Простые гобелены для начинающих. Техника создания гобелена

Как вышивать гобеленовым швом мастер-класс пошагово для начинающих

Простые гобелены для начинающих. Техника создания гобелена

Гобеленовая техника имеет свои особенности. Они отличают ее от привычного большинству рукодельницам полукрестика.

Сходство

1. Обе техники относятся к счетным – процесс создания узора требует ведения счета стежков по полотну, чтобы их количество и положение точно соответствовали указанному на схеме для вышивания. От рукодельницы требуется без ошибок перенести на ткань все, что указано на схеме.

2. Одинаковые материалы для работы. Используются специальные иглы для вышивки с округлым концом и широким ушком, нитки мулине или шерсть для вышивки, а также канва или ткань равномерного плетения различного каунта, на которой для каждого стежка предусмотрен свой квадрат.

3. Визуальное сходство готовых изделий. Вышивки, выполненные стежками ½ крестика и гобеленовым швом, имеют достаточно схожий внешний вид. Из-за этого новичок может перепутать их. Опытные рукодельницы такой ошибки не допустят.

Техника гобеленовой вышивки, как и полукрест, используется для выполнения картин, декоративных предметов интерьера и украшения одежды.

А вы видите разницу между гобеленовым швом и полукрестом?

ДаНет

Отличия

1. Несмотря на то что полукрест внешне достаточно схож с гобеленовым стежком, последний все же делается несколько иначе. Главным и заметным на глаз отличием при этом будет внешний вид изнанки работы.

При полукрестике с изнанки получаются короткие вертикальные стежки. Гобеленовый стежок на лицевой стороне ложится так же, как и полукрест, а с изнанки образуются длинные диагональные стежки, которые занимают два квадрата канвы или ткани равномерки.

Благодаря такому заполнению изнанки лицевая сторона выглядит очень плотной.

2. Полукрестом на страмине с напечатанным рисунком вышивать крайне сложно и неудобно. Для подобной работы требуется толстая нить, и чаще всего на этой основе делают декоративные подушки.

3. Вышивка в технике гобелен предполагает заполнение канвы полностью, так как иначе будут видны длинные изнаночные стежки. При вышивке в технике полукрест узор может иметь пустые участки.

Гобеленовая техника приводит к полной зашивке изнаночной стороны работы. Благодаря этому под стежки получается спрятать все концы нитей.

Пошаговая инструкция по вышивке гобеленовых стежков

При вышивке в технике гобелен косой стежок используется чаще всего. Иглу выводят на лицевую сторону ткани в верхней точке стежка и продергивают на изнанку в нижней. Для следующего стежка иглу на лицо выводят также в верхнем углу.

Применяют еще несколько стежков:

  • Прямой. Обычно его используют, если требуется вышить кайму. Сложностью эта техника не отличается и также выполняется на ткани равномерного плетения или на канве. При такой технике на изнанке будут косые стежки, а на лицевой – прямые. Для этого иглу выводят на лицевую сторону ткани и, опустив вертикально вниз, протаскивают на изнанку через одну или более клеточек – в зависимости от узора. Затем иглу опять выводят в верхнюю точку следующего стежка.
  • Захватывающий. Применяется в сложных пейзажах, если необходимо придать дополнительную рельефность какому-либо участку. При такой технике стежки делаются чуть косыми, нижняя часть стежка находится чрез 1 нить плетения основы. Следующий ряд, который расположен ниже, будет соприкасаться с предыдущим, так как его стежки станут начинаться в том же ряду, что и верхние у предыдущего.
  • Колодки (мозаичный). Такие стежки позволяют добиться в вышивке выраженного рельефа и выразительности отдельных элементов. Выполнять работу надо строго рядами. Каждый последующий ряд плотно прижат к предыдущему, поэтому вышивать работу кусками по цветам не получится. На лицевую сторону нить выводят посередине клетки и укладывают на ткань. Длина ее должна быть равна длине ряда этого цвета. Далее ведется вышивка косым гобеленовым швом. Все ряды выполняются аналогичным образом.

Дополнительные виды стежков используются при создании особенно сложных вышивок-картин, которые выбирают опытные рукодельницы.

Для работы используются практически те же инструменты, что и при вышивке крестом:

  • ткань основы (канва или равномерка);
  • нитки для вышивки (мулине, шерстяные и т.д.);
  • игла, номер которой будет соответствовать размеру выбранной основы;
  • ножницы;
  • пяльцы – используются не всеми рукодельницами, так как многие вышивальщицы, когда ведут работу на жесткой основе страмине или накрахмаленной канве, предпочитают обходиться без них.

Если есть проблемы со зрением или работа ведется на очень мелкой основе, стоит приобрести специальную лупу. Она позволит вышивать, не напрягая глаза.

Если пошагово выполнять инструкцию, вышивка гобеленовым швом не вызовет затруднений. При работе нужно правильно соблюдать последовательность всех действий.

  1. Закрепление нити. Закрепить нить можно 2 способами. Если работа ведется четным количеством нитей, вначале их закрепляют петелькой. Когда вышивают нечетным числом нитей или нить слишком короткая для использования петельки, закрепляют нитку с изнаночной стороны несколькими небольшими стежками. Не страшно, если они будут заметны с лицевой стороны, так как гобеленовые стежки их закроют.
  2. Начало вышивки. Ряд чаще всего ведут справа налево. Однако часть рукодельниц предпочитает направление слева направо, что также допустимо при гобеленовой вышивке. Стежок всегда начинают с верхней точки.
  3. Закрепление нити в конце. Когда нить кончилась или требуется сменить цвет, нитку закрепляют, протянув под изнаночные стежки.

Закрепление без узелка Узелок после стежков надо обрезать

Готовую вышивку стирают, сушат и гладят так же, как и вышивку крестом. Затем, если это картина, оформляют в багет.

Гобеленовая вышивка относится к старинным техникам. Освоение ее позволяет создавать особенно красивые вышитые картины, а также изысканные предметы интерьера и эксклюзивно украшенные вещи. Не стоит пугаться кажущейся сложности этой техники, так как она в действительности под силу даже начинающим вышивальщицам.

Схемы для начинающих: с каких схем лучше начинать

Начинающим рукодельницам следует выбирать небольшие схемы, в которых сочетается не более 2 видов стежков. Освоив их, можно переходить к более сложным процессам. При желании, можно выполнить работу только косым гобеленовым стежком, использовав схему для счетного креста.

Источник: https://miazar.ru/vyshivanie/chto-takoe-gobelenoviy-shov-v-vyshivke-krestom/

Гобелен своими руками

Простые гобелены для начинающих. Техника создания гобелена

Изначально во Франции гобеленами называли односторонние ковры, которые ткали вручную, переплетая нити крест-накрест. Позже производство таких ковров стало массовым.

Сейчас в технике гобелена изготавливают изящные картины, которые высоко ценятся дизайнерами. Особенно дорого ценится ручной труд.

Но совсем не обязательно платить большие деньги, ведь гобелен быстро и просто своими руками можно сделать и в домашних условиях.

Для того, чтобы ткать гобелен нужен ткацкий станок. Конечно, для большинства рукодельниц купить готовый – проблема, ведь найти его сложно и стоит дорого для работы своими руками. Но эту проблему можно решить с помощью простой конструкции из подручных материалов.

Нам понадобится крепкая деревянная рамка и небольшие гвоздики. Гвозди нужно вбить в 2 ряда в шахматном порядке, чтобы расстояние между ними в ряду было 1 см, а между нитями в итоге – 5 мм. Это расстояние оптимально для начинающих, но можно вбивать и чаще. Очень важно, чтобы нить основы была прочной, ведь натягивать её нужно очень сильно, практически как струну.

Существует ещё один, ещё более простой способ – просто намотать нити на горизонтальные части рамки. Однако это не очень удобно – нити будут сдвигаться, и ткать будет сложнее. Хотя на таком станке можно сделать сразу 2 гобелена с обеих сторон.

Приступаем к плетению на станке.

Для плетения узора понадобятся уже цветные нити желаемых оттенков.

Способов переплетения нитей существует много, от самых простых до сложных. Схемы возможных плетений можно увидеть на этом рисунке:

Самый простой и чаще всего встречающийся способ – полотняный. В этом случае рабочая нитка пропускается через нити основы одна через одну. В нашем мастер классе этот способ и будет основным.

При узорообразующем способе рабочая нить дважды обвивает каждую нить основы. В саржевом способе рабочую нитку прокладывают только между нечетными основными. Существуют и другое способы, но изучать их лучше постепенно, когда будет освоено более простое плетение.

Так как плести нужно будет рядами, то важно научиться менять цвет нити в ряду, или правильно их соединять. Для этого существуют несколько способов.

Самый простой способ, который применяют редко – паласовый, его применяют очень редко. В этом методе нити не соединяют, а просто, доходя до границы цветов поворачивают, и плетут назад. А ряд продолжают другой нитью. Главный недостаток в том, что в работе появляются промежутки, которые приходится сшивать.

Немного более сложный способ, который позволяет сплести рисунок без промежутков – основная нить на границе переплетения двух рабочих.  Нить проплетают до границы, огибают её и поворачивают. С соседней нитью поступают точно так же, огибая ту же основную нить.

Кроме этого распространен способ, когда на границы обе нити перекручиваются между собой.

Для  начинающих в качестве тренировки рекомендуют сначала сплести несложную картинку, чтобы понять смысл и научиться соединять нити.

Эскиз работы можно нарисовать самостоятельно. Хорошим вариантом будет рисунок, содержащий круг (например, солнышко),  так же простые соединения по горизонтали.

Перед работой эскиз нужно установить на рамку позади нитей основы.

Для детей круг лучше сделать более крупным, например, можно обвести чашку, а взрослым полезнее будет потренироваться на более мелком рисунке.

Черными крестиками обозначены те места, в которых рабочие нити нужно перекручивать между собой. Как вы видите, это нужно сделать в 6ти средних рядах. Верхняя и нижняя части солнышка плетутся без соединений. Для этого сначала работаем фоновой (синей) нитью, оставляя «углубление» для круга, а затем заполняем пространство нитью круга (желтой).

Для объемного плетения можно использовать способ «косичка». Ряды косички чередуют с обычными рядами, которые мы делали ранее. Это показано на схеме ниже. Нужно, чтобы через ряд обкручивались те нитки основы, которые не были задействованы в прошлый раз.

Однако вполне допустимо обкручивать каждую основную нить, ничего не пропуская. Тогда фактура рисунка будет мельче.

Ещё один способ добавить объемных элементов в картину – завязывание узелков, как показано на схеме:

После тренировки можно приступать к плетению более сложных картин. Например, таких:

Несколько советов новичкам:

  • Нить во время работы нужно протягивать «горкой», а затем опускать, укладывая по ходу рисунка.
  • Периодически во время работы нужно растягивать гобелен руками в разные стороны.
  • Старайтесь как можно сильнее натягивать основные нити по краям гобелена, если они тонкие, крайние нити можно натянуть в два сложения.
  • Если по каким-то причинам не удалось достаточно натянуть крайние нити и гобелен стягивается во время работы, это можно исправить, привязав к крайним нитям веревочку, и натянув её к боковым частям рамы. Злоупотреблять этим способом не стоит, потому что он не способствует росту вашего мастерства, однако он достаточно эффективно исправит погрешность.
  • Если в эскизе есть тонкие вертикальные линии (например, тонкие веточки деревьев), лучше располагать работу на рамке вертикально.

Для тех, кто хочет более подробно и наглядно изучить процесс изготовления гобеленов, мы подготовили подборку видео уроков:

Источник: https://sdelala-sama.ru/podelki/2032-gobelen-svoimi-rukami.html

Учебное пособие (первые шаги в изготовлении гобелена)

Простые гобелены для начинающих. Техника создания гобелена

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯКРАСНОПЕРЕКОПСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТАВНЕШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»ТРОПИНКА К ТВОРЧЕСТВУИзготовление гобелена: шаг за шагом2010

Я предлагаем вам заняться необычным в наше время ремеслом – ручным ткачеством. Оно не требует сложного оборудования и специального сырья. Нам пригодится любая пряжа, даже самые короткие нитки. Древние приемы ткачества просты и логичны. Шаг за шагом мы будем осваивать их на примере одного маленького гобелена. Другое дело – добиться хорошего качества. Здесь уже понадобится больше терпения.

Декоративно-ворсовые ковры знают все, старинные шпалеры и современный гобелен известны меньше. А ведь это тоже ковры, только гладкие. Кроме того они часто имеют сюжет, да и в интерьере используются как картины – висят на стене, в то время как ковер утепляет стены или лежит на полу.

Ткачество это не только гобелены, но и различные тканые изделия – сумки, подушки, накидки, абажуры, пояса

Материалы и инструменты.

Для работы в технике ткачества нам необходима деревянная рамка, ее очень просто сделать самому, для этого необходимо найти четыре планки, их размер зависит от размеров гобеленов которые вы скоро научитесь ткать. Например, вы берете планку (рис. 1, 1-а)

рис. 1

2 шт. 2 шт.

520 мм 320 мм 15 мм x 35 мм

2.

  • Планки соединяем шурупами. Для рамки с гвоздями подготовим примерно 100 штук длиной 20 мм и диаметром 1 мм. Вбиваем их в верхнюю и нижнюю планку по два ряда, между которыми оставляем 10 мм (рис. 2)

рис.2

Удобнее в работе рамка с пропилами. Расстояние между пропилами 5 мм можно и 4 мм, а их глубина 5 мм (рис. 3)

рис. 3

Основа и уток – это главные действующие лица в ткачестве. Нити основы- это каркас гобелена, эти нити не видны в готовой работе, но без них он не может существовать и очень важно чтобы они были прочные. Уточные нити пересекают нити основы по горизонтали, они и создают рисунок гобелена.

Итак мы готовы приступить к ткачеству . Вначале для ребят я предлагаю испробовать себя в самом простом, соткать дорожку, впоследствии можно сшить из нее сумочку (рис.4)

3.

рис. 4

Прежде чем начать ткать, необходимо нашу рамку заправить основой. При этом можно положить рамку на стол или опереть ее о крышку стола. Мы взяли для основы нить хлопчатобумажную /ею зашивают мешки/.

Привяжем ее концы к первому верхнему гвоздю или пропилу, опускаем нить строго вертикально и обматываем нижние гвозди, затем нить подымаем вверх и так далее. Нити основы должны быть натянуты очень хорошо. Итак, приготовлена основа плотностью 3 нити на 1см., можно пользоваться и 1-2 нити на 1см.

Плотность основы выбирают в зависимости от узора, рисунка. Только на большой плотности можно выполнить мелкий рисунок (рис. 5).

рис. 5

Когда основа подготовлена вставляем снизу полоску картона высотой 5-10 см так, чтобы каждая нить оказывалась поочередно то спереди, то позади картонки. Опускаем ее вниз до гвоздей. Затем сделаем плетенку или

4.

косичку с помощью вязального крючка, которая закрепит начало ткани. Далее делим нити основы на четные и нечетные с помощью гладкой палочки сечением 10-20 мм. Длина ее не должна превышать ширину рамы.

Палочку называют проборной или делительной планкой. Пространство между двумя рядами нитей называют зев. Нам осталось подготовить уток. Отрываем от клубка цветную нить длиной 1-2 м.

Для начала поработаем без челнока, чтобы почувствовать процесс ткачества. Нить сматываем в простой моточек.

Переплетение нитей.

Все готово к ткачеству. Давайте вместе попробуем соткать дорожку. Начинать ткать можно и слева и справа. Например, чтобы начать с правого края, закладываем конец нити утка в зев, открытый проборной планкой, слева на право, примерно на три-пять нитей основы. Новый уток, если нужно, вводят как продолжение старого.

В следующем ряду протягиваем уток в противоположный зев справа налево по всей ширине основы. Нам придется делать прокидку утка, перебирая нити основы руками, создавая вручную второй зев.

Для этого левой рукой поднимаем три-четыре нити основы, а правой рукой передаем моточек с утком в левую руку, проводя его под оттянутыми нитями. Итак, до конца ряда. Мы сделаем прокидку утка в левую сторону. Опускаем нить утка вниз на плетенку и подравниваем.

Затем двигаемся в обратную сторону, но теперь уток легко проходит в открытый зев (под палочкой). Моточек передаем из левой руки в правую. Таким образом, уток переплетается с основой в шахматном порядке (рис. 6).

рис. 6

5.

Если обнаружили ошибку ее тут же необходимо исправить. Прокидывая уток, не затягивайте его, иначе, начнут стягиваться нити основы и, соответственно, боковые стороны гобелена. Спастись от этого можно, притягивая края гобелена к раме веревочками. Полученное переплетение называется уточным репсом.

Если он правильно соткан, то полностью скрывает нити основы. Боковые стороны гобелена (кромка) должны быть плотными, поэтому, две-три кромочные нити обвиваем лишней прокидкой.

Вы, ребята, можете сплести свою дорожку различными цветными нитями и, если вам это понравилось, мы преступим к более сложному заданию.

Прежде всего нарисуем несложный эскиз гобелена на котором поучимся ткачеству. Первое, что мы уже умеем, натягиваем на раму нити, прокладываем внизу картонку, крючком вяжем плетенку. Далее мы ткем полоску где-то 5-7мм, к которой пришиваем эскиз (рис. 7).

рис.7

Мы взяли зеленые нити утка и ткем холмик, следуя рисунку эскиза. Постепенно бросая нити основы с левой стороны после одной или

6

нескольких прокидок утка. Не забывайте уплотнять сотканную ткань гобелена пальцами рук или вилкой. Холмик будет выглядеть немного ступенчато, но этого не нужно бояться. Соткав первый холм приступаем ко второму, немного усложнив задачу.

На этом холме у нас нарисована дорога, поэтому мы будем выполнять работу в несколько этапов, а точнее, в три. Начнем ткать левый холм песочного цвета, заполняя левый участок: между кромкой и первым холмом до уровня дороги.

Он тоже получается ступенчато, этот вид ткачества называется с просветами.

Далее ткем светлыми нитями участок дороги по горизонтали, придерживаясь эскиза. После дороги работаем над оставшейся частью холма.

Начинаем ткать с самого нижнего участка по горизонтали, захватывая постепенно все больше нитей основы. Далее ткем третий небольшой холмик, коричневого цвета. Следующая четвертая часть гобелена еще более усложняется.

Вначале мы ткем белый домик и, там где начинается окошко, мы впервые работаем сразу двумя нитями (рис. 8, 8-а).

рис. 8

рис. 8-а

7.

Синий уток вводим на место окна справа налево. Белый уток, возвращается с право налево. Белый уток, возвращается справа налево, доходит до синего участка, обвивает правую часть основы, которую перекрыл белый уток, и поворачиваем в обратную сторону, синий уток возвращается в правую сторону.

Слева от него вводим дополнительный белый уток, проходим до границы с синим утком и поступаем также, как с правой стороны. Далее делаем прокидку сначала синим утком в левую сторону, затем в правую белым утком и также закрепляем утки на общей нити основы.

Такой прием называется закрепление утков на общей нити основы. Окно соткали, далее ткем одной белой нитью до крыши дома. Возле нашего домика растут кусты, мы будем ткать их, применяя наиболее распространенный узел – двойной ковровый, называют его также турецким.

Этот узел применяют в махровых {длинно-ворсових} коврах (рис. 9).

рис.9

Тот же способ часто применяют в современных гобеленах. Перед вязкой узлов нарезают пряжу с помощью круглой гладкой палочки.

Ее диаметр должен соответствовать выбранной длине ворса, но очень короткую нить тяжело вязать , поэтому нужно отрезать немножко длинней, а позже можно обрезать ненужную длину ворса Узлы завязываем на некотором расстоянии от сотканной части гобелена. Правой рукой держим отрезок нити, а левой отделяем пару нитей основы. Затем накладываем отрезок пряжи

8

поверх нитей ниже пальцев /а]. Правый конец нити заводим справа налево под правую нить основы[б]. А левый-под левую. Выводим оба конца вперед, между правой ии левой ниитью основы. Перемычка оказывается сверху{в}. Подравниваем концы, одновременно затягиваем узел и опускаем его на место{рис.10}.

После каждого ряда узлов необходимо соткать два ряда обычным репсовым ткачеством. Это закрепляет ворсовые узлы. Вяжут двойные узлы строгими вертикальными рядами или в шахматном порядке. Делая таким образом ворс согласно рисунку эскиза, отдельно с правой и левой сторон до крыши дома.

Далее ткем крышу, берем красную нить утка, прокладываем ее на несколько нитей основы дальше белого домика, постепенно отбрасывая нити

9.

основы с правой и левой стороны крыши одновременно, мы соткем правильный треугольник крыши. Следующий этап нашей работы над гобеленом, ткем небо.

Выбираем голубые нити утка и начинаем ткать с самой нижней части гобелена {место холма и кустов, горизонтально до крыши так же плетем и с правой стороны гобелена до верхней точки крыши. Когда мы начинаем ткать облака, то работаем одновременно двумя нитями, голубой и белой.

Начнем с самого простого приема: штриховки –прямым и линиями .Вставляем с левой стороны белый уток, подводим его к голубому, введенному с правой стороны возвращаемся обратно.

В следующем ряду голубой уток продвигаем дальше на территорию белого так, чтобы между ними сохранилось правильное переплетение. Следующую белую полоску можно ткать все короче, отступая на одну нить основы. Так мы ткем облака, завершая небо голубыми нитями.

Чтобы гобелен не расплетался мы в верху делаем плетенку и снимаем проборную планку, срезаем нити основы, снимая гобелен с рамы. Нити основы разрезаем около гвоздей или пропилов.

Но любоваться иизделием еще рано: повсюду торчат разноцветные концы утков и, наверное вызывает недоумение бахрома из нитей основы. Прежде всего, убираем вязальным крючком концы утков на изнанку. Концы основы слегка поджимаем и завязываем узелками.

Поскольку мини-гобелен будет вставлен в рамку, концы основы уберем на изнанку следующим образом: узелкии завязываем на иизнанке справа налево. Берем две последние нити основы и завязываем их обычным узлом один или два раза.

Затем правую нить откладываем на изделие, а левую связываем со следующей нитью и так далее. Остается приметать их к изделию иголкой. Теперь можно обрезать концы до 1-2 см.

Готовый гобелен отпариваем утюгом через влажную ткань [кроме ворса] так же, как вязанные изделия – почти не прикасаясь утюгом . При этом можно даже исправить некоторые дефекты- морщины, кривизну сторон и др.

10.

Перед тем как вставить гобелен в рамку, обычно глубокую, его натягивают на оргалит, фанеру или толстый картон, чтобы ткань была ровной. Вставляем в рамку, и вешаем на стену, любуясь собственной работой и приобретенным умением ткать.

Людмила Ивановна Тимощук, руководитель образцового художественного коллектива декоративно-прикладного творчества «Кудесница» внешкольного учебного заведения «Центр детского и юношеского творчества», г. Красноперекопск, АР Крым.

Источник: https://infourok.ru/uchebnoe-posobie-pervie-shagi-v-izgotovlenii-gobelena-977058.html

Пошаговая инструкция для создания гобелена самостоятельно для новичков

Простые гобелены для начинающих. Техника создания гобелена

Выполнение по ткани художественного изображения способом перекрестной прошивки нитками зародилось в Европе. Получаемые рисунки на холсте изумляют своим замыслом, переходом цветов и сложностью исполнения.

Как зародилось искусство гобеленов в России? Каким образом прокладывают стежки? Чем отличается техника по созданию фактурных картин? Как приступить к созданию гобелена своими руками для начинающих мастериц? Все это можно узнать из представленной здесь статьи.

Когда появились гобелены в России

В 17-м веке в Центральной Европе появились ковры – шпалеры с вытканным на них изображением. Используя способ переплетения нитей крест-накрест, выполняли рисунок. Основателями были братья Гобелены, откуда и пошло название «гобелен».

Использовался преимущественно ручной труд. Ткацкие станки, появившиеся при расцвете мануфактур, механизировали тяжелую работу. Гобелен своими руками – это искусство, требующее опыта художника и живописца, помноженного на терпение.

Краски на холсте здесь заменили разноцветные нити, переплетенные в крестик.

Винтаж. Средневековье

В России впервые узнали о красивых шпалерах только в XVIII веке при Петре 1. Ему был подарен гобелен от французской знати. Практически это был ковер с рисунком или искусная вышивка на холсте. Вначале такие произведения применяли в качестве украшения апартаментов Петродворца и других подобных строений. На гобеленах красовались портреты придворных, царственных особ.

Мастера ткацкого производства из Франции помогли открыть первую мануфактуру в России. Произведенные там шпалеры поражали замыслом и сложностью исполнения. В музеях Санкт-Петербурга и Москвы любой желающий может полюбоваться русскими ткаными коврами.

«Сбор винограда». Средние века

Характерная черта гобеленовой техники

Вышивка гобеленов популярна среди мастериц-рукодельниц. Они используют термин «набивка», «вышивка петлей» для техники вышивания. Применяют специальный вид швов – «гобеленовый», где использованы нити различного оттенка. Вышивальщицы используют полотно или мелкую канву. В зависимости от художественного замысла используют:

  • шерстяные нитки разного цвета и сложения;
  • хлопковые волокна;
  • шелковые нити.

Схемы своими руками

Важно! В иглы вдевают нити от одного до нескольких цветов, добиваясь перехода оттенков. Размер ушка должен быть достаточным, чтобы продеть несколько нитей. Стежки ведут в одну сторону при условии, что нет исключений по схеме рисунка.

Какие существуют виды гобеленов

Шпалеры разделяют по типу рисунка, наносимого с помощью стежков. Распространены следующие виды:

  • в средневековом стиле – военные баталии, рыцари, гербы королевских особ;
  • религиозный сюжет – большая популярность у картин в стиле Рафаэля;
  • живописные полотна, пейзажные зарисовки, пасторальные гобелены.

Пастораль

Историки считают, что наличие ковра со сложным рисунком было подтверждением богатства и знатности семьи.

Какую выбрать ткань для гобелена

Технология шпалер включает разные виды материалов:

  • шерсть/шелк;
  • хлопковые ткани;
  • акрил/полиэстер;
  • вискозное полотно.

Различаются материалы по структуре – однослойные или двухслойные. Плотность гобелена зависит от веса, различают легкую, тяжелую и среднетяжелую разновидности. При создании дорогостоящих картин применяют натуральные хлопковые ткани. Для «серийного» выпуска применяют синтетические материалы, у них больше износостойкость.

Современный сюжет

Гобелен для начинающих для домашнего рукоделия выполняют на льняном полотне. Если есть выбор, лучше выбрать более рыхлое полотно с неплотным переплетением.

Тогда игла с нитью будет раздвигать волокна без лишнего прокола. Здесь важно закрепление цветной нитки при последующем прокалывании. Шерстяная или хлопковая ткань задержать скольжение не сможет.

Выполняют вначале простые рисунки – котенок, силуэт ребенка или другого предмета.

Внимание! Лучше всего приступать к работе на бортовке темного цвета. Если ткань основы будет светлой, она не скроет более темные нитки, потребуется подкраска с изнанки.

Два котика

Виды переплетения нитей

Нити из шерсти прокладывают короткими стежками, соблюдая параллельность. Внешне они напоминают горизонтальные ряды повышенной плотности. Различают стежки по типам:

  • полукрест – шов в одной плоскости, применяется чаще всего;
  • континентальный – с изнанки нет прямых линий, они под углом и длиннее, чем с лицевой стороны;
  • прямой – наносят строго вверх (вниз) или поперек;
  • шов с захватом – прокладывают стежки, слегка перекрывающие предыдущий, цвет нити изменяется равномернее;
  • плетеный – целый ряд перекрывает соседний, образуя переплетение;
  • с петлей – вытягивают нити, они в целом имитируют ворс на лицевой стороне.

Первые шаги

Меняя поэтапную технику прокладывания стежков, мастерица добивается объемного или гладкого рисунка, в рубчик или с плетением, разной плотности и фактуры. Для начинающих рисунок по гобелену лучше начать с простых стежков.

Что нужно для работы

Для выполнения урока необходимы:

  • специальная игла;
  • рамка круглой или квадратной формы с ножками разной высоты;
  • набор ниток для гобелена, пряжа различного цвета.

Обычная игла на пластиковой ручке может быстро поломаться. Лучше приобрести специальный набор разной длины и диаметра с деревянным основанием. Размеры инструмента варьируются от 3.

5 см (основная) до 6-7 см. Диаметр рабочей иглы не более 2-2.5 мм (вспомогательные для работы на хлопковой основе могут быть тоньше (до 2 мм).

С шерстяными и синтетическими тканями работают иглами толщиной 2-2.5 мм.

Деревянный каркас рамки лучше использовать больше, чем размер предполагаемого рисунка. Если в плане работа 40 х 40, то каркас подойдет 50 х 50. Припуск по сторонам оставляют не менее 5 см. Если нет отдельной рамки, то возможно основу закрепить на раме, где будет висеть готовое изделие. Но при этом стенки будут повреждены случайным проколом иглы.

Нетканый гобелен своими руками

Если выполняют нетканый гобелен, используют нити со стойкой окраской. Различают их по типу волокна:

  • хлопчатобумажные;
  • шерстяные;
  • льняные;
  • смесовые/искусственные.

Внимание! Количество нити рекомендуют брать с запасом. Если нитки закончились, следует отложить фрагмент, лучше поискать нити одинакового цвета, а потом продолжить работу.

Приступаем к нанесению вышивки

Как сделать гобелен? Чтобы перенести идею картины на полотно, следует определить технику нанесения. Изображение рисуют на основе маркером, мелом. Пошаговая методика переноса:

  • Закрепить рисунок, растянуть основу на стекле. Аккуратно обвести все линии. Если образец четко просматривается, получают четкие контуры.
  • С основой из дерюги такой метод не пройдет. Нужна копирка, ее накладывают красящей стороной вниз, сверху размещают образец. Обводя все линии контуров, переносят на основу будущий сюжет.
  • Как альтернативу применяют иную технологию – перевернуть набросок и обвести все линии карандашом с маркировкой «м». Положить лист рисунком вверх на ткань. С нажимом повторить все линии, при этом предыдущее нанесение отпечатается на ткани. Способ удобен для мешковины.
  • Как вариант – вырезают контуры изображения гобелена на картоне. Потом наложить их, обвести контуры.
  • После завершения переноса основных линий рекомендуют раскрасить соответствующими цветами. Подойдут акриловые краски на водной основе, они не забьют холст или дерюжку.

Вам это будет интересно  Описание канвы: использование ткани в вышиванииПеренос через стекло

Плетение по гобелену лучше применять штриховым или контурным способом, через основу вертикально вниз, потом вверх от левой стороны до правой. Соблюдение параллельности – обязательное условие между стежками и долевой ниткой. Контурное нанесение начинают стежками вокруг, постепенно двигаясь по спирали к середине.

Изготовление рам

Для того чтобы смастерить самостоятельно обрамление гобелена, нужно иметь следующие материалы:

  • палочки из дерева или бамбука;
  • гвоздики с молотком;
  • клей быстрого действия.

Заготовки для рамок

Первым делом измеряют размеры шпалеры, затем переносят их на деревянные заготовки. Вырезать их нужно так, чтобы в углах они соединялись в треугольник. Соединение выполняют или с помощью гвоздей, или проклеивают стороны соприкосновения. Обычно по рамке «уходит» до 2 см ткани.

Готовые рамки

Готовую заготовку по желанию покрывают лаком или делают роспись в стиле основного изображения. Отличный вариант украшения – бисер, маленькие стразы, бусинки. Их легко приклеить по всему периметру рамки. После полного высыхания делают финишное покрытие лаком. Готовую рамку закрепляют или мелкими гвоздиками, или суперклеем.

Зебра с художественной рамкой

Как делать гобелен самостоятельно

Достаточно иметь художественную жилку, полотно для основы, подходящие нити, иглы. При соблюдении техники и попадания стежками в линии контура легко выполнить простейший рисунок. После чего можно усложнять композицию, повышать класс мастерства, комбинируя различные виды стежков.

Изготовление гобелена – в любом случае, даже если он создается с уже готового рисунка, почти всегда является искусством, а не ремеслом. Ведь выбор нитей, методика изготовления и другие моменты всегда определяют конечный результат, который в любом случае станет совершенно уникальным и будет определять руку мастера, что его изготовил.

https://www..com/watch?v=Bzx3tVck72Y

Источник: https://tkanix.guru/svojstva-tkanej-i-poloten/gobelen-svoimi-rukami

Схемы гобелена своими руками: плетение для самых-самых начинающих – Сайт о рукоделии

Простые гобелены для начинающих. Техника создания гобелена

  • Дизайн и декор
  • Аксессуары

1 звезда 2 звезды 3 звезды 4 звезды 5 звезд Теоретическая основа создания гобеленов. Способы переплетения нитей. Создание простейшего гобелена из цветных ниток и полосок полиэтилена.

Рама, инструменты, исходные материалы Для образования тканой поверхности уток должен пройти сквозь основу в двух противоположных направлениях. Вилкой художник прибивает друг к другу прокидки утка.

При этом нити основы оказываются закрытыми нитями утка «Косичка»- переплетение нитей из первого и второго слоев основы- образует верхний и нижний края будущего гобелена Ворс крепится к двум нитям основы двойным узлом, каждый ряд ворса закрепляется одним-двумя рядами утка Простое соединение со сцеплением утков между нитями основы: уток одного цвета сцепляется с утком другого цвета и прокидывается обратно. Этот способ не оставляет щелей в ткани шпалеры «Паласная техника»- завершение противоположных по направлению прокидов утка на разных нитях основы позволяет избежать неравномерного утолщения тканой поверхности

Украшение романтических замков Средневековья и помпезных дворцов барокко- шпалера, гобелен, таписсерия- все три термина одинаково правомерны и распространены, благополучно вписались и в современные интерьеры.

Впервые привезенные в Россию ПетромI, шпалеры украшают Большой Петергофский дворец и Эрмитаж.

Пораженные их гигантскими размерами- во всю стену, и волшебной игрой цвета, мы с трудом можем представить, что это чудо создано простым переплетением нитей, в основе которого лежит тот же самый простейший принцип, что и у деревенского плетня.

Да, именно того деревенского плетня, заросшего крапивой и лопухами, памятного по далекомулету в деревне с земляникой, нестрогой бабушкой и купанием в мелкой речке.

  • С тех давних пор как человечество придумало тканую одежду, приемы ручного ткачества практически не изменились.
  • Условно говоря, вертикальные колья плетня, ставшие в гобелене нитями, называются основа, а горизонтальные жерди- уток.
  • Вам понадобится:
  • небольшая деревянная рама 750500мм;льняные и шерстяные нитки;ножницы;вилка;полиэтилен, разрезанный на кусочки 1050мм;полоски газетной бумаги размером 570мм.

Наш гобелен сделан за один день.

Исходные материалы и приспособления для его изготовления настолько просты, знакомы и доступны каждому, что трудности с их поиском и подготовкой практически невозможны, все это, кажется, всегда под рукой.

Проблема может возникнуть лишь у тех, кто не имеет фантазии. Итак за дело. Нашим учителем в создании гобелена стала известная художница, виртуоз современного текстиля Наталья Мурадова, а помогала ей Сельби Зарипова.

Итак, попробуем сделать гобелен своими руками в домашних условиях. В сути ручного ткачества лежит техника так называемого полотняного переплетения основы и утка. Первым этапом в изготовлении гобелена будет создание основы, а в качестве ткацкого станка использована самая обычная деревянная рама.

Если размер будущего гобелена 250250мм, то рама должна быть примерно 750500мм, т.е. ее размеры следует выбрать, утроив ширину и удвоив высоту гобелена. Делается это для будущего удобства в работе. Итак готовим основу.

Составляющие ее нити должны быть льняными, то есть достаточно прочными и не тянуться.

Натяните их на станок или, проще говоря, обмотайте ими, как катушку, раму по большей стороне. Именно на этом этапе закладывается ширина нашего гобелена: расстояние отпервой допоследней нити основы соответствует этому размеру и равно 250мм. Между нитями следует оставлять интервалы приблизительно в 3мм, а сила их натяжения должна быть такова, чтобы между нитями свободно проходили пальцы.

Подготовка основы (намотка нитей основы на деревянную раму). Плетение косички, собирающей нити основы в единую плоскость. Рама с подготовленной основой. Плетение заработки. Прибивка нитей утка с помощью вилки. Крепление ворса к нитям основы. Подстригание ворса после закрепления. Пасма- небольшой моток шерстяной нити.

Теперь внутрь рамы, между двумя образовавшимися рядами нитей, положим полоску картона размером 50300мм. Делается это для того, чтобы косички, то есть первый и последний горизонтальные ряды, сплетенные из нитей первого и второго ряда основы, объединяющие их в одну плоскость, были ровными.

Нижняя косичка так и будет покоиться на полоске картона, тогда как верхнюю следует отодвинуть наверх деревянной рейкой размером 3005020мм до завершения работы. Рейка продевается для разделения нитей основы на четные и нечетные.

Кроме того, она позволяет донекоторой степени регулировать натяжение нитей: чем выше установлена рейка, тем слабее натяжение и наоборот.

Сразу поверх косички по вертикали плетется так называемая заработка высотой от20 до50мм. Это уже часть гобелена, которая впоследствии может быть подшита на изнаночную сторону, если гобелен будет висеть прямо на стене, или загнута на торец подрамника, если гобелен предполагается растянуть и вставить в раму.

И вот мы впервые встречаемся с принципами простого полотняного переплетения, то есть уже воспетого выше плетня. Особо отметим, что нить, начинающая заработку, привязывается простым узелком к краю основы рядом с косичкой.

Теперь мы будем пользоваться пасмой- так художники по гобеленам называют небольшой длины нити, смотанные с бобины в небольшие мотки.

Сними удобнее работать, кроме того, пасма может висеть на основе, не разматываясь, если мы захотим использовать уток другого цвета.

Теперь, выбирая одной рукой четные нити основы, другой рукой проденьте за ними пасму, ведя ее докрая гобелена и, обернув крайнюю нить, разверните в обратном, горизонтальном направлении, выбирая на этот раз нечетные нити основы.

Закончив ряд, прибейте продетые горизонтальные нити (прокидки утка) вилкой для усиления плотности работы. При этом нити основы становятся невидимыми как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Таким образом полотняное переплетение образуется чередованием прокидок утка.

Первая прокидка покрывает четные нити основы, вторая- нечетные, и так далее.

Закончив заработку и закрепив ее узелком на основе, переходим к плетению собственно гобелена, используя уже не льняные, а шерстяные нити.

Можно работать не одним, а несколькими утками разного цвета, что позволит значительно расширить палитру, сделав гобелен действительно полихромным. Новый уток может вводиться с любого места- его лишь нужно привязать простым узлом к нитям основы.

Можно также составлять уток из двух-трех нитей разного цвета, добиваясь тональных и цветовых переходов отсветлого к темному, например, отголубого к синему.

Возможно и резкое изменение цвета, для чего один уток не протягивается докрая основы, а разворачивается в любом месте, так же разворачивается и другой уток, двигавшийся во встречном к первому направлении.

Начало работы новым утком. Прокидка очередной нити утка. Использование в качестве утка полоски газетной бумаги. Продевание пасмы сквозь основу. Последний узелок и гобелен готов. Косичка прибивается к заработке обыкновенной вилкой. Срезание готового гобелена с рамы. Оформление краев гобелена бахромой.

Освоив метод простого полотняного переплетения, перейдем к ворсу. Ворс крепится на основу двойным узлом. Следует отметить, что после ряда ворса необходимо проложить один-два ряда обычного утка, чтобы защитить ворс отраспускания. После прокладки нескольких рядов ворса, его можно подрезать ножницами донужной длины согласно вашему замыслу.

В нашем случае в качестве ворса использован обычный, нарезанный полосками полиэтилен, короткие цветные нитки.

Если вы захотите изменить или сделать еще оригинальнее фактуру гобелена, утком может послужить все, что угодно: газета, лоскуты материи, капрон, проволока.

В конце работы над гобеленом нить закрепляется узелком и снова плетется заработка, на которую затем вилкой опускается «косичка». Наш гобелен практически готов. Осталось обрезать нити основы, освободив его таким образом из плена. Связав концы нитей обычными узелками, можно красиво оформить края гобелена в виде бахромы или кистей.

Поразительно, но все шпалеры, гобелены и таписсерии, сколь бы огромны они не были, сделаны по этим нехитрым и древним как мир правилам.

Источник:

Пошаговая инструкция для создания гобелена самостоятельно для новичков

Выполнение по ткани художественного изображения способом перекрестной прошивки нитками зародилось в Европе. Получаемые рисунки на холсте изумляют своим замыслом, переходом цветов и сложностью исполнения.

Как зародилось искусство гобеленов в России? Каким образом прокладывают стежки? Чем отличается техника по созданию фактурных картин? Как приступить к созданию гобелена своими руками для начинающих мастериц? Все это можно узнать из представленной здесь статьи.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.