Триз на уроках химии. Триз. химические эффекты

Метод ТРИЗ на уроках химии

Триз на уроках химии. Триз. химические эффекты

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Межрегиональный центр компетенций –

Чебоксарский электромеханический колледж»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по дисциплине «Химия»

Метод ТРИЗ на уроках химии

(из опыта работы)

Хлебникова Л.А. – преподаватель

ГАПОУ ЧР МЦК – ЧЭМК

г. Чебоксары 2019г.

Введение 4

I. Основная часть 4

II. Практическая часть 6

Заключение 8

Литература 9

Введение

«Конечно, научная истина 
всегда пробьёт себе путь в жизнь, 
но сделать этот путь скорым и более 
прямым зависит от людей, а не от истины» (П. Л. Капица)

Современные предприятия, учреждения, фирмы ищут для работы творческих людей, способных давать нестандартные решения различных проблем, умеющих решать творческие задачи.

Поэтому перед современной системой образования, в рамках «Концепции модернизации российского образования», сформулирована основная цель – формировать целостную систему универсальных знаний и умений, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся… при этом, важно обеспечить право каждого студента  на индивидуальное развитие, которое не противоречит его природным возможностям, склонностям, интересам и создать хорошие условия  для обучения, развития, здоровья студента с разными возможностями.

Химия очень интересный, но сложный предмет. Студентам на уроке интересно тогда, когда понятно. Для того чтобы учиться с интересом и увлечением обучающиеся должны быть вовлечены в процесс обучения. И этому способствуют педагогические технологии.

В современной педагогике очень много разных технологий и приемов активизации мыслительной деятельности. Для развития познавательной деятельности в области химии можно использовать ТРИЗ – технологию (Теория решения изобретательских задач).

Эта технология направлена на развитие у студентов природных способностей, а также дает возможность проявить себя, завоевать уважение одногруппников.

I. Основная часть

Есть русская пословица «Все новое — это хорошо забытое старое». Это относится к технологии ТРИЗ, так-как работа над ТРИЗ была начата Г. С. Альтшуллер и его коллегами еще в 1946 году.

Первая публикация — в 1956 году — это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определённым законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям».

Зародившись в технической науке, в наши дни она вошла в различные области человеческой деятельности, например, реклама, бизнес, политика, менеджмент, искусство, экономика. Поскольку в педагогической деятельности существует также большое количество задач, то естественным образом ТРИЗ нашла свое отражение и в педагогике.

Современное образование ставит перед работниками этой сферы цель в воспитании всесторонне-развитой личности студента, способной активно проявлять себя в социуме. Для того чтобы придерживаться активной позиции, необходимо знать, как находить выход из той или иной жизненной ситуации.

Теория решения изобретательских задач содержит массу понятий и приемов, используя которые в обучении и воспитании, можно добиться поставленной цели.

Кроме того, организация работы по обучению способам творческой деятельности способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя, между самоуправлением и педагогическим управлением творческой деятельностью ученика.

Это возможно за счет возвышения потребности учащихся в творческом самовыражении, в самореализации через наполнение ее социально-значимым содержанием и новыми способами деятельности, за счет развития творческой активности ученика, которая составляет основу его саморазвития.

Ученик, покидающий школу, мог бы самостоятельно принимать решения, предвидеть последствия своих действий и нести ответственность за свои поступки.

Основными функциями и областями применения ТРИЗ являются:

  1. Решение изобретательских задач любой сложности и направленности;

  2. Пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления).

Цель данной технологии: « Знает, понимает, применяет».

Триз разбивает материал на фрагменты. Процесс приобретает модульный характер.

Существует три основных  принципа ТРИЗ:

  • принцип объективных законов. Все системы развиваются по определенным законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего мира.
  • принцип противоречия. Все системы развиваются через преодоление противоречий.
  • принцип конкретности. Конкретное решение проблемы зависит от конкретных ресурсов, которые имеются в наличии.

Дидактические возможности ТРИЗ:

– решение творческих задач любой сложности и направленности;

– решение научных и исследовательских задач;

– систематизация знаний в любых областях деятельности;

– развитие творческого воображения и мышления;

– развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций учащихся: когнитивной, креативной, коммуникативной, мировозренческой;

– развитие творческих коллективов.

II. Практическая часть

План урока с применением ТРИЗ — технологии.

Тема урока: Металлы. Общая характеристика. Физические и химические свойства.

Цели урока:

Образовательная

 обобщить знания по теме металлы, выявление готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса.

Развивающая

— развитие критического мышления, развитие творческого мышления, самостоятельности и способности к рефлексии.

Воспитательная

— воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Оборудование: проектор, компьютер, химические реактивы, периодическая таблица Д.И. Менделеева.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

  2. Проверка домашнего задания (упр.2).

  3. Объяснение нового материала.

  • Положение в таблице Менделеева.
  • Строение атома

Что объединяет все металлы?

  • . Физические свойства (ковкость, пластичность, тепло, электропроводность и т. д.)

Объясните с точки зрения физики, почему металлы проводят электрический ток? Почему по- разному?

  • Строение кристаллической решетки.
  • Химические свойства

1. Взаимодействие с простыми веществами (кислород, сера, галогены, азот).

2.

Взаимодействие со сложными веществами (демонстрация опыта).

Написать химические уравнения реакций.

4. Закрепление.

Решение изобретательских задач (используя знания свойств металлов).

1) В начале прошлого времени немецкий химик Кристиан Шенбейн изобрел новые симпатические чернила, представляющие собой раствор сульфата марганца.

После высыхания текст, написанный ими на розовой бумаге, становится совершенно невидимым. Гордый выдумкой, Шенбейн написал своими чернилами письмо английскому физику и химику Майклу Фарадею.

История умалчивает, удалось ли Фарадею прочесть послание своего немецкого коллеги.

Вопрос? Подумайте, как можно было проявить написанное? (сульфат марганца имеет бледно- розовую окраску, поэтому, чтобы прочесть написанное, Фарадей должен был бы обработать письмо каким- либо реактивом, дающим с сульфатом марганца интенсивно окрашенное соединение. Шенбейн использовал для проявления озон. Образующийся в результате реакция оксид марганца, черного цвета, поэтому написанное становится хорошо видимым.)

2.

Почему нередко комнатные растения, посаженные в металлическую банку из-под консервов, лучше растут, чем такие же растения в глиняных горшках? (Консервные банки были изготовлены из специального сплава, устойчивого к коррозии и содержащего, помимо железа, добавки олова, меди, марганца. Все эти элементы являются необходимыми компонентами минерального питания растений. Постепенно растворяясь под действием воды и почвенных кислот, они обеспечивают дополнительную подкормку, и растение лучше развивается).

3. Послушайте сказку и постарайтесь объяснить ее смысл с точки зрения химических свойств металлов (работа в группах).

Сказка. Сидит алхимик у свечи, подходит к нему дочка и спрашивает:

« папа, что ты делаешь?»

– «Хочу драгоценность получить, дочка».-

« Из этой свечи?»

– «нет, из подсвечника», – отвечает отец.

Дождался он, когда черная окалина на подсвечнике появится, соскреб ее и в кислоту бросил — стал синий раствор; бросил щепоть соды – выпал зеленоватый осадок; добавил едкую щелочь — и совсем синий стал осадок внутри. Высушил он эту смесь, и вышла краска дивной красоты. Чем не драгоценность? (медь — оксид меди (1) — оксид меди («2)- сульфат меди — карбонат меди; сульфат меди — гидроксид меди).

(индивидуальная работа)

4. Объясните химические процессы, упоминаемые в строках стихотворения А.Ахматовой.

«На рукомойнике моем

Позеленела медь.

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть».

Ответ. На рукомойнике появился налет или пленка. Это – патина — более или менее прочная окрашенная пленка, образующаяся на поверхности металла в результате его сложного взаимодействия с кислотами, солями и газами, содержащимися в атмосфере или в земной воде (коррозия).

5.Рефлексия.

Заполните таблицу:

п/п

вопрос

ответ

1

Металлы, которые встречаются в свободном виде

2

Назовите легкие металлы

3

Назовите тяжелые металлы

4

Назовите, какие металлы подвергаются коррозии

6. Домашнее задание. Составить кроссворд по теме « Металлы».

Заключение

Материал данной разработки помогает мне построить уроки по химии более интересными и познавательными. Эти задания можно варьировать, а также использовать на внеклассных мероприятиях. Считаю, что данную технологию или ее приемы можно использовать не только на уроках химии, но и на других уроках.

Литература

1. Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки учебных занятий. / И.В. Маркина;- Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.

2.

Интеллектуальные игры по химии. – М.: 5 за знания, 2007- 208 / Курганский С.М./ C 244

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.,1998.208 с.

4. Полат Е.С. Новые педагогические технологии. Пособие для учителей. М.:1997.287 с

Источник: https://infourok.ru/metod-triz-na-urokah-himii-3771113.html

ТРИЗ-технологии при обучении химии (обобщение опыта работы)

Триз на уроках химии. Триз. химические эффекты

Педагогические науки Теория и методика обучения и воспитания

Зинченко Е.С., преподаватель Ставропольского колледжа связи имени Героя Советского Союза В.А. Петрова

ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ (ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ)

В современной педагогике очень много разных технологий и приемов активизации мыслительной деятельности обучающихся. Одной из таких технологий является ТРИЗ-технология (теория решения изобретательских задач).

Целью данной работы является рассмотрение и применение данной технологии на занятиях химии, биологии. В данной работе представлены приемы активизации мыслительной деятельности учащихся, которые помогают решить поставленную перед ними задачу.

Они могут быть реализованы в разной форме организации работы: групповой, индивидуальной, обучении в сотрудничестве и т. д.

В работе представлен практический материал в виде конспекта урока с использованием приемов данной технологии, а также материал из опыта педагогов-новаторов (1, стр. 89-91), которые используются автором на уроках.

ТРИЗ- технологии

В настоящее время в педагогике очень много различных технологий, которые помогают представить учащимся материал в более доступной форме.

Для развития познавательной деятельности в области химии можно использовать ТРИЗ-технологию (Теория решения изобретательских задач).

Эта технология направлена на развитие у детей природных способностей, также дает возможность проявить себя, завоевать уважение одноклассников.

Есть русская пословица «Все новое – это хорошо забытое старое». Это относится к технологии ТРИЗ, так как работа над ТРИЗ-технологией была начата Г. С. Альтшуллер и его коллегами еще в 1946 году.

Первая публикация – в 1956 году – это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определённым законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям» (5).

Данную технологию можно применять на уроках как в школах, так и в средних учебных заведениях.

Основными функциями и областями применения ТРИЗ-технологии являются:

– решение изобретательских задач любой сложности и направленности;

– пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления).

Цель данной технологии: «Знает, понимает, применяет».

ТРИЗ-технология разбивает материал на фрагменты. Процесс обучения приобретает модульный характер.

Существует три основных принципа ТРИЗ – технологии:

– Принцип объективных законов. Все системы развиваются по определенным законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего мира.

– Принцип противоречия. Все системы развиваются через преодоление противоречий.

– Принцип конкретности. Конкретное решение проблемы зависит от конкретных ресурсов, которые имеются в наличии.

Дидактические возможности ТРИЗ:

– решение творческих задач любой сложности и направленности;

– решение научных и исследовательских задач;

– систематизация знаний в любых областях деятельности;

– развитие творческого воображения и мышления;

– развитие творческих коллективов.

В качестве примеров можно представить несколько задач, а также несколько приемов данной технологии.

1. В начале прошлого времени немецкий химик Кристиан Шенбейн изобрел новые симпатические чернила, представляющие собой раствор сульфата марганца.

После высыхания текст, написанный ими на розовой бумаге становится совершенно невидимым. Гордый выдумкой, Шенбейн написал своими чернилами письмо английскому физику и химику Майклу Фарадею.

История умалчивает, удалось ли Фарадею прочесть послание своего немецкого коллеги.

Вопрос.

Подумайте, как можно было проявить написанное? (сульфат марганца имеет бледно-розовую окраску, поэтому, чтобы прочесть написанное, Фарадей должен был бы обработать письмо каким-либо реактивом, дающим с сульфатом марганца интенсивно окрашенное соединение. Шенбейн использовал для проявления озон. Образующийся в результате реакция оксид марганца — черного цвета, поэтому написанное становится хорошо видимым.)

2.

Почему нередко комнатные растения, посаженные в металлическую банку из-под консервов, лучше растут, чем такие же растения в глиняных горшках? (консервные банки были изготовлены из специального сплава, устойчивого к коррозии и содержащего, помимо железа, добавки олова, меди, марганца. Все эти элементы являются необходимыми компонентами минерального питания растений. Постепенно растворяясь под действием воды и почвенных кислот, они обеспечивают дополнительную подкормку, и растение лучше развивается)

3. Для повышения октанового числа бензина используют добавку антидетонатора -тетраэтил свинца. Это очень ядовитое вещество, которое может присутствовать в парах бензина, а значит попадать в воздух. Особенно это опасно на автотранспортных предприятиях.

Предложите способ обнаружения паров тетраэтилсвинца в воздухе. (Нужно перевести тетраэтилсвинец в черный сульфид свинца или золотисто-желтый йодид свинца.

Для выполнения анализа необходимо пропустить анализируемый воздух через нагретую трубку с реагентом, в которой тетраэтилсвинец разложится и прореагирует с серой или галогенами.) (1, стр.90).

Сказка. Сидит алхимик у свечи, подходит к нему дочка и спрашивает:

«папа, что ты делаешь?» – «Хочу драгоценность получить, дочка».

«Из этой свечи?»- «нет, из подсвечника», – отвечает отец.

Дождался он, когда черная окалина на подсвечнике появится, соскреб ее и в кислоту бросил – стал синий раствор; бросил щепоть соды – выпал зеленоватый осадок; добавил едкую щелочь – и совсем синий стал осадок внутри.

Высушил он эту смесь, и вышла краска дивной красоты. Чем не драгоценность? (медь – оксид меди 1 – оксид меди 2 – сульфат меди — карбонат меди; сульфат меди – гидроксид меди)

Почему звезды горят? Звезды и наше Солнце состоят из смеси двух газов, превращение одного из них в другой происходит с выделением света и тепла. Что это за газы? Элементы, входящие в состав, – соседи по периодической таблице; первый из газов вдвое легче второго, молекулы первого газа двухатомна, второго одноатомна, к тому же второй газ инертный. Назовите эти газы. ( Водород и гелий)

Приемы данной технологии

В качестве приемов данной технологии можно использовать кейсы, загадки и т. д.

1. Объясните химические процессы, упоминаемые в строках стихотворения А. Ахматовой. «На рукомойнике моем

Позеленела медь. Но так играет луч на нем, Что весело глядеть».

Ответ. На рукомойнике появился налет или пленка. Это – патина – более или менее прочная окрашенная пленка, образующаяся на поверхности металла в результате его сложного взаимодействия с кислотами, солями и газами, содержащимися в атмосфере или в земной воде. (коррозия)

2.

В кружево будто одеты Деревья, кусты, провода. И кажется сказкою это,

А в сущности – только…….

– Кто и когда впервые осуществил синтез воды?

– Какой воздух тяжелее – сухой или влажный?

– В каком органе человека содержится наибольшее количество воды, и в каком -наименьшее?

– Назовите восемь наименований состояния воды, принятых в метеорологии.

– сколько молекул воды в океане?

– Что такое снежинки?

– Распадаются ли в воде на ионы ее собственные молекулы?

– Может ли вода гореть?

– Может ли вода течь вверх?

– Перечислите химические и физические свойства воды.

– Роль воды в жизни человека. Загадки о химических элементах.

1) Давно известно человеку: она тягуча и красна,

Еще по бронзовому веку

Знакома в сплавах всем она. (Медь)

Объясните с точки зрения химии ее свойства.

2) Как вдохнешь зеленый газ, так отравишься сейчас. (Хлор)

Кто открыл хлор? Где он применяется? Как он влияет на организм?

3) Я светоносный элемент,

Я спичку вам зажгу в момент. Сожгут меня — и под водой Оксид мой станет кислотой. (Фосфор)

Какими свойствами обладает фосфор? Где применяется? Какие аллотропия модификации Вы знаете? Объясните механизм свечения.(2, стр.34). При ответе на загадки используется поэтапный анализ.

Заключение

Достичь поставленных в педагогической деятельности целей помогают современные образовательные технологии, в частности рассмотренная ТРИЗ-технологии.

Современные педагогические технологии позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности учащихся в условиях эмоционально-комфортной атмосферы, которая развивается при решении изобретательских задач; развивать положительную мотивацию учения.

Например, одним из элементов технологии на моих уроках химии является использование «кейсов», химических загадок, элементов игровой технологии, которые позволяют применять предметные знания и умения, развивать навыки использования химической номенклатуры, классификации, основных химических понятий (наиболее эффективно его применение при изучении основных классов неорганической и органической химии).

Применение ТРИЗ-технологии помогает развивать у студентов умение участвовать в общем диалоге, осуществлять само- и взаимоконтроль, самопроверку, формировать адекватную самооценку. Работа в малых группах позволяет соотносить свою деятельность с деятельностью остальных, студент может провести не только самооценку, но и самокоррекцию.

Материал данной разработки помогает разнообразить уроки по химии, сделать их более интересными и познавательными. Задания ТРИЗ-технологии можно варьировать, а также использовать на внеклассных мероприятиях.

Следует отметить, что данную технологию или ее частные приемы можно использовать не только на уроках химии, но и на уроках биологии.

Приложение

План урока с применением ТРИЗ — технологии

Тема урока: Металлы. Общая характеристика. Физические и химические свойства.

Цели урока:

Образовательная – обобщить знания по теме металлы, выявление готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса.

Развивающая – развитие критического мышления, развитие творческого

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/triz-tehnologii-pri-obuchenii-himii-obobschenie-opyta-raboty

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология на уроках химии

Триз на уроках химии. Триз. химические эффекты

Петухова, Ю. Г. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология на уроках химии / Ю. Г. Петухова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 3 (6). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/37/1132/ (дата обращения: 17.08.2020).



В обыденной жизни нам всегда приходится решать какие-либо задачи, для этого мы ищем пути решения, подбираем способы, выстраиваем последовательность своих действий, связываем происходящее ассоциациями и закономерностями, то есть пытаемся сделать всё как можно качественнее и быстрее, и при этом извлечь пользу и привнести в жизнь что-то новое. Многие приемы мышления, которыми мы привыкли пользоваться, входят в систему Теории решения изобретательских задач или ТРИЗ.

Зародившись в технической науке, в наши дни она вошла в различные области человеческой деятельности, например, реклама, бизнес, политика, менеджмент, искусство, экономика. Поскольку в педагогической деятельности существует также большое количество задач, то естественным образом ТРИЗ нашла свое отражение и в педагогике.

Современное образование ставит перед работниками этой сферы цель в воспитании всесторонне-развитой личности ученика, способной активно проявлять себя в социуме. Для того чтобы придерживаться активной позиции, необходимо знать, как находить выход из той или иной жизненной ситуации.

Теория решения изобретательских задач содержит массу понятий и приемов, используя которые в обучении и воспитании, можно добиться поставленной цели.

Кроме того, организация работы по обучению способам творческой деятельности способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя, между самоуправлением и педагогическим управлением творческой деятельностью ученика.

Это возможно за счет возвышения потребности учащихся в творческом самовыражении, в самореализации через наполнение ее социально-значимым содержанием и новыми способами деятельности, за счет развития творческой активности ученика, которая составляет основу его саморазвития.

Ученик, покидающий школу, мог бы самостоятельно принимать решения, предвидеть последствия своих действий и нести ответственность за свои поступки.

ТРИЗ как педагогическая технология

Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) — это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества.

Еще ТРИЗ называют прикладной диалектикой, а иногда называют: Общей Теорией Сильного Мышления или Общей Теорией Творчества.

Главное отличие ТРИЗовского мышления от других видов мышления — это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам. Если мы научимся управлять разумом, то будем управлять и нашей жизнью.

Цели ТРИЗ как педагогической технологии, совпадают с теми что предлагает педагогика направления этой области, это как уже говорилось:

  1. Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира, заложенной природой.
  2. Формирование системного диалектического мышления (сильного мышления), основанного на законах развития.
  3. Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации.
  4. Формирование навыков работы с информацией, которую ребёнок получает из окружающей действительности стихийно или в результате целенаправленного обучения.
  5. Воспитание определённых качеств личности
  6. Развитие воображения, фантазии и творческих способностей.

Идеологическая основа связана с диалектическими взглядами: эволюция системы образования происходит в соответствии с объективными законами развития систем; компоненты осознанных и управляемых технологий мышления могут быть сформированы в результате специально организованной учебной деятельности.

Психологическая основа — понимание процесса творческого мышления как единства и взаимодействия логического и эмоционально-образного компонентов.

технологии: методология формирования осознанных и управляемых технологий мыслительной деятельности; процесс поисковой, изобретательской, творческой деятельности.

Форма обучения — учебный диалог на основе субъект — субъектных отношений. Поскольку в результате обучения приемам ТРИЗ требуется активная позиция и ученика и учителя, то в основе взаимодействия между ними возможна только педагогика сотрудничества. [1,c. 20–25] В процессе использования ТРИЗ-технологии в учебной деятельности, у учащихся должны формироваться следующие знания и умения:

– системное и ассоциативно-образное мышление.

– применять знания и использовать знания о системах, их свойствах и функциях для описания различных объектов;

– устанавливать взаимосвязи между различными системами;

– прогнозировать изменения систем во времени (линия прошлое — настоящее — будущее);

– определять, что и как можно узнать о системе;

– работать с различными видами информации;

Развитие воображения.

– получать фантастические идеи различными способами;

– изменять свойства, функции, структуру систем с помощью приемов фантазирования;

– применять приемы фантазирования для решения простых изобретательских задач;

Методика решения задач.

– выделять и формулировать противоречия;

– выделять противоречивые свойства;

– выделять взаимосвязи и взаимодействия, вызывающие противоречие;

– формулировать идеальное решение;

– прогнозировать последствия предлагаемых изменений;

– решать простые изобретательские задачи по схеме;

– подбирать информацию для учебных задач;

– объяснять различные явления.

Компонентный состав ТРИЗ

Теория решения изобретательских задач в образовательном процессе представлена в качестве внедрения основных её понятий.

При этом ознакомить учащихся со всеми основами ТРИЗ за один урок невозможно, поскольку они требуют тщательного разбора и осознания.

В основном, знакомство начинается с изобретательской задачи, условия которой представляют то или иное понятие, либо оно является необходимым, для решения этой задачи. [2,c. 5–23]

Основные понятия ТРИЗ — это понятие системы, противоречия, ресурсов, алгоритма решения изобретательских задач.

Для изучения системы используют различные виды анализа. Структурный анализ определяет взаимодействия (связи) между компонентами объекта. Функциональный анализ предполагает рассмотрение объекта как комплекса выполняемых им функций, а не как материально-вещественных структур.

Параметрический анализ устанавливает качественные пределы развития объекта — физические, экономические, экологические и др. Генетический анализ исследует объект на его соответствие законам развития систем.

В процессе генетического анализа изучаются также история развития (генезис) исследуемого объекта, характер изменений его конструкции, делаются выводы о положительных и отрицательных последствиях таких изменений, что позволяет сформулировать задачи и предложения по совершенствованию объекта.

Существует 40 приемов разрешения противоречий, их, либо их комбинации, используют в зависимости от сложности задачи.

Одними из самых распространенных приемов на уроках химии является прием «Да-Нет»

На вопрос учащиеся отвечают только «да» или «нет», либо «Верно — Неверно», когда требуется аргументация неверного ответа. Например, при изучении темы «периодический закон Д. И. Менделеева» можно применить данный прием следующим образом:

  1. При формулировке Периодического закона Д, И. Менделеев взял за основу валентность элемента.
  2. Существует одна формулировка Периодического закона, которая была предложена Д. И. Менделеевым.
  3. В современной формулировке причиной периодичности и главной характеристикой является заряд ядра атома.

Прием «Слепой текст»

Позволяет учащимся проверить свои знания, дополняя пропущенные слова, получая при этом цельный текст.

Восстановите текст

Горизонтальная закономерностьв ПС проявляется в том, что во всех периодах металлические свойства ________________, т. к. возрастает _________________________ на ______________________ уровне. Сходство в строении атомов элементов одного периода проявляется в одинаковом количестве ____________________________________.

Инструменты ТРИЗ достаточно разнообразны и позволяют развивать творческие способности, которые есть у каждого учащегося.

Литература:

  1. Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательных задач / Генрих Альтшуллер. — М., 2007. — 400 с. ISBN 987–5-9614–0534–7
  2. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. — М.: Вита-Пресс, 1999. — 112 с. ISBN 5–7755–0772-X
  3. Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Андреев С. П. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ: Учеб. Пособие. — М., 2004. — 364 с. ISBN 5–276–00554–0
  4. Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. / Главный редактор Н. Б. Крылова. — М., 2003, вып. 1(12) ISSN 1726–5304
  5. ТРИЗ-педагогика: диалог теории и практики: Межвузовский сборник научн. Трудов / Под ред. А. А. Нестеренко, В. А. Ширяевой. — Саратов, 2007. — 104 с. ISBN 978–5-9758–0495

Основные термины(генерируются автоматически): задача, развитие систем, теория решения, активная позиция, генетический анализ, педагогическая технология, прием, развитие воображения, сильное мышление, творческая деятельность.

На мой взгляд, одной из эффективных педагогическихтехнологий для развития

теоретически изучить вопрос: что такое теориярешения изобретательских задач

Обучение решениютворческихизобретательныхзадач осуществляю в несколько этапов

Вопросами творческогомышления, креативности занимались с момента развития науки.

Является ли этот познавательный процессгенетически обусловленным или зависит от окружающих условий, можно ли

Развитиевоображения и творческогомышления у детей…

Именно поэтому творческоевоображение выступает как активный познавательный процесс. Это означает, что развитиетворческоговоображения неотрывно связано с деятельностью.

педагогических условий развитиятворческоговоображения детей старшего дошкольного возраста в образовательномпроцессе. Это означает, что развитиетворческоговоображения неотрывно связано с деятельностью.

Библиографическое описание: Падалка А. П. Теориярешенияизобретательныхзадач и развитиетворческоговоображения — это здорово!

Библиографическое описание: Глебова И. Ю. Методы и приемыразвитиятворческоговоображения дошкольников в процессе лепки

Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит важная задачаразвитиятворческого потенциала подрастающего поколения.

Развитиетворческих способностей детей на уроках технологии… – развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

продуктивная умственная деятельность, творческоемышление, мозговой штурм, решение, задача, мыслительнаядеятельность

Развитиетворческоговоображения и фантазии младших… ребенок, игра, мыслительнаядеятельность, творческоемышление, уровень развитиявоображения, воображение, развитие, способность, учитель.

Развитиювоображения способствуют: ‒ Игровая деятельность (например, ролевые игры). ‒ Сочинение рассказов/ сказок.

Развитиювоображения препятствуют: ‒ Активное внимание к телевизору, компьютеру. ‒ Непринятие творческого позыва ребенка.

Источник: https://moluch.ru/th/2/archive/37/1132/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.