Синдром бродяжничества у подростков и взрослых: причины и методы профилактики

Побеги, уходы, бродяжничество у детей и подростков

Синдром бродяжничества у подростков и взрослых: причины и методы профилактики

Побеги, уходы, бродяжничество, прогулы у детей и подростков

“Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом 

принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу…”

                                                   Надин де Ротшильд

      За последние годы все чаще дети начали убегать из дома. Побег из дома – это форма протестного поведения детей, особенно подросткового возраста. м же является эмоциональное неблагополучие ребенка.

Побег из дома – это всегда попытка бегства от проблемы, это всегда крик о помощи…

Очень редко встречаются побеги из дома без причин, когда дети под влиянием друзей уходят из дома на один – два дня в поисках новых впечатлений и приключений.

     Наиболее часто сами подростки называют такие причины: родители уже «достали», все хотят контролировать (около 50%); боязнь наказания за проступок (около 25%); потребность обратить на себя внимание (около 20%); скука и тоска (около 5%).

      По классификации побегов детей, предложенной А.Е. Личко, для воспитанников детских интернатных учреждений причинами побегов являются: мотивированные – желание избавиться от опеки воспитателей (45%), импульсивные – в случаях жестокого обращения (26%), демонстративные  – привлечь внимание (20%), побеги любителей экстрима – желание получить всплеск эмоций (7%).

     Желание избавиться от опеки и контроля взрослых наиболее характерно для 12—15-летних. Обычно на побег толкает не страх перед взрослыми, а желание освободиться от надзора. В этом случае подростки могут убежать достаточно далеко, для них важно не быть обнаруженными.

Опека  родителей (воспитателей) воспринимается подростками как контроль и подавление. И в таком случае побег из дома — это попытка жить по своим правилам и «со своим личным шкафом, куда никто не залезает».

Потребность в личном пространстве естественна для взрослеющего и взрослого человека.

     Поведенческая реакция подростка в виде уходов из дома, побегов из детских учреждений может быть мотивированной и немотивированной.

     Мотивированная поведенческая реакция ухода обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался подросток (к примеру, побег из летнего лагеря, где подростка унижали сверстники, или уход из дома после серьёзного конфликта в семье).

Другое дело, что это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания.

В психологии уходформа психологической защиты, при которой человек неосознанно избегает психотравмирующей ситуации. Своего рода «страусиная политика».

Действительно, уход из ситуации дает временное облегчение, но при этом довольно часто остаются нереализованными стратегические цели и не удовлетворены существенные потребности и желания, что является поводом для последующих глубоких душевных переживаний.

     Иногда у детей-сирот наблюдается нарушение способности планомерно мыслить, выстраивать логические выводы. Как следствие – неумение конструктивно решать споры, выходить из конфликтных ситуаций. Дети более агрессивны, часто стремятся обвинить окружающих, не желают признать свою вину.

Дети-сироты подросткового возраста негативно относятся к тому, что они являются воспитанниками детского дома. Один из травмирующих  и опасных периодов в становлении личности  – когда ребенок стесняется или стыдится своего статуса. Внешне все кажется вроде безмятежным и благополучным.

И вот наступает  критический момент – ребенок хочет покинуть детский дом, чтобы перестать быть «детдомовцем».

     Задача замещающих родителей, воспитателей, педагогов, психологов и психотерапевтов в этом случае – расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка, т.е.

научить его разнообразным стратегиям поведения (к примеру, обратиться к администрации лагеря, позвонить родителям, написать заявление в милицию – в первой ситуации; научиться отстаивать свои права и соблюдать права родителей или обратиться за помощью к классному руководителю в школе, к другим родственникам – во второй, но не убегать в “никуда” и не подвергать свою жизнь и здоровье опасности).

      Мотивированная реакция ухода по психологически понятным причинам возникает как ситуационная характерологическая реакция на фоне острой психической травмы (пережитого стресса) у условно здоровых детей и подростков (причинами могут быть реагирование на потерю, острый конфликт со значимыми людьми, острое проявление в характере родителей деспотичности и авторитаризма, неблагополучная социально-бытовая обстановка: родители страдают алкоголизмом или наркоманией, вовлечены в криминал, острый эпизод насилия со стороны родителей).

     У подростков с акцентуированными чертами характера психологически понятная причина, как правило, есть, но степень реагирования подростка не соответствует силе воздействия психической травматизации.

Психическая травматизация в этих случаях носит, чаще всего, хронический характер (безнадзорность, низкий социальный статус семьи, депривация – неудовлетворение базовых потребностей ребенка, повторяющиеся эпизоды насилия).

Реакции ухода возникают у акцентуированных личностей как обдуманные с предварительной подготовкой и продумыванием деталей побега (планируемые – как реакция эмансипации или демонстративная реакция) или импунитивные (совершенные под воздействием момента в состоянии выраженного аффекта без обдумывания и подготовки).

      У астеничных (детей быстро утомляемых, раздражительных, склонных к депрессиям и ипохондрии), эмоционально-лабильных (склонных к резкой смене настроения в зависимости от ситуации), сенситивных (повышенно впечатлительных, боязливых, с обостренным чувством собственной неполноценности) реакции ухода могут быть проявлением пассивного протеста (сверхценное переживание обиды или страх перед наказанием);

      у гипертимных (постоянно находящихся в приподнятом настроении, с повышенной психической активностью с тенденцией размениваться и не доводить дело до конца) и аффективно-возбудимых  – выступать как реакция эмансипации, желание “пожить свободной жизнью”;

      у шизоидных (отгороженных, замкнутых, эмоционально холодных) как реакция избегания общения;

     у истероидных (склонных к вытеснению неприятных фактов и событий, к  лживости, фантазированию и притворству) – как демонстративная реакция с целью привлечения внимания;

   у неустойчивых (склонных поддаваться чужому влиянию, ищущих новых впечатлений, поверхностно общительных) – как проявление сенсорной жажды (потребности в получении новых ощущений – желание увидеть, услышать, попробовать, прочувствовать что-то новое), повышенной подражаемости и внушаемости, что является в свою очередь одним из проявлений психического инфантилизма – “детскости в поведении и суждениях” (уходы из школы от регламентированного режима, требований, некритичность к своим поступкам).

     Реакции ухода у подростков, страдающих стойкими аномалиями характера (психопатиями), проявляются в моменты декомпенсации психопатии.

Уходам и побегам может предшествовать какая-либо психологическая травма, однако при психопатиях подросток привычно (однотипно) реагирует на любую психологическую травму (или на те ситуации, которые он расценивает как психотравму) – мотивированные уходы становятся привычными (стереотипными) – т. е.

формируется “привычка”, когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать. Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные.

     Таким образом, мотивированные уходы могут быть у условно здоровых, у акцентуированных лиц и у страдающих формирующейся или стойкой аномалией характера. Страсть к бродяжничеству или дромомания (от греческого “дромос” – путь, бег) – это непреодолимое желание человека,  во что бы то ни стало покинуть свой дом.

Причем такие люди не имеют какого-либо адресата или маршрута. Человек, страдающий этой болезнью, может просто сесть в любой транспорт и уехать в неизвестном направлении. В таком состоянии человек никогда не думает о последствиях такого шага. Причем больной с легкостью расстается со своими родными и близкими, а также деятельностью, которой он занимался.

Все что ему нужно – это бродяжничать.

      Немотивированные уходыэто патология, возникает в рамках каких-либо психических расстройств. Немотивированные уходы и побеги психологически непонятны окружающим и могут быть совсем не связаны с ситуацией, в которой находился подросток перед уходом или побегом.

К примеру, вдруг, на фоне полного благополучия, подросток собирается и исчезает “погулять”, и гуляет несколько дней или даже недель.

Такой уход возникает чаще на фоне нарушений в сфере влечений (вплоть до импульсивного непреодолимого стремления к уходу – дромомания), неодолимой жажды приключений (расстройства эмоционально-волевой сферы).

  Реакции уходов и побегов могут возникнуть у детей и подростков, имеющих особенности психофизического развития.

   Иногда внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения или, напротив, на фоне необъяснимо повышенного настроения, причём это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией (такие нарушения могут быть проявлением аффективных нарушений, дисфории или депрессии). Наконец, уходы и побеги могут быть проявлением психического заболевания (эпилепсия и эпилептиформные состояния, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, деменция).

Степень тяжести синдрома уходов и бродяжничества определяется следующим образом:

 легкая:

 • не более чем на 7 дней 1 раз в месяц

 • ночное посещение компьютерных клубов, попрошайничество, прогулы

 • критика частичная, нет противоправных действий, нет аддиктивного поведения, встречается при ситуационных личностных реакциях, резидуально-органической неполноценности нервной системы, пограничной интеллектуальной недостаточности

 средняя:

 • уходы на 2-3 недели, 1-2 раза за 2 месяц

 • попрошайничество, жизнь в подвалах, чердаках

 • противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность, без критики, встречается при смешанных специфических расстройствах развития, формирующихся аномалиях характера (психопатиях), умственной отсталости

 тяжёлая

 • уходы на 1-2 месяца, 2 раза за 6 месяцев

 • асоциальная жизнь, противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность

 • невозможность контролировать своё поведение – встречается при психических заболеваниях.

Что могут делать замещающие родители (воспитатели), чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов подростков из дома?

 1. Принятие факта, что подросток – уже не ребёнок (по крайней мере, он или она хочет, чтобы все вокруг так думали), поэтому и отношения с подростком нужно строить ПАРТНЕРСКИЕ.

Это значит, что директивный стиль взаимоотношений типа “как я сказал, так и будет” можно с почестями похоронить. Важно предоставлять информацию и факты, а выводы подросток будет делать сам.

Многие “капризы” подростков можно понять и принять, если знать психологическую подоплеку их поведения.

 2. Общение со сверстниками необходимо подросткам как дыхание, и они чувствуют себя неполноценными, если это стремление остается не реализованным. Очень важно, чтобы подростка была возможность встречаться с друзьями дома. Даже если у подростка нет собственной комнаты, предоставьте ему “крышу” для общения со сверстниками. И тогда дом для детей станет самым притягательным местом.

 3. Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так.

К примеру, заявления родителей, чтобы дочь не переступала порог дома, если с ней случится беда (ранняя беременность, изнасилование, опыт употребления наркотиков), могут обернуться трагедией.

Вообще, подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, он уходит сам.

 4. Старайтесь вместе решать, как проводить досуг. Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены.

Подростки готовы посещать любые секции за компанию с приятелем или одноклассником. Организуйте такую компанию, пусть даже для этого вам придется заплатить за абонемент друга или подружки.

Все-таки бассейн или секция каратэ – это гораздо лучше, чем “беспризорный” досуг.

 5. Старайтесь принимать любые откровения подростка как признак огромного доверия к вам. Выслушивайте подростка всегда, особенно если он хочет поделиться чем-то сокровенным.

Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес вроде: “Я предупреждала тебя, что так получится!” Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами.

И тогда с любой проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.

Что делать, если подросток уже ушел из дома или такая ситуация повторяется из раза в раз?

     Не пытайтесь решить проблему силовыми методами. Некоторые замещающие родители, боясь очередного побега, прячут вещи подростка, запирают его в квартире и т.д. В этом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому драконовские меры могут только усилить желание подростка вырваться из дома.

     Необходимо проанализировать, почему подростку было неуютно с вами. Быть может, что-то изменилось в отношениях взрослых? Тогда стоит подумать, как оградить подростка от своих взрослых проблем.

     Ситуация действительно нестандартная, поэтому вам может потребоваться помощь психотерапевта. Хорошо, если вы найдете “узкого” специалиста, который не первый год работает с детьми и подростками. И, конечно, замечательно, если на прием к нему вы придете вместе с ребенком.

Всевозможных психологических центров и консультаций сейчас достаточно, поэтому можно обратиться к нескольким специалистам, чтобы найти наиболее близкого по убеждениям. Не пытайтесь заманить ребенка в кабинет психотерапевта обманом.

Помните, что дети очень хорошо чувствуют ложь взрослых и непоследовательность родителей принимается ими за образец поведения. 

Национальный центр усыновления

Источник: https://spc-ivye.schools.by/pages/pobegi-uhody-brodjazhnichestvo-u-detej-i-podrostkov

Синдром уходов и бродяжничества

Синдром бродяжничества у подростков и взрослых: причины и методы профилактики

Синдром уходов и бродяжничества – психическое расстройство, характеризующееся внезапным необоснованным покиданием дома и дальнейшими скитаниями.

Уходы из дома, интерната сопровождаются эмоциональными нарушениями – депрессивными состояниями, дисфорией, напряженностью; поведенческими отклонениями – семейными конфликтами, пропуском уроков, антисоциальными поступками, агрессивностью.

Синдром развивается при органических психопатических расстройствах личности, умственной отсталости, шизофрении. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение комплексное, включает применение медикаментов и психотерапию.

Международной классификацией болезней 10 пересмотра (МКБ-10) синдром уходов и бродяжничества отнесен к рубрике «социализированное расстройство поведения». Стоит отличать патологический синдром от единичных целенаправленных уходов, спровоцированных внешними или внутренними конфликтами. Распространенность максимальна среди подростков 10-17 лет.

Более подвержены синдрому мальчики: уходы начинаются в дошкольном и младшем школьном возрасте, имеют большую продолжительность, нередко сочетаются с асоциальными поступками. У девочек расстройство возникает в подростковом возрасте, часто сопровождается эмоциональной нестабильностью.

При сочетании синдрома с шизофренией, умственной отсталостью отмечается сезонность обострений с пиком в весенне-летний период.

Синдром уходов и бродяжничества

Расстройство отличается разнообразием вызывающих его причин. Как правило, пусковым механизмом становится внешняя ситуация при наличии определенных личностных особенностей. К причинам синдрома уходов и бродяжничества относятся:

  • Эмоционально-личностные качества. Синдром формируется на основе чрезмерной впечатлительности, обидчивости, эмоциональной неустойчивости, мечтательности. Бродяжничать подталкивает стремление узнавать новое, поиск развлечений, удовольствий, желание избавиться от обыденности, отсутствие интереса к семейной жизни, посещению школы.
  • Психические расстройства. Синдром возникает на фоне шизофрении, легкой и умеренной олигофрении. Его развитию способствует склонность к фантазиям, аутизация, замкнутость, ограниченность, беспричинный страх, подозрительность, нестабильность настроения, искаженное восприятие.
  • Патологии нервной системы. Расстройство может сформироваться после травмы головного мозга, приступа эпилепсии. Сопровождается психопатическими изменениями характера.
  • Качество жизни. Низкий доход, материально-бытовая неустроенность, алкоголизм и наркомания родителей способствуют уходу детей из семьи. Бродяжничество становится способом избавления от стрессов, возможностью удовлетворить потребности, реализовать мечты.
  • Стиль воспитания. Расстройство формируется в условиях безнадзорности, противоречивых требований, при воспитании по типу эмоционального отвержения, гипопротекции. Такие особенности свойственны для неполных семей с постоянной занятостью матери, семей, где один или оба родителя страдают психическими заболеваниями, патологическими зависимостями, имеют низкий культурный и образовательный уровень, склонны к бродяжничеству, антисоциальному образу жизни.

Синдром уходов и бродяжничества формируется на базе слабой привязанности к членам семьи, неудовлетворенности повседневной жизнью. Ребенок легко увлекается, впечатлителен, склонен к фантазированию – все эти особенности подталкивают к поиску нового образа жизни.

Способность анализировать, планировать, рассчитывать риски еще не сформирована, при психических расстройствах, органических поражениях мозга критическое отношение к себе и к ситуации нарушено. Поэтому уходы спонтанны, их продолжительность колеблется от нескольких часов до недель, месяцев.

Пусковым моментом становится сильное эмоциональное потрясение – захватывающий фильм, книга, ссора с родителями.

В настоящее время рассматриваются варианты классификации синдрома бродяжничества по признаку принадлежности к психическому заболеванию. С этой позиции выделяют три группы пациентов со следующими расстройствами:

  • Органическая психопатия. При органическом расстройстве личности синдром провоцируется конфликтами дома, ссорами с воспитателями интерната. Характеризуется ранним началом – 7-8 лет. Причиной конфликтов становятся пропуски уроков, воровство денег, увлечение компьютерными играми, невыполнение требований старших. Частые уходы сопровождаются девиантным поведением: ограблениями, угонами машин, проституцией, токсикоманиями.
  • Умственная отсталость. Наблюдаются бесцельные уходы, немотивированное бродяжничество, колебания настроения, эмоциональная лабильность. Период скитания продолжается более месяца. Дети не заводят знакомств, проводят все время в одиночестве, обитают на заброшенных стройках, гаражах. Противоправные действия несвойственны.
  • Шизофрения. Острый период простой формы болезни сопровождается выраженной раздражительностью, конфликтностью, эмоциональной неустойчивостью, враждебностью, негативизмом перед уходом. Возвращение самостоятельное в течение нескольких недель. У пациентов с параноидной формой шизофрении уход провоцируется тревожно-параноидной и галлюцинаторно-параноидной симптоматикой. Бродяжничество совершается в людных местах, привлекает внимание окружающих неадекватностью. Возврат домой осуществляется через отделение полиции.

У детей, подростков с органическим расстройством личности и поведения развиваются невротические симптомы, переживание своей неполноценности, сниженное настроение. Преобладает страх наказания за уход. Период бродяжничества может сопровождаться противоправными действиями, антисоциальным поведением, эмоциональными отклонениями. При эпилепсии наблюдаются сумеречные помрачения сознания.

Отклонения в поведении характерны для подростков эпилептоидного и истеро-эпилептоидного склада характера. Скитаясь, они занимаются попрошайничеством, подрабатывают (грузчики, уборщики), участвуют в ограблениях, воруют, употребляют наркотики, алкоголь. После возвращения усиливается дисфоричность, озлобленность, негативизм, повышается конфликтность.

Позже развиваются депрессивные расстройства.

При стойком интеллектуальном снижении проявления синдрома уходов и бродяжничества зависят от формы олигофрении. Атонический вариант заболевания сопровождается бесцельными уходами и бродяжничеством без четких мотивов, стеническая форма – колебаниями настроения, дисфорическая форма – эмоциональной неустойчивостью и немотивированным бродяжничеством.

Бродяжничая, дети добывают еду на свалках. Противоправные поступки не совершают, не вступают в конфликты. Преобладает стремление уйти как можно дальше от дома, уединиться. При встречах с незнакомцами отмечается развязность поведения, недостаточное чувство дистанции, благодушно-эйфорический фон настроения.

Возвращение домой провоцирует эмоциональные колебания – эйфорический настрой сменяется депрессивным, дистимическим.

При шизофрении без параноидного компонента центральное место занимает раздражительность, перепады настроения, негативизм, конфликтность, враждебность. Перед уходом отношения с домочадцами становятся эмоционально холодными, со стороны подростка появляется жесткость.

Возможны неадекватные действия, эпизоды воровства денег, ценных вещей. Установленные дружеские связи разрушаются, новые не формируются. Попытки познакомиться непродуктивны. Часто подростки употребляют алкоголь, совершают противозаконные поступки.

При возвращении усиливается эмоциональная отгороженность, неадекватность, прогулы школы, враждебность. Синдром бродяжничества при параноидной шизофрении сопровождается патологическим фантазированием, галлюцинациями, бредом. Уходы возникают в тесной связи с параноидными идеями преследования, нанесения вреда, порчи.

Неадекватное поведение во время скитания настораживает людей. Подросток доставляется в полицейское отделение, стационар психиатрии.

Осложнения синдрома наиболее вероятны при частых, длительных уходах, преобладании поведенческих нарушений. У юношей развивается социальная дезадаптация, девиантное поведение. Незаконные действия совершаются в состоянии алкогольного, наркотического опьянения. Зачастую их целью является добыча денег, еды.

Необходимость питаться, содержать себя толкает подростков на воровство, ограбления, нанесение вреда окружающим, занятия проституцией. Больные с преобладанием эмоциональной лабильности страдают депрессивными расстройствами.

Под действием алкоголя, наркотиков, в состоянии аффективного возбуждения пациенты совершают попытки суицида.

Диагностика начинается с консультации психиатра. По необходимости к процессу подключается медицинский психолог, детский невролог. Используются следующие методы:

  • Опрос. Детский психиатр беседует с ребенком, родителями. Выясняет время начала, частоту и продолжительность уходов, их причины, характер возвращений. Расспрашивает об эмоциональном состоянии ребенка, наличии аддиктивного, антисоциального поведения, особенностях воспитания, условиях проживания, семейных отношениях. По результатам беседы врач делает вывод о патологическом состоянии либо о тяге к приключениям в рамках нормы.
  • Психологическое обследование. Проективные методики, личностные опросники предоставляют информацию о сопутствующих эмоциональных нарушениях (депрессии, тревожности, вспыльчивости), заостренных, патологических чертах характера. Детский психолог выявляет психопатические, невротические признаки, определяет риск личностной декомпенсации, социальной дезадаптации. Степень выраженности и характер синдрома диагностируется «Шкалой уходов и бродяжничества». Результат позволяет разработать эффективную тактику лечения, составить прогноз.
  • Инструментальные методы. Дополнительно назначается ЭЭГ, МРТ головного мозга. Характерно повышение мозговой активности в области височных долей. Результаты обследований интерпретируются неврологом, учитываются при постановке диагноза.

Синдром уходов и бродяжничества необходимо дифференцировать с единичными целенаправленными уходами из родительского дома (к другу, любимой девушке), с импульсивными поступками при стрессе. Диагностическими критериями являются возраст первых проявлений, скорость прогрессирования симптомов, сохранность критических способностей пациента, данные неврологических обследований.

Лечение определяется причинами развития, тяжестью, нозологической принадлежностью синдрома. Используется комплексный подход, включающий ряд направлений:

  • Фармакотерапия. Противоправные, антисоциальные поступки купируются препаратами группы нейролептиков. Лабильность эмоций детей с органическими поражениями мозга требует применения антидепрессантов, транквилизаторов. Комбинация нейролептиков и противосудорожных средств назначается детям с эпилепсией, сумеречным помрачением сознания. При олигофрении, шизофрении используются различные сочетания нейролептических препаратов, антидепрессантов.
  • Психотерапия. Показана пациентам с органической психопатией, шизофренией при отсутствии галлюцинаторно-бредовой симптоматики, эмоционально-волевого дефекта. Проводится в форме индивидуальных сеансов и групповых встреч. В ходе обсуждений, анализа конфликтных ситуаций, проигрывания возможных вариантов поведения происходит изменение представлений ребенка о собственных поступках.
  • Социально-трудовая терапия. Показана при синдроме бродяжничества с олигофренией. Направлена на развитие трудовых навыков в специальных учреждениях. С помощью трудотерапии, привития дисциплины производится коррекция поведения детей. Увлеченность производством снижает количество попыток ухода, способствует социализации подростков.

К 15-17 годам признаки бродяжничества исчезают у большинства подростков. При комплексной медико-социальной помощи прогноз благоприятный в 80% случаев. Вероятность редукции синдрома ниже в случаях с высокой частотой уходов, выраженными эмоционально-поведенческими расстройствами.

Профилактикой синдрома является создание благоприятной домашней ситуации. Ребенок, живущий в комфорте, чувствующий любовь, понимание, заботу родителей, не стремится покидать семью.

Стратегической профилактической мерой является диспансеризация детей групп риска: проживающих в интернатах, неблагополучных семьях, имеющих психические заболевания.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/vagrancy-syndrome

Лекция

Синдром бродяжничества у подростков и взрослых: причины и методы профилактики

ПРОФИЛАКТИКА БРОДЯЖНИЧЕСТВО СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Проблемы детской беспризорности и безнадзорности на сегодняшний день приобрели угрожающий характер, так как число беспризорных детей из года в год неуклонно растет. Влияние различных экономических и социальных факторов, привело к резкому увеличению числа детей и подростков, оказавшихся вне дома.

Бродяжничествоэто специфический образ жизни, который складывается в ходе постепенного разрыва социальных связей личности.Бродяжничество является одной из форм аутсайдерства. Социальные аутсайдеры – это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе.

Дромомания –склонность человека к бродяжничеству.Это импульсивное влечение, обусловленное психическим заболеванием, т.е. это неудержимое влечение к дальним странствиям.

Побег таких подростков обычно возникают без какой-либо внешней причины или мотива, им предшествует беспричинно изменившееся настроение, и сами подростки потом не могут объяснить, что их толкнуло на побег.

Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков практически всегда имеет социальные аспекты. Опыт работы показывает, что уходы и бродяжничество могут возникать как форма реагирования незрелой личности (протест, уход от трудностей), может быть связан с аддиктивными расстройствами) или отражать симптомокомплекс патологии влечений в целом.

На формирование синдрома бродяжничества оказывают влияние и микросоциальные факторы. Одним из ведущих негативных условий в формировании форм асоциального поведения является неблагополучная родительская семья, в которой происходит ранняя социализация ребенка.

Очень часто фактором, провоцирующим совершение самовольного ухода, является обострение, при определенных условиях, акцентуаций характера и темперамента.

В данном случае всегда имеет место определенная избирательность и направленность реакции оппозиции или протеста, которые проявляются первоначально в той микросреде, где возникли конфликтные переживания и направлена против того, кто, по мнению подростка, виноват в их возникновении.

Причины таких реакций разнообразны: конфликты между родителями, равнодушие в семейных отношениях, несправедливое и оскорбительное наказание, школьная не успешность и др.

Различают реакции активного и пассивного протеста, с которыми практически каждый сталкивался. Активный протест – непослушание, грубость, разрушительные действия, вызывающее или агрессивное поведение.

Пассивный протест – отказ от еды, уход из дома, учреждения, попытки суицида, отказ от общения, замкнутость. Сравнительно распространенной формой пассивного протеста являются побеги из дома.

Первые побеги, как правило, случаются из-за страха наказания или как реакция протеста на раздражающий фактор.

Побег (самовольный уход) – это поведенческая реакция на фактор или группу факторов, которые рассматривает подросток как невыносимые. Побег рассматривается как один из способов защитного поведения и какими бы причинами он ни объяснялся, – это не только регрессия к ранним, примитивным формам защитного поведения.

Каждый трудновоспитуемый подросток, как и любой ребенок вообще, неповторимо индивидуален. Но на его индивидуальность наслаиваются те особенности, которые делают его «трудным».

Сегодня мне хотелось бы остановиться на некоторых психологических особенностях подростков, склонных к бродяжничеству.

Основные черты, которые присущи подросткам, склонным к бродяжничеству:

  • утрата ощущения допустимого и недопустимого, которая ведет к непредсказуемости их поведения;
  • пассивная защита от трудностей;
  • пренебрежительное отношение к учебе; очень низкая учебная мотивация, можно даже говорить об ее отсутствии;
  • отсутствие индивидуальных увлечений, несмотря на большое количество свободного времени;
  • поиск новых острых ощущений;
  • негативизм;
  • высокий уровень агрессии; эмоциональная неуравновешенность;
  • интерес к ярким впечатлениям улицы.

У данной категории подростков наблюдается ярко выраженное нарушение аффективной и поведенческой сфер, для них свойственна ригидность поведения, которое в меньшей степени контролируется интеллектом. Следовательно, они более подвержены влиянию эмоций, погружены в мир собственных переживаний.

У них искажены представления об общепринятых моральных нормах и нравственных ценностях. Поскольку нормы поведения в обществе не были усвоены ребенком, он с легкостью идет на их нарушение.

Отношение к будущему у подростков является крайне неопределенным, вплоть до отсутствия содержательной ориентации; будущее выступает как прямое отражение примитивных желаний настоящего; общечеловеческие ценности чаще всего отвергаются.

Самой большой ценностью в жизни подростки считают деньги свободу в выборе образа жизни.

Низкая культура досуга, интерес к бесцельному времяпрепровождению, частые переходы от одного занятия к другому при общей бездеятельности и отсутствии трудолюбия – являются типичными для таких подростков.

Подростки, склонные к аддиктивному поведению, то есть это те дети, которые замечены в употреблении алкоголя, наркотических и токсических препаратов, наблюдается сниженная переносимость трудностей, проблем повседневной жизни; скрытый комплекс неполноценности, стремление уйти от ответственности в принятии решений; высокий уровень тревожность.

Определяющую роль в совершении самовольного ухода играют длительно действующие факторы:

  • Внутренние(затяжные внутрисемейные конфликты, непедагогический воспитательный подход, как в семье, так и в учебном процессе, длительное эмоциональное напряжение),
  • Внешние(неблагоприятный микросоциальный климат, педагогическая запущенность).

Для того чтобы понять, почему совершаются самовольные уходы, правонарушения и даже преступления, необходимо найти первопричину, основную проблему, которая волнует подростка.

К основным условиям и причинам возникновения девиантного поведения подростков (самовольные уходы, побеги), как правило, относят:

  1. Индивидуально-типологические особенности несовершеннолетних, способствующие формированию девиаций поведения: нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие особенности чаще всего, если они не являются патологическими, формируются в результате неудовлетворительного, ошибочного воспитания в семье, в результате различного рода нарушений ДРО.

  2. Акцентуации характера подростка как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации.

  3. Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости, на фоне противоречий физического и психического развития. Часто неадекватное, вызывающее поведение несовершеннолетних в подростковом возрасте в результате неправильного, неграмотного реагирования родителей, учителей и других взрослых закрепляется и укореняется.

  4. Негативное влияние стихийно-группового общения в формировании личности подростков. Основным видом деятельности подростков является общение, хотя они в своем большинстве и не умеют это делать грамотно и конструктивно.

    Примечательно также, что грамотно и конструктивно общаться подростков специально никто и не учит, поэтому основными источниками обучения являются семейные и «киношные» образцы общения.

    При этом очень велико влияние референтной группы подростков, так как процесс освоения общественных норм и ценностей у подростков происходит через неформальную группу.

  5. Социально-педагогические причины, среди которых выделяются семья и школа.

  6. Колледжная дезадаптация также является одной из причин появлений девиаций, как правило, агрессивной и социально-пассивной направленности.

Трудный подросток, как правило, старается не раскрывать себя, не показывать своих слабостей. Он, как броней, прикрыт всевозможными защитными приспособлениями и для каждой ситуации у него вырабатывается свой особый стереотип поведения.

Те личностные свойства, которые лежат на поверхности и демонстрируются трудным подростком, как правило, приводят его к приспособлению к своей роли и положению в системе межличностных отношений в среде сверстников, а те, которые лежат глубоко, зачастую открыто не проявляются, но именно эти качества в работе реабилитации берутся за основу.

Формы профилактической работы с подростками, склонным к самовольным уходам:

  1. Организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды, на формирование девиаций.

  2. Информирование. Это наиболее обычное для нас направление профилактической работы. В форме лекций, распространении специальной литературы, бесед или видео-телефильмов.

  3. Активное социальное обучение социально-важным навыкам. Реализуется в форме групповых тренингов (ассертивности, резистентности, формирование жизненных навыков).

  4. Организация деятельности альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлением о заместительном эффекте девиантного поведения, она реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.

  5. Организация здорового образа жизни. Данная форма исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.

  6. Активизация личностных ресурсов. Активное занятие подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста – всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

  7. Минимализация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

Таким образом, основой профилактической работы с самовольными уходами подростков, является комплексная работа всех специалистов. Помимо этого, необходимо помнить, что каждый ребенок индивидуален, и у одного процесс происходит заметно, а у другого процесс внутренне длительный, малозаметный.

Разработал соц.педагог ССК Панченко А.В.

Источник: https://infourok.ru/lekciya-profilaktika-brodyazhnichestva-sredi-podrostkov-1723358.html

Психологические предикторы бродяжничества подростков – Клиническая и специальная психология

Синдром бродяжничества у подростков и взрослых: причины и методы профилактики

У детей, подростков с органическим расстройством личности и поведения развиваются невротические симптомы, переживание своей неполноценности, сниженное настроение. Преобладает страх наказания за уход. Период бродяжничества может сопровождаться противоправными действиями, антисоциальным поведением, эмоциональными отклонениями. При эпилепсии наблюдаются сумеречные помрачения сознания.

Отклонения в поведении характерны для подростков эпилептоидного и истеро-эпилептоидного склада характера. Скитаясь, они занимаются попрошайничеством, подрабатывают (грузчики, уборщики), участвуют в ограблениях, воруют, употребляют наркотики, алкоголь. После возвращения усиливается дисфоричность, озлобленность, негативизм, повышается конфликтность. Позже развиваются депрессивные расстройства.

При стойком интеллектуальном снижении проявления синдрома уходов и бродяжничества зависят от формы олигофрении. Атонический вариант заболевания сопровождается бесцельными уходами и бродяжничеством без четких мотивов, стеническая форма – колебаниями настроения, дисфорическая форма – эмоциональной неустойчивостью и немотивированным бродяжничеством.

Бродяжничая, дети добывают еду на свалках. Противоправные поступки не совершают, не вступают в конфликты. Преобладает стремление уйти как можно дальше от дома, уединиться. При встречах с незнакомцами отмечается развязность поведения, недостаточное чувство дистанции, благодушно-эйфорический фон настроения.

Возвращение домой провоцирует эмоциональные колебания – эйфорический настрой сменяется депрессивным, дистимическим.

При шизофрении без параноидного компонента центральное место занимает раздражительность, перепады настроения, негативизм, конфликтность, враждебность. Перед уходом отношения с домочадцами становятся эмоционально холодными, со стороны подростка появляется жесткость.

Возможны неадекватные действия, эпизоды воровства денег, ценных вещей. Установленные дружеские связи разрушаются, новые не формируются. Попытки познакомиться непродуктивны. Часто подростки употребляют алкоголь, совершают противозаконные поступки.

При возвращении усиливается эмоциональная отгороженность, неадекватность, прогулы школы, враждебность. Синдром бродяжничества при параноидной шизофрении сопровождается патологическим фантазированием, галлюцинациями, бредом. Уходы возникают в тесной связи с параноидными идеями преследования, нанесения вреда, порчи.

Неадекватное поведение во время скитания настораживает людей. Подросток доставляется в полицейское отделение, стационар психиатрии.

Лечение синдрома бродяжничества

Лечение определяется причинами развития, тяжестью, нозологической принадлежностью синдрома. Используется комплексный подход, включающий ряд направлений:

  • Фармакотерапия. Противоправные, антисоциальные поступки купируются препаратами группы нейролептиков. Лабильность эмоций детей с органическими поражениями мозга требует применения антидепрессантов, транквилизаторов. Комбинация нейролептиков и противосудорожных средств назначается детям с эпилепсией, сумеречным помрачением сознания. При олигофрении, шизофрении используются различные сочетания нейролептических препаратов, антидепрессантов.
  • Психотерапия. Показана пациентам с органической психопатией, шизофренией при отсутствии галлюцинаторно-бредовой симптоматики, эмоционально-волевого дефекта. Проводится в форме индивидуальных сеансов и групповых встреч. В ходе обсуждений, анализа конфликтных ситуаций, проигрывания возможных вариантов поведения происходит изменение представлений ребенка о собственных поступках.
  • Социально-трудовая терапия. Показана при синдроме бродяжничества с олигофренией. Направлена на развитие трудовых навыков в специальных учреждениях. С помощью трудотерапии, привития дисциплины производится коррекция поведения детей. Увлеченность производством снижает количество попыток ухода, способствует социализации подростков.

Причины возникновения

Так называемая ложная дромомания чаще всего диагностируется у детей переходного возраста. В этот период антагонизма и конфронтации с внешним миром, подросток способен совершать необдуманные действия, в том числе и побег из дома. Если такое случилось единожды, синдром не беспокоит во взрослой жизни. Хроническая пориомания развивается лишь на почве регулярных эпизодов бродяжничества.

Причины постоянных побегов в детстве могут быть как вполне ожидаемые, так и совсем неожиданные:

  • неблагоприятная обстановка дома;
  • слишком строгие родители;
  • непомерные учебные нагрузки;
  • впечатлительность и обидчивость;
  • навязчивые желания, навеянные книгами или фильмами о путешествиях.

Появление синдрома у взрослых может и не иметь предшествующей предрасположенности в детстве. У мужчин и женщин неожиданный порыв «все бросить и убежать» возможен в следующих ситуациях:

  • на почве сильного стресса;
  • из-за эмоционального давления со стороны близких людей;
  • на фоне нервного срыва или переутомления.

Если не пытаться исправить ситуацию, повлиявшую на поведение человека, или не укреплять нервную систему, в дальнейшем его будет «тянуть» на уход из дома каждый раз, как появляются какие-то проблемы в жизни.

В некоторых случаях дромомания является следствием обсессивно-компульсивного расстройства или психопатии. При проведении магнитно-резонансной диагностики специалисты отмечают патологическую активность в височных долях головного мозга именно у тех людей, которые имеют симптомы синдрома «Вагабондаж».

Что такое дромомания?

Основной признак дромомании – развитие у человека непреодолимого влечения к перемене местонахождения: беспричинным побегам из собственного жилища, спонтанным изменениям местожительства

Желание путешествовать не принято рассматривать как психическое отклонение. Огромное количество людей предпочитают периодически отправляться в другие города или страны, чтобы полноценно отдохнуть в непривычной для них обстановке.

В международной классификации заболеваний психическое нарушение, названное дромоманией, указано под кодом F91 (расстройство поведения). Также ему подходит шифр F21.4 (психоподобная малопрогредиентная шизофрения), если патология сопровождается признаками шизофрении.

Причины нарушения

Вагабондаж, он же является дромоманией, проявляется у людей, которые страдают различными психическими заболеваниями. Также данное нарушение можно рассматривать как одну из особенностей темперамента, присущего конкретному человеку.

Дромомания – это психическое расстройство, которое вызывается следующими неблагоприятными факторами:

  1. Поражение головного мозга органического характера, которое было получено из-за сосудистой патологии или черепно-мозговой травмы.
  2. Шизофрения.
  3. Истерическое расстройство личности.
  4. Эпилепсия.
  5. Обсессивно-компульсивное нарушение личности.

У подростков периодически может возникать ложный тип дромомании. Они вынуждены покидать свой родной дом по таким причинам:

  1. Влияние непомерных нагрузок.
  2. Нежелание подчиняться приказам родителей и выполнять свои обязанности по дому.
  3. Наличие постоянных конфликтов в семье.
  4. Желание показать свою значимость и полную независимость от взрослых.

У детей подросткового возраста может проснуться желание путешествовать под влиянием сюжетов из приключенческих фильмов или книг. Чрезмерная увлеченность не позволяет им чувствовать явную разницу между реальным миром и фантазией.

Дромомания может возникнуть у взрослых людей, у которых нет нарушений со стороны психического здоровья. Таким личностям свойственна инфантильность. Человеку попросту не хватает новых впечатлений в жизни, поэтому он решается на частые переезды и путешествия.

Стадии

Источник: https://gudi1991.ru/stress/sklonnost-k-brodyazhnichestvu.html

Профилактика синдрома бродяжничества

Синдром бродяжничества у подростков и взрослых: причины и методы профилактики

Синдром бродяжничества – это расстройство социального поведения, характеризующееся непреодолимым желанием уйти из дома. Распространено среди детей школьного возраста, реже встречается у взрослых. Как правило, синдром проявляется у впечатлительных личностей под влиянием сильных внешних раздражителей.

Это могут быть проблемы и ссоры в семье, насилие, стычки с одноклассниками в школе. Обычно своеобразным толчком ухода из дома является сильное переживание: эпизод травли в школе, приключенческий фильм, акт насилия. Дромоманией (так еще называется сидром бродяжничества) также могут страдать и взрослые.

В этом случае их поступки имеют серьезные последствия, так как часто они уходят без предупреждения, бросают семью и детей.

Почему возникает синдром бродяжничества?

Точная причина формирования заболевания неизвестна. Следует отличать склонность к бродяжничеству от желания уйти из дома.

Для первого характерна внезапность порывов, человек может покинуть жилище среди ночи, не взяв с собой даже самое необходимое: сменные вещи, деньги, телефон, — не предупредив родных и близких. Доказано, что больше всего подвержены синдрому мальчики 12–17 лет (т. е.

с наступлением пубертатного периода дети чаще уходят из дома), у девочек подобное встречается реже. Среди возможных причин, способствующих развитию дромомании, можно выделить:

  • Микроклимат в семье. Чаще всего дети уходят от неблагополучной родни. В таких семьях часто употребляют алкоголь, применяют силу по отношению к детям или сексуальное принуждение. Иногда родители также ведут асоциальный образ жизни, подавая плохой пример. Дети, будучи не в состоянии изменить ситуацию, покидают дом.
  • Психические расстройства. Тяга к уличной жизни и бродяжничеству чаще всего наблюдается у лиц, страдающих шизофренией, легкой степенью слабоумия, эпилепсией, аутизмом.
  • Проблемы с социальной адаптацией. Непонимание среди сверстников, травля – все это толкает детей на побег из дома в поисках лучшей жизни.
  • Психологические особенности. Желание уйти чаще всего возникает у мечтательных, впечатлительных личностей, некоторые ищут в этом развлечение, новые ощущения. Такие персоны нередко прибегают к хулиганству, воровству, начинают употреблять алкоголь и наркотики.

Классификация

Дети с определенными психическими нарушениями составляют львиную долю тех, кто уходит из дома. В зависимости от заболевания-первоисточника формируются различные модели поведения:

  • Шизофрения и шизотипические расстройства. Сидром бродяжничества проявляется на фоне стресса, ссоры с родными. Со стороны ребенка характерны агрессивность, жестокость, асоциальное поведение: воровство, употребление алкоголя и наркотиков, попрошайничество в людных местах. Такие дети могут долгое время находиться в одиночестве. Они возвращаются домой неохотно, после пропускают школу, не стремятся завести нормальных отношений со сверстниками.
  • Снижение интеллекта. Такие дети уходят из дома неожиданно, не предупреждая, не берут с собой денег или ценных вещей. Страдающие олигофренией не совершают противоправных действий, еду добывают в мусорных баках или на свалках, редко попрошайничают. Чаще всего живут одни, практически не вступают в контакты.
  • Органическая психопатия. Причиной подобных состояний могут быть врожденные или перенесенные болезни (энцефалит, менингит). Поведение напоминает таковое у шизофреников, но обычно проявляется в подростковом возрасте. Характерны асоциальные повадки, тяга к алкогольным напиткам, воровству. После возвращения домой наблюдаются депрессивные состояния.

Признаки дромомании у взрослых

Взрослый самостоятельный человек меньше подвержен влиянию травмирующих экзогенных факторов, чем дети, поэтому у них дромомания практически не встречается (при условии, если человек не страдал ею раньше). Синдром может развиться без видимой причины, но в большинстве случаев этому предшествуют определенные факторы:

  • Наличие психических заболеваний: шизофрении, эпилепсии, паранойи.
  • Постоянные стрессы: проблемы на работе и в семье, нервные и психические перегрузки.
  • Отсутствие отдыха, постоянная загруженность.
  • Сильные потрясения: смерть близкого, увольнение с работы.

Человек может не осознавать своего желания покинуть дом. Оно возникает внезапно или формируется долгое время. Именно на наличие синдрома бродяжничества у большинства взрослых указывают следующие признаки:

  • Сильное желание покинуть дом, которое возникает неожиданно – ночью, по дороге с работы.
  • Больной не предупреждает родных и близких, оставляет семью и детей.
  • Средства к проживанию обычно добываются при помощи попрошайничества или воровства.
  • Больной может вернуться домой так же резко, как и уйти.

Осложнения и последствия

Последствия синдрома бродяжничества у детей и подростков зависят от количества уходов из дома, их длительности, а также от характера самой личности. Среди наиболее распространенных можно выделить:

  • Формирование стойкого асоциального поведения. Такие дети не посещают школу, не думают о будущей профессии и семье, часто употребляют алкоголь и наркотики. Общество порицает подобные действия, но в большинстве случаев это имеет обратный эффект.
  • Проблемы с законом. Беспризорность толкает на различные преступления: воровство, разбой, проституцию. Все это делается с целью добыть денег, еды, купить алкоголь или наркотики.
  • Проблемы со здоровьем. Жизнь на улице, несоблюдение правил гигиены, некачественная вода и пища, употребление алкоголя и запрещенных веществ – все это способно подорвать здоровье молодого организма и оставить проблемы на долгие годы, а то и на всю жизнь. Нищенство в течение длительного времени приводит к проблемам с кожей, ЖКТ, такие дети чаще болеют ОРВИ.

Синдром бродяжничества часто осложняется депрессивными состояниями, перепадами настроения, неспособностью учиться и жить в рамках социальных норм. Человек не может брать на себя ответственность, решать проблемы и переживать неудачи, контролировать свое настроение.

Диагностика и лечение

Как и любую другую болезнь, дромоманию возможно выявить и вылечить. Стандартный план диагностики состоит из следующих пунктов:

  • Консультация детского психиатра. Врач определит, действительно ли у ребенка патология или уход из дома связан с чем-то иным, выяснит причины появления синдрома бродяжничества.
  • Психологическое исследование. Сюда включены различные тесты, которые определяют степень выраженности тех или иных признаков – это поможет выбрать правильный терапевтический план.
  • Инструментальные методы (МРТ, КТ) применяют при подозрении на органическую психопатию.

Лечение также включает комплексный подход, который используется при большинстве психических заболеваний:

  • Психотерапия.
  • Фармакотерапия.
  • Социально-трудовая терапия.

Профилактика

Предупреждение подросткового бродяжничества заключается в создании комфортных условий проживания. Ребенок, которого любят и защищают, а также правильно воспитывают, не будет покидать семью.

Если есть психические нарушения, нужно обязательно проконсультироваться с детским психиатром. Государство должно следить за теми, кто проживает в интернатах и неблагополучных семьях.

Возникновение тяги к бродяжничеству чаще всего наблюдается именно у этих детей.

(1 3,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://ProSindrom.ru/psychopathology/sindrom-brodyazhnichestva.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.