему, думаю, выскажутся специалисты. По содержательной части замечаний нет. Рекомендую статью коллектива авторов к публикации.

Источник: https://papeleta.ru/anatomy-of-the-ear/lechenie-sifilisa-parami-rtuti-samye-strannye-metody-lecheniya-v-istorii/

В средневековье лечили сифилис ртутью. лечение сифилиса ртутью

В средневековье лечили сифилис ртутью. Самые странные методы лечения в истории медицины. Признаки острого отравления парами ртути или ее солями

Один из самых опасных наркотиков, с распространением которого сейчас борются, пожалуй, все цивилизованные страны мира… В 1874 году, когда героин был синтезирован, ему никто не предрекал такой судьбы. Впрочем, и героином его тогда не называли, а обозначали по названию химического вещества – диацетилморфин.

«Героическое» торговое наименование препарат получил, когда в 1898 году одна из европейских фирм стала выпускать его как лекарство от кашля. Считалось, что оно прекрасно успокаивает и приносит больным существенное облегчение. Героин также назначали при жалобах на сердце, гриппе, болезнях желудка и кишечника.

Чем все закончилось?

В начале 10‑х годов ХХ века медики стали замечать, что их пациенты принимают все больше и больше лекарства от кашля и испытывают серьезные трудности при отказе от него.

Примерно в то же время выяснилось, что героин превращается в печени в морфин – наркотик, об опасности которого в то время уже знали. Это привело к тому, что в 1913 году фармацевтическая компания отозвала препарат из аптек, а затем прекратила его производство.

Почти сразу же героин попал в национальные списки наркотических веществ. Особенно тщательно следили за его оборотом в США – с 1924 года здесь стало незаконным любое его использование.

В Европе же наркотик продолжал применяться в медицинских целях, правда, в основном для того, чтобы облегчить участь людям с морфиновой зависимостью, и только по рецепту. В более чем цивилизованной ФРГ героин продавали в аптеках аж до 1971 года. Кажется абсурдом? Тем не менее это факт.

Не выпить ли ртути?.

Разбили градусник и переживаете, не навредили ли организму, пока собирали раскатившиеся по полу шарики ртути? Вплоть до середины ХХ века подобных опасений у людей не возникало. Более того, ртуть воспринималась как лечебное средство. Именно ею, например, лечили от сифилиса.

Первые упоминания о такой «терапии» относятся к ХVI веку: знаменитый немецкий врач Парацельспытался бороться с «французской болезнью», втирая в ноги пациенту ртутную мазь. Позже врачи предлагали больным глотать ртуть, делать с нею инъекции, дышать ею, носить на шее мешочек с испаряющимся жидким металлом…

Многим помогало. Сейчас доказано, что ртуть способна подавлять возбудителя сифилиса – бледную трепонему. Но, увы, положительное действие сохранялось недолго.

До 80% пациентов вскоре умирали, причем не от сифилиса, а от тяжелого отравления, ведь ртуть, накапливаясь в организме, крайне негативно действует на нервную, сердечно-сосудистую систему, приводит к нарушению белкового обмена, вызывает проблемы с дыханием…

Чем все закончилось?

Появлением антибиотиков, которые значительно упростили лечение сифилиса. После этого применение ртути стало сокращаться и почти сошло на нет за ненадобностью. Впрочем, какое-то время оно все же практиковалось.

В Советском Союзе, например, препараты на основе этого металла входили в клинические рекомендации вплоть до 1963 года.

А еще дольше – до начала 70‑х годов – в медицинской практике использовались слабительные и мочегонные препараты на основе солей ртути.

В наше время этот металл практически вытеснен из медицины. Остается он разве что в градусниках, да и те в нашей стране могут быть запрещены уже в самое ближайшее время.

Целебная… радиация

Хотите попить водички, «обогащенной» радием? Или, может, почистить зубы пастой, содержащей этот радиоактивный элемент? Не хотите? Сто лет назад вас бы не поняли. В то время недавно открытый радий считался исключительно полезным веществом.

Бытовало мнение, что он обладает омолаживающими, укрепляющими организм свойствами и позволяет радикально улучшить состояние здоровья.

Немудрено, что всевозможные «лекарства» с добавлением этого элемента пользовались чрезвычайным спросом, а их производители делали себе немалые состояния.

На полках европейских и американских магазинов можно было найти специальные кувшины-фильтры для обогащения радием воды. Модницам предлагали радиоактивное мыло и крем для лица, в рекламе которого говорилось, что «кожа будет просто светиться». А очкарикам – глазные капли, якобы способные избавить и от близорукости, и от дальнозоркости, и от каких угодно других болезней зрения.

Чем все закончилось?

Началом конца эры «целебной» радиации стала смерть американского промышленника Эбена Макберни Байерса. Он скончался в 1932 году от рака челюсти – она в буквальном смысле слова рассыпалась на части. Близкие сразу же заподозрили, что причина этого – препарат, состоявший из дистиллированной воды и радия.

Его Байерсу выписал лечащий врач еще в 1927 году, когда тот пришел к нему с жалобами на боль в руке. Боль уменьшилась, и промышленник так поверил в чудодейственную силу лекарства, что стал пить его по три бутылочки в день, активно советовать друзьям и даже поить им свою лошадь.

И хотя доза радиации в одной порции препарата была весьма невелика, за несколько лет приема в костях Байерса, как определили ученые уже после его смерти, накопилось 36 мкг радия (сейчас смертельной дозой считается 10 мкг). Надо сказать, что производитель препарата так никогда и не признал, что прием лекарства и смерть как-то связаны.

Но, так как Эбен Байерс был человеком богатым и известным в свете, историю о его смерти подхватили газеты, впервые заставив людей задуматься, что радиоактивные вещества могут быть опасными.

Позже появились и другие подтверждения, поэтому сейчас, спустя сто лет, даже ребенок знает – с радиоактивными веществами дела лучше не иметь. В медицинских целях они применяются разве что для лучевой терапии онкозаболеваний – строго под контролем специалиста.

Но почему же не умерли, как Эбен Байерс, все, кто сто лет назад пользовался «радиевым» кремом и ел «светящийся» шоколад. Ответ прост: подобная продукция была настолько популярна, что многие недобросовестные производители готовили дешевые подделки, которые не содержали в себе радиоактивного элемента. Как ни странно, жертвы шарлатанства оказались в большом выигрыше.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ “БелГУ”)

доцент кафедры факультетской терапии

Ружицкая Лидия Валерьевна, Мельниченко Валерия Игоревна, Голиусова Любовь Сергеевна (студентки 3 курса факультета лечебного дела и педиатрии Белгородского государственного национального исследовательского университета)

Аннотация:

В статье рассмотрены основные методы терапии сифилиса и лекарственные средства от «тайной болезни», которая волновала многих исследователей средневековья.

The article describes the main methods of treatment of syphilis and medicines from a “mystery illness” that preoccupied many researchers of the middle ages.

Ключевые слова:

терапия; сифилис; повальные болезни; методы лечения; средние века.

therapy; syphilis; endemic diseases; methods of treatment; the middle ages.

УДК 61:1. 76.01.09

Сифилис известен человечеству много тысяч лет. Еще Гиппократ II Великий (460—400 гг. до нашей эры) описал болезнь, внешними проявлениями напоминающую современную клиническую картину сифилиса. Но вопрос о происхождении сифилиса не разрешен и по настоящее время.

В древние времена и в раннем Средневековье врачи широко применяли для лечения сифилиса ртуть в виде мази и вдыхания паров. Первое средство для лечения сифилиса предложил знаменитый Парацельс.

Он писал: «Сифилис нужно лечить мазью из ртути, а также употреблением внутрь этого металла, поскольку ртуть есть знак планеты Меркурий, который, в свою очередь, служит знаком рынка, а сифилис подхватывают на рынке» .

В процессе приготовления мази врачи иногда смешивали ртуть в чугунной ступке с уксусом, сливочным маслом, свиным салом, скипидаром и серой, миррой. Полученную мазь втирали в язвы.

Некоторые лекари толкли ртуть с куриной кровью, живыми лягушками, змеиным ядом, а иногда и с человечиной. Из всех ингредиентов этих мазей заметный «лечебный» эффект давал только один – ртуть. Ее токсичное действие вызывало у людей неудержимое слюнотечение.

Большая часть пациентов умирала задолго до окончания лечения, в основном от отравления ртутью, обезвоживания, сердечной недостаточности и удушья. Некоторые предпочитали лечению самоубийство.

У тех, кто по счастливой случайности прошел курс лечения до конца выпадали зубы и волосы, развивалась тяжелая форма анемии с уменьшением количества эритроцитов в крови, диспепсические расстройства .

Один из крупнейших французских писателей Франсуа Рабле (1494-1553) в одном из своих произведений описал облик сифилитиков, прошедших ртутное лечение: «Их лица сияют, как надгробные камни, зубы пляшут, как клавиши органа или спинета под пальцами маэстро, а в глотке клокочет пена, как у кабана, окруженного сворой гончих».

Некоторые врачи средневековья пытались доказывать, что такое лечение опаснее самой болезни, но в целом медицинский мир был твердо убежден: ртуть — единственное средство от сифилиса.

И к сожалению, большинство считало, что, не помучившись, от сифилиса не избавишься, поэтому отдавало предпочтение ядовитому металлу. В результате начиная с XVI в.

во всех медицинских учебниках ртуть указывалась как главное средство от всевозможных кожных заболеваний.

Немецкий историк-эпидемиолог профессор Г. Гезер в своем двухтомном труде «История повальных болезней» отмечает, что «благодаря» сифилису появились парики, которые из-за большого количества сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе, и в Северной Америке .

Ртуть и ее препараты применяли в течение 450 лет. Между тем эксперименты с лекарствами от сифилиса продолжались. Больным рекомендовали, например, пить отвар из муравейника, заклеивать язвы пластырями из дождевых червей и даже привязывать мертвых цыплят к гениталиям. Использовали и такие средства, как сиропы розового меда, меда с уксусом, отвары алоэ, потогонные и слабительные средства.

Немецкий рыцарь и писатель Ульрих фон Гуттен (1488-1523) одним из первых опробовал альтернативное лечение. В качестве лекарственного средства он применял росный ладан, или гваяковую смолу, которую получали из гваякового дерева, завезенного в Европу из испанских колоний в Америке.

Пациент сидел в жарко натопленной комнате, укутавшись в одеяло, соблюдая строгую диету – пил гваяковый настой и обильно потел. Спустя месяц лечения врачи констатировали выздоровление. Дело в том, что первичная стадия сифилиса с характерными для нее язвами развивается и сама собой исчезает в течение месяца-двух после заражения.

А вот вторичная и третичная стадии появляются спустя месяцы и годы и диагностировать их гораздо сложнее .

Сьесе де Леоне – испанский священник, солдат, гуманист, историк и географ в своей книге «Хроника Перу», изданной в 1553 году, впервые описал растение сассапариль (или сарсапариль), которое использовали индейцы из Гуаякиля (Эквадор) для лечения сифилиса.

Корни этого растения были очень полезны от многих болезней, а также от сифилиса и болей, которые при этом чувствовал человек.

Те люди, которые хотели вылечиться, должны были находиться в горячем месте, укрыться так, чтобы холод или воздух не навредили болезни и принимать только слабительное, есть только отборные плоды, и воздерживаться от пищи, и пить напиток из этих корней .

Знаменитый гуманист и правозащитник Эразм Роттердамский в свое время высказал наиболее радикальную точку зрения на методы борьбы с этой страшной болезнью. Он предложил сифилитиков сжигать заживо и публично . Кроме того он проповедовал развод между супругами, и даже сожжение сифилитических супругов. Такая негуманная проповедь звучала в интересах нравственности и общественного здоровья.

Подобно Эразму, король Англии Яков IV в 1497 году 20 сентября приказал погрузить всех сифилитиков Эдинбурга на корабли и вывезти в море «для дальнейшего выздоровления». О судьбе этих людей исторические хроники больше ничего не упоминают.

К медико-полицейским мерам так же относится и постановление парижского парламента от 6 марта 1496 г. против «grosse verole» («тайная болезнь» – фр.), и Нюрнбергский закон того же года, запрещающий банщикам допускать сифилитиков в бани и употреблять для других лиц ножницы и ножи, служившие для сифилитиков. Наконец сюда относится устройство сифилитических больниц .

В Средние века католической церковью были объявлены грехом все половые отношения, не направленные на рождение детей. Однако это не помогло верхушке церковной конфессии — сифилисом страдали три Римских Папы: Александр VI (1431-503), Юлий II (1443-1513), Лев Х (1475-521).

Таким образом, на данном этапе истории человечества методы лечения сифилиса были далеко несовершенны, в связи с недостаточностью знаний и открытий. Прогресс в лечении сифилиса наметится только во второй половине XIX века.

Библиографический список:

1. Гезер Г. История повальных болезней, пер. с нем. – СПб.: Изд. мед. департамента МВД, 1867. – 180 с.2. Картамышев А.И. Кожные и венерические болезни. – М., 1953. – 219 с.3. Милич М. В. Эволюция сифилиса: 2-е изд. – М.: Медицина, 1987. – 164 с.4. Рохлин Д. Г. Новые данные о древности сифилиса / Д. Г. Рохлин, А. Е. Рубашева // Вестник дерматологии и венерологии. – 1938. – № 3. – С. 175-180.5. Сьеса де Леон Педро де. Гл. LIV // Хроника Перу. Часть первая / Под ред. А. Скромницкого. – Киев: Kuprienko.info, 2012. – 302 с.6. Friedberg. Venerische Krankheiten im Alterthum u. Mittelalter. – Berlin, 1865. – p. 199.7. Roterodami E. Opera, Lugd. – Batav. 1733. – p. 851.

Рецензии:

15.12.2014, 10:52 Лахтин Юрий Владимирович
Рецензия: Статья авторов интересная. Фактический материал этой работы можно использовать при написании монографии, пособия на тему венерических заболеваний. О стиле изложения статьи на историческую тему, думаю, выскажутся специалисты. По содержательной части замечаний нет. Рекомендую статью коллектива авторов к публикации.

Источник: https://berts.ru/traditional-medicine/v-srednevekove-lechili-sifilis-rtutyu-lechenie-sifilisa-rtutyu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.