Смертный грех уныние: как с ним бороться. Почему уныние считается грехом? Как победить грех уныния

Содержание

Как избавиться от уныния, что является противоположностью унынию, почему это смертный грех и как бороться

Смертный грех уныние: как с ним бороться. Почему уныние считается грехом? Как победить грех уныния

Верующие часто представляются окружающим как унылые люди, которые вынуждены во многом себя ограничивать. На самом деле христианин должен быть радостным — ведь обретя Господа в душе, он возлагает на Него все свои заботы и печали. Великие святые были энергичными и добрыми, внимательными к окружающим, никогда не проводили время праздно.

Поэтому если тот, кто называет себя верующим, часто грустит, на душе у него тревожно, делать ничего не хочется — возможно, он впал в грех уныния. Что это, как бороться с напастью, к чему она может привести, если вовремя не обратить внимание на такое состояние души?

  • Описание уныния
  • Что говорят мудрецы
  • Последствия, как бороться
  • Духовный маяк
  • Как не охладеть к вере
  • Самое сильное оружие

Описание уныния

Казалось бы, название говорит само за себя, унылый человек — печален, вял, ему ничего не хочется. Но только ли этим исчерпывается состояние уныния? Википедия характеризует его как один из смертных (грозящих вечными муками душе) грехов. Плохое настроение бывает у всех, это еще неглавный признак греха уныния. Чем же отличается простая грусть от тяжелой духовной болезни?

  • Человек не хочет (иногда не может) выполнять свои основные обязанности.
  • Постоянно находится в апатии, ничто не в силах заинтересовать его.
  • Обвиняет Господа в том, что Он слишком строг к нему, жалуется на судьбу и окружающих.
  • Пренебрегает своими христианскими обязанностями — не посещает храм, не молится, не читает Священное Писание.

В католической традиции тоже считается очень опасным состоянием, которое ведет ко многим другим грехам. Например, к лени, пренебрежению к своему телу, чревоугодию, любви к развлечениям и т. п.

Иногда эта беда настигает лучших из лучших — кажется, вчера еще член церковной общины горел желанием взяться за новый молитвенный подвиг, а сегодня совсем его забросил. В такой ситуации надо помнить, что Господь специально посылает данное искушение, чтобы человек боролся с ним, духовно возрастал.

Бывает, что печаль и нежелание браться за дела указывают на то, что ранее подвижник был очень самонадеян, возгордился. А ведь истинный христианин должен в душе носить смирение. Это значит, что все хорошее, что есть в душе — от Бога, следовательно помощи надо просить у Него, не надеясь на собственные силы.

Что говорят мудрецы

Святые отцы об унынии знали не понаслышке. Жизнь в монашеском уединении выявляет самые ужасные пороки, заставляет демонов более активно нападать на подвижников.

Святой Феофан писал, что унывать — значит скучать за любым делом. Это может быть обычная работа по дому или молитвенное правило. Иноку хочется все бросить, его не радует больше ни пребывание в храме, ни дела на благо монастыря.

Это состояние может продлиться довольно долгое время. Испытав несколько раз ощущение духовного подъема после молитвы, человек может очень загрустить, когда ощущает внутри лишь холод и маловерие.

Унывать — что значит это с точки зрения святых отцов? Существует разница между обычной печалью и смертным грехом. Грусть — явление преходящее, она является нормальной реакцией на внешние события.

Однако при этом человек не теряет дееспособность. Проходит время — возвращается обычное состояние. Грех же может пытаться победить человека в любой момент.

Кажется, что все хорошо, но на душе появляется тяжесть, терзают сомнения, появляется тоска.

Духовная болезнь имеет вполне видимые физические проявления.

  • Нарушается цикл отдыха и бодрствования — либо одолевает бессонница, либо наступает сонливость.
  • Расстраивается пищеварение — мучают запоры.
  • Человек переедает либо, наоборот, теряет аппетит.
  • Наступает быстрое утомление — одолевает слабость, боли в области сердца, мышцы становятся вялыми.

Уныние тесно связано с физическим расслаблением. Поэтому монашествующие называли его «полуденным бесом». Иноки очень рано встают, поэтому в полдень для них наступает время обеда. А после приема пищи многих клонит в сон. Здесь и подстерегает нерадивых опасность.

Последствия, как бороться

Почему же этого греха следует всеми силами избегать? Казалось бы, в плохом настроении нет особой опасности. Но святые отцы предупреждают — это дорожка ведет в пропасть.

Личность, подпадая под влияние депрессивного состояния, скатывается все глубже. Проблемы нарастают, как снежный ком, который, в конце концов, может привести к нежеланию жить.

А суицид — единственный грех, который нельзя «отмолить», потому что, совершая его, человек отворачивается от Бога.

Страшней всего то, что отчаяние заставляет вчерашнего христианина разувериться в Боге. Для него Господь больше не является всемогущим, благим и неизменным.

Впадая в греховный ропот, несчастный тем самым отвергает спасение, которое принес в мир Христос. Смирение сменяется гордыней, вера — самонадеянностью. Так сатана улавливает множество душ.

На самом деле уныние заставляет терзаться уже здесь, а за чертой земного существования эти муки многократно усиливаются.

Вот к чему может привести обычная жалость к себе, а ведь она весьма характерна для людей нынешнего времени. Как же бороться с проявлениями слабости? Об этом тоже можно прочесть у святых праведников:

  • Приступы лености и расслабления лечатся обычным принуждением. Без него в любом начинании ждет провал.
  • Не следует потакать себе во всем. На каждое «не хочу» имеется «надо». Ранний подъем, посещение храма, чтение молитв — через преодоление собственных слабостей воспитывается сила воли. Только так.
  • Если каждый день совершать хотя бы одну небольшую победу над ленью, со временем можно получить впечатляющий результат. Секрет успеха очень прост — регулярность, постоянство, последовательность.

Все хорошее дается в жизни в обмен на усилия. Также совершается и спасение души — через понуждение, «силою берется», как говорится в Евангелии. Для этого не надо совершать великих подвигов где-то на краю земли, а просто изо дня в день трудиться над собой.

Можно представить себе душу, как поле, поросшее тернием (это грехи). Чтобы посеять полезные растения, сначала надо выполоть сорняки. Но поначалу работа может показаться просто невыполнимой.

И тут может появиться желание опустить руки.

Именно об этом предупреждают монахи — унывать и сдаваться нельзя! Даже если каждый день обрабатывать небольшой участок, со временем на поле можно вырастить хороший урожай.

Духовный маяк

Очень важно в период отчаяния не оставаться в одиночестве, хотя это и кажется хорошей мыслью. Наоборот, надо просить помощи у более опытных в духовной жизни людей. Если христианин еще не воцерковлен, то лучше побыстрей начать процесс. Это поможет не унывать, прийти в тонус.

В каждом храме есть священник, к нему и следует обратиться, поделиться тем, что мучает. Бояться не следует — многим тяжело дается буквально каждый поход в храм. Это нечистый пытается отвадить душу от святого места. Ему спокойней, когда человек сидит возле телевизора, а не молится.

Для борьбы с унынием применяются обычные церковные таинства:

Если в церкви требуется помощь, следует заняться волонтерской работой. Что именно надо делать — скажет священник. Для мужчин всегда найдется физическая работа на территории, для женщин — послушание в храме.

Вовлечение в общее дело будет очень благотворно влиять и на психику, и на духовное состояние страдающего. Многие таким образом выстраивали правильные отношения с Богом, некоторые даже решали пойти духовным путем.

Христианин всегда должен помнить о том, что надо просить помощи в молитвах у святых. Может казаться по-другому, но выбор есть всегда: поддаться обстоятельствам либо обратиться к Господу, излить свою печаль и приниматься за дело.

Не надо упиваться жалостью к себе, это опасный путь. Некоторым нравится, когда окружающие выражают сочувствие, жалеют. Чтобы уныние не переросло в отчаяние, необходимо внимательно относиться к тому, что происходит в душе.

Как не охладеть к вере

Состояние, в котором сердце слово застыло, хорошо известно опытным духовникам. Оно является одним из признаков уныния. А причиной становится любовь к развлечениям, переедание, леность.

Либо Господь попускает его в качестве испытания. Человек, охладевший, начинает забывать не только все хорошее, что было в его жизни, но и Бога отодвигает на второй план.

Он становится не смыслом жизни, а какой-то отвлеченной идеей.

Христианин теряет интерес к духовной жизни, не хочет участвовать в молитвах и таинствах. А эти шаги ведут к полной духовной деградации. Чтобы ее избежать, надо тщательно подготовиться к исповеди, принять Святые Дары (причастие), понуждать себя почаще ходить в храм. Вот еще несколько советов от опытных священников:

  • Полезно чтение Священного Писания, духовных книг;
  • За каждой обыденной вещью надо стараться видеть промысел Божий, милость Творца;
  • Надо найти для себя занятие, которое будет приносить пользу окружающим. Ведь к праздному человеку бесу подобраться проще всего.

Самое сильное оружие

Чудесным образом Христос способен оживить увядшую душу, вернуть ей радость жизни, способность вновь воспринимать живительную благодать Святого Духа.

А средство для исцеления доступно каждому, всегда и при любых обстоятельствах — это молитва. В состоянии уныния бесы наводят мысли о том, что не стоит и начинать, не поможет.

Это потому что святые слова единственное, что гонит их прочь.

Данное средство борется с самым корнем любого греха, потому что молитвенное воздыхание направлено к Богу, демонстрирует веру в Него. Даже если слова приходится выговаривать через силу, они сокрушают невидимую стену, возведенную грехом между человеческим сердцем и Спасителем.

Необязательно сразу браться за большое количество длинных молитв. Ослабевшая душа может этого не выдержать, тогда подвижник скатится в еще более глубокую пропасть отчаяния. Начать следует с самых коротких:

  • «Господи, помилуй!»
  • «Богородице Дево» (читать по десяткам, начиная с одного, постепенно увеличивать).
  • «Слава Богу за все!»

Надо стараться в любом событии находить светлую сторону. Не пытаться избавиться от испытаний и скорбей, а переносить их терпеливо, даже с благодарностью. Ведь тем, кто верен до конца, Господь уже готовит вечную награду. По свидетельству отцов Церкви, она несоизмеримо больше любых земных страданий.

Источник: https://pravoslavie.guru/bibliya/kak-izbavitsya-ot-unyniya-kak-borotsya-so-smertnym-grehom.html

Уныние – смертный грех в православии, как бороться с унынием

Смертный грех уныние: как с ним бороться. Почему уныние считается грехом? Как победить грех уныния

У святых Отцов уныние — это духовный недуг, который лишает человека возможности молиться, предстоять Богу, заботиться как-либо о своём спасении. Одержимый этой греховной страстью не находит в себе сил посещать богослужения, участвовать в Таинствах.

Отличия от похожих духовных и душевных состояний

Страсть уныния может ассоциироваться с печалью или с отчаянием. Некоторые внешние сходства, конечно, можно найти, однако, это всё-таки различные духовные недуги.

Печаль не по Богу — это непреодолимая грусть по мирским благам. Больная греховной печалью душа рисует себе образы ожидаемых земных радостей. В таком состоянии у человека в душе какое-то, хотя и греховное, движение происходит.

Отчаяние ещё более энергичная страсть. Этот духовный недуг держит душу в постоянном напряжении без надежды на хорошее.

Тем более не стоит путать страсть уныния с депрессией, которая может иметь и вполне физиологические причины.

Проявления страсти

Уныние —это бессилие и равнодушие к духовной жизни, к богообщению.  В этом состоянии человек не находит в себе ни мотивов, ни внутренних сил, чтобы позаботиться о спасении своей души.

Но если позвать его, например, вкусно поесть или повеселиться в компании – на это силы у унывающего непременно найдутся. Так, уныние прикрывается объедением, пьянством, блудом, греховным смехотворством, тянет за собой вереницу прочих грехов.

 Несущие в своей душе тьму страсти уныния может внешне выказывать себя вполне весёлыми.

Уныние – следствие гордыни, которая иссушает благодатные источники, вдохновляющие душу. Эта страсть отнимает у человека желание развивать свой внутренний духовный мир. По своей сути это духовная леность. Только лень воздействует на тело, а уныние на душу. Именно из-за этого уныние считается христианскими подвижниками самой опасной страстью.

Унынию подвержены прежде всего те, кто живут уединённо и те, кто чрезмерно тяжело трудятся. Значит, эта страсть борет ревностных молитвенников и подвижников. Вместе с тем она гнездится там, где дали волю духовной беспечности и перестали прилагать усилия к спасению души. К ней расположен всякий холодный к деятельной вере в Бога человек.

За реальным поражением духовного мира человека унынием, просматриваются и падшие духи, которые активно подпитывают эту греховную страсть.

Особо развившееся уныние приносит с собой омрачение ума и души, позывы к самоубийству, ввергает человека в алкоголизм, наркоманию и прочие состояния, которые ведут к самоуничтожению.

Способы борьбы с унынием

Эту страсть трудно бороть, потому что всякий греховный навык, согласно правилам аскезы, побеждается деланием противоположной ему добродетелью. Жадность и сребролюбие – милостыней, блудная страсть и чревоугодие – постом и воздержанием. Гневливость – миролюбием, гордость – смирением. У уныния же нет противоположной ей добродетели.

Борят уныние понуждением себя на молитву, регулярным посещением богослужений, участием в Таинствах. Очень важно при этом находится среди прилежных в духовном плане друзей, искать у них поддержки и молитвенной помощи.

 Распорядок монастырской жизни, список послушаний, организованная молитва – такие средства выработали в общежительных монастырях.

 Воздерживаясь от празднословия, занимаясь посильным рукоделием, помышляя о будущих благах Царствия Божия, полагаясь на помощь Божью, можно победить эту губительную греховную страсть.

Заключение

Страсть уныния очень опасна, т.к. влекёт человека ко многим поступкам, которые способны разрушить благое душевное устроение и жизнь человека. Уныние побуждает мирянина перестать молиться и посещать богослужения, священника оставить службу и сан, монаха уйти из монастыря.

Можно заключить, что страсти уныния в большей или меньшей степени подвержены большинство христиан, поэтому надлежит всемерно вооружаться против неё. Для этого необходимо трезво смотреть на организацию своей духовной жизни.

Очень важно различать, где берём на себя слишком большие труды и задачи, которые не будут нам полезны из-за своей сложности и тяжести, а где бес уныния борет нас, отворачивая от  важных духовных поступков и упражнений. Совет опытного священника, молитвы близких, чтение Св.

Писания, духовная дисциплина милостью Божией защищает нас от этой распространённой и губительной страсти.

А.И. Осипов – “Как бороться с унынием”

Источник: https://pravlife.ru/unynie/

Почему уныние — смертный грех в православии?

Смертный грех уныние: как с ним бороться. Почему уныние считается грехом? Как победить грех уныния

У каждого человека бывают моменты хандры. Периоды, когда грусть полностью охватывает тело и душу. Не многие понимают как охарактеризовать свое состояние и понять, что на самом деле происходит. И лишь единицы знают как с этим бороться. Им в этом помогает осознание происходящего. Понимание того, что испытываемое ими чувство — уныние.

Уныние — почему это грех?

Pixabay.com

Уныние является смертным грехом неспроста. Во-первых, оно может проявлять себя в разных формах:

  1. Тоска. Яркие признаки оной зачастую выражены в лени, постоянной грусти и скуки. Наблюдается также потеря интереса ко всему вокруг и проявление желания жить в собственно созданном мире.
  2. Лень и безразличие к духовному обогащению. В этом случае проявление других смежных внешних признаков необязательно. Зачастую человек, наоборот, очень веселый и испытывает радость. Однако перестает регулярно читать священные писания, молитвы и все то, что приводит к духовному обогащению.

Однако уныние не наступает беспричинно. Зачастую ему подвергаются люди, которые не верят в Бога. Это следствие того, что в их душе духовная пустота.

Суть явления

Pixabay.com

Уныние также называют депрессией. Состоянием, когда человек находится в подавленном состоянии. И от него не застрахован никто, даже верующий. Ведь лень как таковая не единственная сторона проявления уныния, сюда же можно включить отчаяние. И если у людей, которые в Бога не верят, причиной возникновения выступает безысходность, то у верующих — духовная слабость.

Она проявляется в том, что некоторым начинает казаться, будто их молитвы никогда не будут услышаны. Сначала они перестают их читать, после медленно забывают о других священных книгах и наконец окончательно покидают церковь. Им кажется, что все бесполезно. Их одолевает лень, которая знакома многим, но в более серьезном масштабе.

Факт того, что лень является еще одной стороной уныния, признавал даже преподобный Григорий Синаит. В своих монологах ощущение уныния интерпретировалось им как та же «смерть», но в векторе духовных предметов. Он замечал, что в этом состоянии пропадает желание ходить в храм, читать молитвы и трудиться над чистотой души.

Способы избавиться от уныния

Pixabay.com

Побороть уныние в любых его проявлениях под силу каждому, особенно если человек четко осознает природу проблемы. И лучший способ ему противостоять — начать заниматься делами.

Наглядно эффективность этого метода демонстрирует история об отце и сыне, внесенная в Отечник. Суть заключается в том, что сын должен был возделать поле, однако по пришествию на него попросту заленился. Всю неделю, которую отец отвел ему на это, он пролежал, ничего не делая.

Придя в воскресенье и посмотрев, что ни один сантиметр площади не очищен, закономерно задал вопрос о причине не сделанной работы. Ей оказалось уныние, потому что сын впал в тоску, увидев как много работы нужно сделать.

Отец на это ответил ему лишь тем, что если бы он ежедневно очищал хотя бы небольшой кусочек земли, то к концу недели около половины работы было сделано. После этого сын принялся за возделывание.

Эта история отлично показывает два аспекта:

  1. Уныние — проблема. Она сродни болезни, которая поглощает человека, и от нее нужно избавляться. Ни в коем случае нельзя отчаиваться и оставлять все на волю судьбы.
  2. Старания — не бесполезны. Да, сын не сможет выполнить всю работу к концу недели, однако те небольшие шаги дадут результат. И вместо не сделанной работы будет завершена половина.

Главное, что рекомендуют делать в попытках избавления, — исключить оправдания и обвинения. Первое только увеличит силу уныния, которая и без того поглощает душу. Второе же ослабит ее, потому что человек будет считать себя виноватым. Нужно принять себя. Осознать, что человек хоть и не всесильное, но не бессильное существо.

Небольшая хитрость

Преподобным Иоанном Лествичником также была предложена маленькая хитрость, благодаря который человек «обманывал» уныние. Он предлагает совсем немного утешать чрево после очередной попытки побороть лень. Действует эта хитрость также и в тех случаях, когда вследствие неудачных попыток разум затмевает гнев.

В заключение отметим, что именно подавленное состояние человека, который ничего не делает, — является грехом. Уныние здесь выступает лишь в качестве причины. Господь может снизойти к человеку, который ленится физически, потому что этот ресурс у всех ограничен. Однако душевная лень, когда человек даже не пытается бороться с негативными помыслами, делает ситуацию безвыходной.

(11 4,27 из 5)
Загрузка…

Источник: https://omolitvah.ru/eto-interesno/pochemu-unynie-smertnyy-greh/

Грех уныния – причины, признаки, борьба | Православиум

Смертный грех уныние: как с ним бороться. Почему уныние считается грехом? Как победить грех уныния

Рубрика: Добродетели и грехи, Молитва, Основы веры

Уныние это расслабление как тела, так и души. Этот грех заставляет человека опустить руки, потерять всякое желание что-либо делать, утратить надежду.

Преподобный Амвросий Оптинский описывает это так: «Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает» (“Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского”, часть 2).

Депрессия — современное обозначение уныния

Нередко уныние называют “полуденным бесом”, проводя параллель с 90 псалмом (Пс. 90:7) из-за того, что уныние чаще всего настигает людей в полдень. По наблюдениям старцев, в это время монахов, которые просыпаются очень рано, посещает сонливость и суетные мысли.

Почему уныние считается смертным грехом? Дело в том, что оно действует в связке с гордостью.

Унывающий человек обычно перекладывает ответственность за неудачи с себя на других людей, обстоятельства, судьбу. Пытается назначить виноватым в неприятностях кого угодно, но не себя.

Это — одно из проявлений гордости. Из-за этого уныние представляет большую опасность даже для самых ревностных христиан.

Даже среди неверующих людей уныние считается весьма опасным недугом. Распространённое в наши дни явление — депрессия — является его светским обозначением и прямым проявлением. Для лечения депрессии используют помощь психологов и различные препараты. Христиане тоже борются с проявлениями уныния. Только вместо психологов — священники и духовники, а вместо лекарств — молитва и труд.

Проявления уныния

Уныние это один из видов неверия. Человек разочаровывается в Боге, начинает отчаиваться.

«Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений.

Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верою и надеждою мы часто бываем скудны, от того и томимся», — так описывает причины появления уныния преподобный Амвросий Оптинский (Полное собрание сочинений преподобного Амвросия Оптинского).

 Уныние, как и любой смертный грех, многогранно. Оно может подступить к человеку с любой стороны. Чаще всего именно уныние становится первой страстью на пути духовного взросления.

Оно отвлекает от молитвы, посылает суетные мысли, заставляет сомневаться даже в Том, кто незыблем и вечен — в Боге. Особенно сильно уныние действует в одиночестве. Одинокий человек куда легче поддаётся скуке, унынию и отчаянию.

Именно поэтому начинающим инокам  советуют проживать в общежитии. Молитвенный подвиг в одиночестве — это удел опытных монахов.

Проявления уныния в духовной жизни разделяют на три категории:

— охлаждение к молитве, сомнения в её действенности;

— леность, полное нежелание вести духовную борьбу со своими страстями и недостатками;

— стремление заниматься чем угодно — даже совершать внешние добрые дела, но не совершенствоваться в своей внутренней жизни.

Маловерие — симптом уныния

Одним из опаснейших проявлений уныния считается охлаждение к Господу. Человек забывает всё то добро, что Он сделал ему, забывает всю помощь, которую получил. Мы начинаем роптать или сомневаться в вере. Это ведёт к неизбежной гибели души, к потере Бога.

Тем не менее, через искушения, подобные унынию, необходимо пройти православному христианину. Они позволяют человеку преодолеть свои слабости, увидеть свои пороки и начать борьбу с ними.

“Подобные потрясения потребны для человека-христианина, носящего земляное тело, с которым связана его бессмертная душа.

Без таких потрясений христианин не только не может приносить духовных плодов, но может погибнуть от возношения, что и случилось с падшими ангелами.

Итак, лучше будем смиряться при наших немощах и неисправности нашей, прося помилования от Господа единым Его милосердием”, — так пишет о неизбежности искушения унынием Амвросий Оптинский (“Симфония по творениям преподобных оптинских старцев”, Т. II).

Последствия уныния

Как и за любой совершённый грех, за потакание любой страсти, за уныние человек наказывает себя сам. Он становится вялым и слабым, не способным сосредоточиться и сконцентрироваться как в молитве, так и в повседневных или рабочих делах.

Унывающий человек своими руками разрушает достигнутое и в мирской, и в духовной жизни.

Не исправляются недочёты в работе, портятся отношения в семье, забрасываются полезные привычки, появляются пропуски в ежедневной молитве, посещения церкви становятся всё реже и реже.

Самое страшное наказание, которое может навлечь на себя унывающий человек, это потеря Бога в душе. Своим унынием человек не просто теряет Господа, он отталкивает Его, заполняя сердце саможалением, отчаянием, ропотом и неверием.

Как бороться с унынием

Бороться с унынием помогает воля человека, его способность заставлять себя делать то, чего не хочется. И главное условие в этой борьбе — постоянство.

Необходимо постоянно заставлять себя придерживаться привычного распорядка дня, нагружать себя работой. При этом не отдаляться от друзей и родственников, не зацикливаться на предмете уныния.

Одним из лучших решений в этой ситуации является изматывающий физический труд. 

Другое оружие, которым нужно бороться с любым грехом и в особенности с унынием, это молитва. Молясь, мы и разумом, и душой устремляемся к Богу, Единственному, кто может помочь нам победить грех.

“Говорят: нет охоты, так не молись — лукавое мудрование плотское; не стань только молиться, так и совсем отстанешь от молитвы; плоть того и хочет. Царствие Небесное нудится (Мф. 11:12), без самопринуждения к добру не спасёшься.” — пишет в своём дневнике святой Иоанн Кронштадский (“Моя жизнь во Христе”, Т. 1, запись 601).

Действительно, если уныние побеждает тебя, отвлекает от молитвы, мешает сосредоточиться, то бросить молитву — значит поддаться греху. Молитва приводит душу в сосредоточенное состояние и помогает победить страсть.

В состоянии уныния следует читать 26, 36, 39, 53, 101 псалмы. Также полезны молитвы об избавлении от уныния святого Иоанна Кронштадтского или святого Дмитрия Ростовского.

Молитва об избавлении от уныния святого Иоанна Кронштадтского

Господь – уничтожение уныния моего и оживление дерзновения моего. Все для меня Господь.

О, воистину Сый Владыко, слава Тебе! Слава Тебе, Животе Отче, Животе Сыне, Животе Душе Святый – Простое Существо – Боже, присно нас избавляющий от душевной смерти, страстями душе нашей причиняемой.

Слава Тебе, Триипостасный Владыко, яко от одного призывания имени Твоего просвещаеши мрачное лицо души и тела нашего и дарствуеши миром Твоим, превосходящим всякое земное и чувственное благо и всякое разумение.

Молитва из творения святого Дмитрия Ростовского

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния.

Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! – Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи, и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.

Источник: https://pravoslavium.ru/grex-unyniya-prichiny-priznaki-borba/

Почему уныние – смертный грех? Психология состояния

Смертный грех уныние: как с ним бороться. Почему уныние считается грехом? Как победить грех уныния

Почему в христианстве уныние считается смертным грехом, хотя формально человек не делает другим ничего плохого? Что говорят об этом священники и психологи, и как лучше бороться с данным состоянием

Уныние в христианстве считается седьмым смертным грехом, и это вызывает неподдельное удивление у многих верующих.

В обычном представлении грех – это причинение ущерба другому человеку, например, кража, убийство, зависть, измена. В случае с унынием ситуация сложнее: человек не доставляет никому никаких неудобств, и страдает в одиночку.

Почему же такое состояние считается греховным, что говорит об этом психология, и как можно от него избавиться?

Уныние вполне естественно, так почему это грех

В любой период жизни у совершенно разных людей может возникнуть непреодолимая тоска, постепенно перерастающая в уныние. Это совершенно естественно, особенно если приходится сталкиваться с психотравмирующими ситуациями. Это может быть потеря работы, разлука с любимыми людьми, сложность в достижении поставленных целей.

Почему же уныние считается грехом? По мнению святых отцов и богословов, такому состоянию подвержен определенный тип людей, которые «больны» еще одним грехом – гордыней. В состоянии гордыни человек считает, что в его проблемах и скорбях виноваты другие люди и обстоятельства. Ему начинает казаться, что все идет наперекосяк, и из таких ситуаций нет выхода.

При этом он не пытается найти причину неудач в себе, своем поведении. Опасность, по мнению священников, заключается в том, что человек не желает принять Божью волю на происходящее и постепенно отворачивается от него, все больше погрязая в гордыне.

В конце концов человек, доведенный до отчаяния собственными безрадостными мыслями, может совершить еще один тяжкий грех – самоубийство, который навсегда закроет грешнику путь в Рай.

Уныние души: психология состояния

Что думает психология об унынии души? Такое состояние считается предвестником депрессии, и возникает вследствие неразрешенных внутренних конфликтов либо продолжительного стресса. Внутренние конфликты – это когда ожидания не соответствуют реалиям.

Этому подвержены люди с меланхолическим складом характера, которых малейшая неприятность выбивает из колеи на долгое время. А если такие события происходят постоянно – человек впадает в уныние и перестает пытаться хоть как-то влиять на происходящие события.

Человек перестает радоваться тому, что еще недавно делало его счастливым, теряет жизненные ориентиры, происходящее кажется ему безрадостным и бессмысленным. Постепенно некогда полноценная жизнь превращается в унылое существование, когда ничто не радует и не побуждает к действию.

На консультацию к психологу люди приходят крайне редко, и то тогда, когда пациенту может потребоваться помощь психотерапевта для разрешения возникшей ситуации.

Можно ли уныние приравнять к скуке

Часто возникает вопрос: уныние и скука – это одно и то же? Не совсем. Скука – это первая «ступень» к скатыванию в уныние, когда человек начинает переставать получать удовлетворение от своей жизни. Такое состояние, при своевременном выявлении, поддается коррекции.

Для более успешной работы над собой можно проконсультироваться с психологом, который подскажет «больные места» и поможет их скорректировать.В случае с унынием работа со специалистом будет продолжительной, при затяжной депрессии может потребоваться прием антидепрессантов.

Лекарство от уныния – методы спасения

Лекарства от уныния будут различными у психологов и священников. Советы психологов:

  • Следует принять тот факт, что с унынием придется бороться самостоятельно, при пассивном поведении оно никуда не денется, а лишь усилится. Здесь крайне важно волевое принуждение, без этого невозможно избавиться от данного состояния
  • Можно вспомнить, какие хобби и занятия доставляли радость раньше, и снова начать это делать, даже если не хочется.
  • Отыскивать радостные моменты в прошлом, в настоящем также концентрироваться на позитиве
  • Если человек чувствует, что ему сложно справиться самому, следует обратиться к психологу. Он поможет посмотреть на ситуацию со стороны, отыскать «болевые точки» и провести коррекцию
  • В некоторых случаях уныние это не психологическая, а физиологическая проблема. Это может происходить из-за нарушений в работе эндокринной системы, или быть, наравне с другими симптомами, предвестником различных заболеваний. Поэтому нелишним будет пройти медобследование на выявление возможных скрытых патологий
  • Больше времени проводить на природе, потреблять свежие овощи и фрукты, чтобы исключить авитаминоз
  • Занятия спортом также способствуют повышению серотонина «гормона радости» и помогут бороться с унынием
  • Ароматерапия, массаж являются вспомогательными средствами, которые благотворно влияют на душевное состояние
  • Общаться с дорогими и любимыми людьми, чтобы не чувствовать одиночества и ощущать свою значимость для других

Основной совет священников сводится к следующему: борьба с унынием будет успешной в том случае, когда человек сможет побороть гордыню и стяжать смирение в душе. Этот путь нелегкий, и начинают его с чтения Библии для понимания своих слабостей. Затем следует контроль собственных эмоций и страстей, который приводит к появлению смирения.

Важно!Стоит оговориться, что данный путь избавления от уныния является гораздо более сложным, чем советы психологов, но в конечном счете гораздо более эффективным.

Молитва от уныния и отчаяния – чтоб наверняка

В борьбе с грехом уныния и отчаянием поможет молитва таким святым, как Николай Угодник, Богородица, Иоанн Кронштадтский, Великомученица Варвара. Чтобы творимая молитва принесла покой в душу, следует учитывать следующие моменты:

  • Молиться нужно в тихом, укромном месте, где ничто не будет отвлекать внимание или мешать
  • Текст молитвы следует читать не спеша и вдумчиво, чтобы понимать каждое слово
  • Произносить слова можно как вслух, так и про себя

Как только чувство тоски начнет подступать, следует читать молитву, даже если нет желания. Священники говорят, что усердная молитва Богу поможет человеку преодолеть данное состояние.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/helperlife/pochemu-unynie--smertnyi-greh-psihologiia-sostoianiia-5db2ee42d5bbc300ae43beb5

Уныние – смертный грех. Почему?

Смертный грех уныние: как с ним бороться. Почему уныние считается грехом? Как победить грех уныния

Как говорится в старом анекдоте, у меня один смертный грех — уныние, на остальные денег не хватает. Шутки шутками, а в чем вина унывающего человека, понятно не всем.

Кто-то утверждает, что это всё западная «кафолическая ересь», а у нас такого нет. Другой спрашивает с недоумением, почему же грехи «смертные». Третий отстаивает своё право на гнев, четвёртый… Одним словом, разброд и шатание, океан мнений. И где-то в глубине кроется ответ на вопрос, почему уныние – смертный грех.

Самый таинственный из всех смертных грехов

Представление о «смертных грехах» рождается на заре христианства, в III веке, когда о разделении церкви на католическую и православную ещё и речи не было.

Но относились смертные грехи в то время исключительно к списку монашеских обетов, а в мирскую жизнь это понятие еще не вошло.

Всё поменял Григорий Великий, «последний хороший папа», который ввёл термин «смертные грехи» в жизнь всех христиан. И уже тогда грех уныния стоял в этом списке выше, чем грехи плотские. 

Что смертного в унынии?

Так что же такого «смертного» в унынии? Ведь печаль и скорбь – обычные переживания, знакомые каждому.

Суть именно в различении скорби и уныния. Со скорбью или ощущением утраты человек сталкивается постоянно, начиная с раннего детства: упало на асфальт мороженое — утрата. Мама не разрешила играть в луже — скорбь от нереализованного желания.

Психология называет такое состояние фрустрацией и обычно считает его очень важным элементом роста и развития человеческой личности.

Через столкновение с фрустрацией и скорбью мы учимся решать житейские задачи, находить решения проблем и становимся устойчивее как личность.

Однако бывает, что эти переживания оказываются столь сильными, что человек попадает в ловушку: куда ни глянь, везде боль, печаль и потери. Человек не видит, как выйти из этой ситуации, и у него опускаются руки: к чему стараться, если любое действие только усугубляет страдания?

Депрессия = Уныние

Именно это состояние современная медицина и называет депрессией, а христианство — унынием. Врачи и психологи считают, что в состоянии депрессии человеку требуется поддержка как извне – человеческая, так и изнутри – биохимическая.

Когда в христианском мире формировалось понятие об унынии как о смертном грехе, никаких действенных способов помочь людям в подавленном состоянии, какие дает современная психо- и фармакотерапия, не было.

Единственным способом вытащить человека из депрессии было активизировать его внутренние ресурсы, вдохновить на продолжение жизни и преодоление трудностей. А это задача непростая, как тогда, так и сейчас.

Если же оставить человека без помощи, то может случиться ужасное: долго ли протянет тот, кто не желает жить?

Уныние есть неверие в Господа

Соболезнование

Отправить онлайн

Отправить онлайн

Так что же, уныние — смертный грех, потому что ведёт к смерти? Лучше всего об этом пороке говорят сами творцы христианской этики. Почитаемый и в западной и в восточной церкви святой и философ Иоанн Лествичник пишет об унынии так:

«Уныние есть расслабление души, изнеможение ума… оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив» (Лествица 13:2)».

Обращаясь к унывающему, Иоанн упрекает его в недостаточной вере в Господа: неужели ты считаешь, что Всевышний оставил бы тебя? Что он не любит тебя и отвернулся от тебя? Конечно, нет, ведь всякое испытание, случающееся с человеком, посылается ему для роста и для развития, и Господу, конечно, ведома мера сил, которая у человека есть.

Или обратимся к самому первому из всех источников: Евангелию.

«Не продаются ли два воробья за мелкую монету; но ни один из них не падает на землю без воли Отца вашего. А у вас все волосы на голове исчислены. Не бойтесь, вы лучше многих воробьев» [Матфей ст.29 – 33].

А Иоанн Златоуст трактует:

«…Если же Он знает все, что ни происходит, а вас любит сильнее, нежели отец, – любит так, что и волосы ваши у Него исчислены, то вам не должно бояться».

Где страх и уныние, нет места любви

Бог есть любовь, говорит нам Иоанн Богослов, и как тут не вспомнить ещё одну уместную строчку: там, где страх и уныние, нет места любви. Из всего этого следует, что уныние — это тяжёлый грех неверия в разум, любовь и милосердие Господа, которые являются основой и сутью христианства.

Бог сохраняет всё

Однако, нельзя сказать, что тяжкий и смертный грех уныния непростителен. Ключевой момент — это покаяние и стремление стать лучше. Это правило универсально как в христианском, так и светском мире.

Возможно, вам будет интересно:

11 января 2019

Источник: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/unynie-smertnyy-grekh-pochemu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.