Посттравматическое стрессовое расстройство у детей

Содержание

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей

Травматический опыт может вызвать расстройство психики не только во взрослом возрасте. Психика детей и подростков еще более хрупка и ранима.

До 40% детей и подростков переживали как минимум одно травматическое событие в своей жизни. У части из них может развиться так называемое посттравматическое стрессовое расстройство, или ПТСР.

Травматические события могут быть разными, но чаще всего это физическое или сексуальное насилие, несчастный случай, стихийное бедствие и т. п.

Дети или подростки либо пережили это событие сами, либо стали свидетелями того, как это произошло с кем-то еще, например, с их близкими.

Развитие ПТСР у ребенка или подростка зависит от многих факторов – тяжести травмы, ее повторяемости и реакции на случившееся членов семьи. Дети или подростки при посттравматическом стрессовом расстройстве чувствуют себя не в состоянии уйти из-под влияния травмы.

Они стараются избегать людей или ситуаций, которые напоминают им о пережитом. Они мучаются воспоминаниями о случившемся, или же страдают от ночных кошмаров, связанных с травмой, которые кажутся очень реалистичными.

Эти постоянные напоминания приносят множество трудностей в повседневную жизнь ребенка.

Общие симптомы ПТСР у детей и подростков

  • Избегание ситуаций, которые напоминают о травмирующем событии
  • Навязчивые воспоминания о произошедшем, ночные кошмары
  • В играх ребенок повторяет травмирующую ситуацию или каким-либо образом отсылает к ней
  • Импульсивность или агрессия
  • Беспокойство и нервозность
  • Эмоциональное “онемение”
  • Проблемы с успеваемости в ​​школе из-за невозможности сосредоточиться

В зависимости от травмирующего события и восприимчивости ребенка/подростка, симптомы могут быть выражены или малозаметны. Наиболее заметный для родителей симптом – избегание того, что связано с травмирующей ситуацией.

“Мы с сыном стали участниками ужасной автомобильной аварии. Несколько машин прямо перед нами столкнулись, и наш авто догнал их.

В тех машинах были жертвы, кто-то пытался вытащить застрявших людей, была неразбериха. Все это было большим потрясением для меня и для сына. Он почти перестал спать, мало ел, его начали мучить кошмары.

Он перестал ездить на автомобиле, в школу приходилось везти его на маршрутке.“

Чем младше ребенок, тем сложнее распознать ПТСР. У детей ПТСР проявляется неспецифически: изменяется поведение, ребенок становится более возбужденным, беспокойным, чаще плачет. У подростков наблюдаются “взрослые” симптомы – воспоминания о травматическом событии, избегание стимулов, связанных с травмой. Диагноз ПТСР ставят, если симптоматика проявляется более месяца после травмы.

Лечение ПТСР у детей и подростков

Если у вашего ребенка проявляются симптомы посттравматического стрессового расстройства, скорее всего, они уменьшатся и исчезнут в течение нескольких месяцев.

Однако через какое-то время возвращаются снова. ПТСР поддается лечению, поэтому важно обратиться к врачу на первых этапах проявления расстройства.

Вот несколько распространенных путей лечения юных пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством:

Когнитивно-поведенческая терапия

КПТ является одной из наиболее распространенных форм «разговорной терапии», и терапевты могут использовать его для работы с детьми и подростками.

Когнитивно-поведенческая терапия, сосредоточенная на травме, помогает ребенку замечать и исправлять иррациональные или нелогичные мысли о самой травме или о людях и ситуациях, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни.

Такая терапия также обычно включает в себя знакомство с информацией о методах расслабления и преодоления стресса. Когнитивно-поведенческая психотерапия хорошо работает с подростками и детьми старшего возраста. Метод рекомендован NICE (Великобритания) как эффективный при лечении СДВГ.

Игровая терапия

Этот вид терапии может особенно хорошо работать для детей младшего возраста, которые часто косвенно пытаются сообщить о своей реакции на травму и понять, что произошло.

Терапевты используют арт-терапию и игры, чтобы помочь ребенку пережить травму и справиться с другими жизненными стрессами.

Арт-терапия применяется в работе с детьми младшего возраста, когда методики когнитивно-поведенческой терапии слишком сложны для освоения ребенком.

Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ)

Метод ДПДГ становится все более популярным в психиатрии. Терапевт направляет движения глаз пациента, в то время как ребенок в течение короткого времени вспоминает травмирующее событие.

Несмотря на то, что механизм работы метода ДПДГ не изучен, эффективность десенсибилизации и переработки движением глаз доказана во многих исследованиях.

NICE (Великобритания) также рекомендует данный метод для лечения посттравматического стрессового расстройства.

Медикаментозное лечение

Не существует специальных лекарств, которые «излечивают» ПТСР, но иногда антидепрессанты и препараты для снятия тревожности могут помочь облегчить некоторые симптомы ПТСР у детей, если они также посещают психотерапевта. Препарат подбирается в зависимости от состояния, возраста, сопутствующих заболеваний.
 

Что делать, если у моего ребенка ПТСР?

Наблюдая, как ребенок становится «заложником» пережитой травмы, вы можете почувствовать себя бессильными и не всегда понимать, какие шаги предпринять в первую очередь.

Лучше всего начать с того, чтобы выслушать вашего ребенка и не игнорировать его проблемы и трудности. Объединитесь с членами семьи и психотерапевтом, которые поддержат вас и вашего ребенка.

Вы можете обратиться к психологу в школе вашего ребенка, в больницу или в местный кризисный центр, где вам укажут, куда двигаться дальше.

Помните, что посттравматическое стрессовое расстройство поддается лечению, и ваш ребенок сможет жить прежней жизнью. Те шаги, которые вы предпримете сегодня, помогут вашему ребенку строить свое будущее без страха и оглядки на пережитые страдания.
 

Источник: https://psyclinic-center.ru/articles/posttravmaticheskoe-stressovoe-rasstroystvo-u-detey-i-podrostkov

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей — причины, симптомы, диагностика и лечение

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей

Травматический опыт может вызвать расстройство психики не только во взрослом возрасте. Психика детей и подростков еще более хрупка и ранима.

До 40% детей и подростков переживали как минимум одно травматическое событие в своей жизни. У части из них может развиться так называемое посттравматическое стрессовое расстройство, или ПТСР.

Травматические события могут быть разными, но чаще всего это физическое или сексуальное насилие, несчастный случай, стихийное бедствие и т. п.

Дети или подростки либо пережили это событие сами, либо стали свидетелями того, как это произошло с кем-то еще, например, с их близкими.

Развитие ПТСР у ребенка или подростка зависит от многих факторов — тяжести травмы, ее повторяемости и реакции на случившееся членов семьи. Дети или подростки при посттравматическом стрессовом расстройстве чувствуют себя не в состоянии уйти из-под влияния травмы.

Они стараются избегать людей или ситуаций, которые напоминают им о пережитом. Они мучаются воспоминаниями о случившемся, или же страдают от ночных кошмаров, связанных с травмой, которые кажутся очень реалистичными.

Эти постоянные напоминания приносят множество трудностей в повседневную жизнь ребенка.

Общие сведения

Термин «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР) употребляется с 1980-х годов. Его синоним – посттравматический синдром. Изначально эта нозология включала эмоциональные нарушения, вызванные экстраординарными природными общественно-политическими событиями: военными действиями, террористическими актами, стихийными бедствиями.

Позже границы понятия были расширены, к данной патологии стали относить сходные невротические расстройства после бытового, социального насилия. Распространенность ПТСР в общей популяции составляет 7,8%. У детей, переживших психотравмирующие события, частота синдрома колеблется от 5 до 98%.

Самые высокие показатели отмечаются после войн, преследований, репрессий; самые низкие – после серьезных заболеваний.

Нервно-психическая устойчивость (нпу)

Методика «Прогноз»

Нервно-психическая неустойчивость является показателем психического и соматического здоровья индивида, показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса.

Методика «Прогноз» разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для определения уровня НПУ, риска дезадаптации в стрессе. Она особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.

Ключ: Подсчитывается сумма баллов по совпадениям.

Вопросы «Да»: 3, 5, 7,10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35,37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69,70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;

Вопросы «Нет»: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 37, 38, 39, 46, 49, 54, 55, 58, 61, 68.

Шкала «Лжи»: вопросы «Да» 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.

Причины ПТСР у детей

Дети являются группой, отличающейся высокой возрастной предрасположенностью к посттравматическому синдрому. Риск развития ПТСР увеличивается из-за чувствительности, восприимчивости, впечатлительности, недостаточной сформированности адаптационных механизмов нервной системы. Причинами расстройства являются:

  • Психологическая травма. Травмирующее событие становится основой синдрома. Экстремальной ситуацией может быть тяжелое заболевание, инвалидизация, длительная разлука с матерью, помещение в интернат, болезнь или смерть близкого человека, физическое, сексуальное и психологическое насилие, техногенные и природные катастрофы, войны, преследования.
  • Неблагоприятные социальные условия. Причиной формирования посттравматического синдрома является неблагоприятная обстановка после психотравмы. Дети, испытывающие одиночество, не охваченные социальными взаимодействиями, не имеющие близких людей, проживающие в трудных материально-бытовых условиях больше подвержены расстройству.
  • Индивидуальные особенности. Вероятность развития посттравматического синдрома выше при отягощенной наследственности – наличии родственников первой линии с психическими расстройствами, суицидами, алкоголизмом, наркоманией. ПТСР чаще диагностируется у соматически ослабленных детей, имеющих неврологические, эндокринные, психические болезни.

Почему ПТСР бывает не только у военных

В 1979 году американский психолог Френсин Шапиро предложила новый метод, позволяющий работать с травмой. Переживая тяжёлое эмоциональное состояние, она заметила, что спонтанно двигает глазами — и интенсивность переживаний при этом снижается. Проведя экспериментальное исследование на группе ветеранов, Шапиро подтвердила свою гипотезу.

Выполняя ритмичные движения глазами, участники эксперимента ощущали, как ослабевали их переживания: происходила десенсибилизация (от англ. sense — чувство, в данном случае имеется в виду снижающаяся интенсивность переживаний), при этом они могли мысленно прикоснуться к травме и осмыслить её — это была часть необходимой переработки.

Новый метод получил название «десенсибилизация и переработка движением глаз» (ДПДГ/EMDR).

«Представьте виниловую пластинку. Если на ней есть глубокая царапина, то при проигрывании она будет постоянно заедать, — объясняет терапевт EMDR Надежда Градовская.

— Точно так же на человека с ПТСР действует непроработанная травма: в его жизнь постоянно вторгаются чувства, телесные ощущения и воспоминании о каком-то событии.

В памяти образуется изолированная сеть нейронов, своеобразный очаг, который начинает жить своей жизнью, и любая ассоциация, которая затрагивает этот очаг, вызывает реакцию.

Например, человек не может находиться в том месте, где произошло травмирующее событие, он может остро реагировать на людей, которые напоминают ему об этом опыте. Задача терапевта EMDR — с помощью специальной техники помочь клиенту разблокировать переживание и интегрировать его в свой жизненный опыт.

Целью должно быть — не забыть какой-то эпизод, а переработать его». Суть метода заключается в том, что в течение коротких сетов пациент фокусируется на воспоминании, удерживая двойное внимание на движущемся стимуле (это могут быть равномерные движения, за которыми нужно следить глазами, или похлопывания по рукам). Благодаря такому подходу разрешается стрессовая реакция, воспоминание становится менее болезненным и появляется возможность его осмысления.

В 2013 году ВОЗ официально признала метод EMDR одним из наиболее эффективных способов терапии посттравматического стресса. «Отличие от разговорной терапии в том, что мы быстрее можем пройти через болезненный опыт, не потонув в нём. В отличие от „разговорных жанров“, EMDR называют „ускоренной“ переработкой травмы.

Конечно, имеет значение то, с какой мишенью мы работаем. Если ПТСР вызван шоковой травмой, например автокатастрофой, то терапия может занять порядка пяти сеансов — это средний показатель.

Если мы имеем дело с ПТСР, вызванным более длительным и тяжёлым стрессом, например участием в войне или продолжительным насилием, то терапия может занять и годы», — поясняет Надежда.

«В октябре-ноябре 2020 года началась волна историй #Meetoo, когда сотни людей в социальных сетях рассказывали о пережитом насилии и харассменте. Этот поток чужих переживаний спровоцировал у меня волну собственных воспоминаний, которым я раньше не придавал никакого значения, — рассказывает Сергей Бондарев.

— Они были связаны с абьюзом (abuse — психологическое насилие. — Прим. авт.) со стороны моего учителя по баяну, у которого я занимался в детстве, с десяти до пятнадцати лет примерно.

Это не было прямое сексуальное насилие, но я помню очень сильное эмоциональное давление и неприятные прикосновения — это то, что вызывало у меня первые суицидальные мысли лет в одиннадцать-двенадцать».

Сергей и раньше сталкивался с тяжёлым эмоциональным состоянием. Был опыт депрессии, травматических отношений, зависимости.

Но тут проявились новые симптомы: Начались частые панические атаки и бессонница, его преследовали сильные эмоциональные флешбэки.

«Иногда мне казалось, что этому страху просто не будет конца, — точно так же я чувствовал себя и в детстве, на занятиях: обессиленным и одиноким. Но мысль, которая пугала ещё больше, — как защитить от этого травматичного опыта своих дочерей».

Патогенез

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей – отсроченная реакция на травму. Она развивается как результат истощения адаптационных резервов организма, сбоя эмоционально-волевых механизмов. В экстремальной ситуации системы организма функционируют в усиленном режиме – активизируется фаза сопротивления.

Опасность, непредсказуемость событий не позволяют проявить слабость, эмоциональность. Собственное отношение, страх, унижение, боль вытесняются из сознания, так как не способствуют выживанию.

В итоге через определенный промежуток времени защитные механизмы истощаются, переживания актуализируются, трансформируясь в навязчивые воспоминания, кошмарные сны, напряжение, тревожность, депрессию.

Инструкция

Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей Вашего поведения.

Постарайтесь вспомнить, каким образом Вы чаще всего разрешаете трудные и стрессовые ситуации и ситуации высокого эмоционального напряжения. Обведите кружком, пожалуйста, тот номер, который Вам подходит.

В каждом разделе утверждений необходимо выбрать только один вариант, при помощи которого Вы разрешаете свои трудности.

Отвечайте, пожалуйста, в соответствии с тем, как Вы справляетесь с трудными ситуациями на протяжении последнего времени. Не раздумывайте долго — важна Ваша первая реакция. Будьте внимательны!

Источник: https://gudi1991.ru/stress/psihologicheskaya-travma-test.html

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей – нарушение психической деятельности, развивающееся после внешнего психологически травмирующего события.

Проявляется многократным переживанием ситуации в кошмарных снах и мыслях, желанием избавиться от воспоминаний, актуальным нервным напряжением, раздражительностью, тревожностью. Для диагностики используются психометрические тесты, проективные методики, наблюдение, беседа.

Специфическое лечение включает семейную психотерапию, когнитивно-поведенческую терапию, нейролингвистическое программирование, аутотренинг. При сложных формах дополнительно применяется медикаментозная терапия.

Термин «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР) употребляется с 1980-х годов. Его синоним – посттравматический синдром. Изначально эта нозология включала эмоциональные нарушения, вызванные экстраординарными природными общественно-политическими событиями: военными действиями, террористическими актами, стихийными бедствиями.

Позже границы понятия были расширены, к данной патологии стали относить сходные невротические расстройства после бытового, социального насилия. Распространенность ПТСР в общей популяции составляет 7,8%. У детей, переживших психотравмирующие события, частота синдрома колеблется от 5 до 98%.

Самые высокие показатели отмечаются после войн, преследований, репрессий; самые низкие – после серьезных заболеваний.

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей

Дети являются группой, отличающейся высокой возрастной предрасположенностью к посттравматическому синдрому. Риск развития ПТСР увеличивается из-за чувствительности, восприимчивости, впечатлительности, недостаточной сформированности адаптационных механизмов нервной системы. Причинами расстройства являются:

  • Психологическая травма. Травмирующее событие становится основой синдрома. Экстремальной ситуацией может быть тяжелое заболевание, инвалидизация, длительная разлука с матерью, помещение в интернат, болезнь или смерть близкого человека, физическое, сексуальное и психологическое насилие, техногенные и природные катастрофы, войны, преследования.
  • Неблагоприятные социальные условия. Причиной формирования посттравматического синдрома является неблагоприятная обстановка после психотравмы. Дети, испытывающие одиночество, не охваченные социальными взаимодействиями, не имеющие близких людей, проживающие в трудных материально-бытовых условиях больше подвержены расстройству.
  • Индивидуальные особенности. Вероятность развития посттравматического синдрома выше при отягощенной наследственности – наличии родственников первой линии с психическими расстройствами, суицидами, алкоголизмом, наркоманией. ПТСР чаще диагностируется у соматически ослабленных детей, имеющих неврологические, эндокринные, психические болезни.

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей – отсроченная реакция на травму. Она развивается как результат истощения адаптационных резервов организма, сбоя эмоционально-волевых механизмов. В экстремальной ситуации системы организма функционируют в усиленном режиме – активизируется фаза сопротивления.

Опасность, непредсказуемость событий не позволяют проявить слабость, эмоциональность. Собственное отношение, страх, унижение, боль вытесняются из сознания, так как не способствуют выживанию.

В итоге через определенный промежуток времени защитные механизмы истощаются, переживания актуализируются, трансформируясь в навязчивые воспоминания, кошмарные сны, напряжение, тревожность, депрессию.

Характерная особенность посттравматического стрессового расстройства – стадийность. Синдром развивается через некоторое время после психологической травмы, имеет ряд этапов. Классификация включает следующие виды ПТСР:

  • Острое расстройство. Характерно яркое проявление симптомов. Продолжительность – до 3 месяцев.
  • Хроническое расстройство. Симптомы менее заметны, выявляются признаки истощения ЦНС, отмечается грубость, эгоизм, равнодушие к окружающим людям, событиям.
  • Деформации эмоционально-волевой сферы. Возникают при длительном хроническом течении ПСТР. Развиваются приступы тревоги, страха, паники. Заостряются негативные черты характера.
  • Отсроченный синдром. Симптомы проявляются через полгода и более после воздействия психотравмирующей ситуации.

Поведение детей, страдающих посттравматическим синдромом, направлено на избегание ситуаций, актуализирующих воспоминания травмы. Случайное взаимодействие с триггером (фрагментом психотравмирующей ситуации) сопровождается эмоциональным приступом, проявляющимся тревогой, криками, паникой, плачем, неадекватными импульсивными поступками.

Примером триггера является скрип тормозов, звук выстрела, запах определенных лекарств. Воспоминания чаще возникают ночью, днем редки, переносятся легче. Нередко отмечаются нарушения сна, дневная сонливость.

Часто наблюдается стремление ребенка пережить травмирующую ситуацию вновь: сюжет воспроизводится в рисунках, играх, сочиненных историях.

Дети, подвергшиеся физическому насилию, становятся агрессивными – провоцируют конфликты, первыми начинают драку. У дошкольников на фоне ПТСР обнаруживается регресс развития: упрощается речь, игра, исчезают ранее усвоенные навыки самообслуживания, гигиены.

Нарушения эмоциональных, волевых функций проявляются замкнутостью, капризностью, раздражительностью. Возникают проблемы социализации, социальной адаптации. Тяжелые формы сопровождаются иллюзиями, галлюцинациями, отражающими отрывки травмирующей ситуации.

Постоянное эмоциональное перенапряжение, бессонница приводят к развитию церебрастенического синдрома – комплекса симптомов истощения нервной деятельности.

Ребенок быстро утомляется, не справляется с учебной нагрузкой, старается избегать физической активности, плохо концентрируется. Постепенно появляются функциональные нарушения со стороны сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной системы.

Частыми симптомами являются ночной энурез, вялость, слабость, сонливость, эпигастральные, головные, сердечные боли.

Нейрофизиологические системы детей стремительно развиваются. Психологические травмы отражаются на процессе физического и психического развития.

При отсутствии своевременной диагностики и адекватного лечения посттравматическое стрессовое расстройство у детей становится хроническим, осложняется развитием вторичной депрессии, появлением обсессивно-компульсивного, панического расстройства, фобий. Среди оформленных страхов преобладает агорафобия, клаустрофобия, боязнь темноты.

По мере взросления возникает риск патохарактерологического, психопатического развития личности, наблюдается замкнутость, тревожность, озлобленность, агрессивность. Расстройства поведения ассоциируются с повышенным риском алкоголизации, наркотической зависимости, социальной дезадаптации, суицида.

Трудности диагностики посттравматического стрессового расстройства связаны с ограниченностью вербальных возможностей детей, склонностью родителей недооценивать симптомы ребенка. Для выявления синдрома используются навыки клинического обследования, специальные психодиагностические инструменты:

  • Клиническая беседа. Проводится детским психиатром. Специалист выясняет характер психотравмирующего события, период до появления симптомов, выраженность клинической картины. Акцент делается на три ключевых момента: наличие психотравмы, эмоциональный всплеск на воздействие триггеров, частые воспоминания о травмирующем событии, подтверждающиеся воспроизведением в играх, снах, рисунках, рассказах.
  • Психодиагностика. Клинический психолог предлагает родителям заполнить опросники, касающиеся состояния ребенка: перечень педиатрических симптомов (PSC-17), опросник тревожности Лаврентьевой, Титаренко. Эмоциональная сфера детей до 8-10 лет исследуется проективными методиками: рисуночными тестами «Несуществующее животное», «Человек под дождем», методиками интерпретации ситуаций (тест Розенцвейга, тематический апперцептивный тест (ТАТ), тест детской апперцепции (CAT), тест руки).

При наличии выраженных соматических симптомов ребенка направляют к узким специалистам для исключения возможных заболеваний. Дифференциальную диагностику проводят с первичными депрессивными состояниями, поведенческими нарушениями, острыми реакциями на стресс. Ключевым моментом является отсроченность, стадийность симптомов ПТСР, наличие триггеров, реакции на них.

Посттравматический синдром возникает при нарушении переработки жизненного опыта экстремальных ситуаций – моменты из прошлого существуют в реальной жизни, изменяют ее. Поэтому лечение предполагает работу с детским психологом, психотерапевтом – специалистами, помогающими осознать, пережить, отпустить травмирующие события. Комплексная терапия ПТСР у детей включает:

  • Когнитивно-поведенческие методы. Встречи со специалистом направлены на осознание, повторное переживание психотравмы. После этого используются техники десенсибилизации ключа. Подбирается несколько стимулов одного типа, но различной интенсивности. Производится провокация эмоционального ответа (страха, плача) с постепенным усилением, вырабатываются навыки совладания с приступом. Со временем связь триггера и эмоций разрушается.
  • Психокоррекция деструктивных чувств. Проективными методами, игровыми ситуациями устраняется чувство вины, корректируются приступы агрессии, самоагрессии.
  • Семейная психотерапия. Работа вместе с родителями, близкими родственниками направлена на снятие тревожности, эмоционального напряжения. Создаются ситуации, благодаря которым ребенок может проявлять себя, быть активным, не бояться.
  • Медикаментозное лечение. Назначается при тяжелом течении ПТСР для купирования фобий, панических приступов, иллюзий. Применяются седативные средства, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Препараты снимают напряжение, навязчивости, повышают настроение, устраняют тревожность, стабилизируют работу ЦНС, снижают агрессивность. Выраженная тревожность корригируется транквилизаторами, астенические проявления – ноотропами, психотическая симптоматика – нейролептиками.

На ранних стадиях ПСТР прогноз благоприятный, расстройство удается устранить комплексной психотерапевтической помощью, дополненной приемом медикаментов.

Хроническая форма синдрома тяжелее поддается лечению – развиваются осложнения, происходит психопатизация личности. Патологические изменения более стабильны, требуют длительного врачебного контроля.

Снизить вероятность посттравматического синдрома можно правильной организацией жизни. Необходимо обеспечить максимальную включенность ребенка в социальные отношения: посещение школы, дружеские встречи, спортивные секции, активный семейный отдых.

Важна увлеченность настоящим – встречами, учебой, творчеством, достижениями. Если ребенок хочет обсудить произошедшее тяжелое событие, нельзя отказывать, но стоит говорить о нем, как о прошлом опыте.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/PTSD

Понимание ПТСР у детей – ПТСР – 2020

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей

Взрослые, конечно, не единственные, кто может испытать ПТСР после прохождения травмирующего события. Дети и подростки могут испытывать те же эмоциональные проблемы и поведенческие симптомы посттравматического стрессового расстройства, что и взрослые.

Более двух третей детей в Соединенных Штатах сообщили, что к 16 годам они пережили по крайней мере одно травматическое событие.

По оценкам, около 16 процентов детей, перенесших травму, будут бороться с ПТСР.

Типичные примеры травм, которые могут испытывать дети и подростки, включают такие вещи, как:

  • Сексуальное насилие / изнасилование
  • Школьное насилие
  • Стихийные бедствия
  • Военно-семейные стрессоры
  • Внезапная или насильственная потеря любимого человека
  • Пренебрежение
  • Серьезные несчастные случаи
  • Опасные для жизни болезни

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 5-е издание (DSM-5), является самой современной версией руководства, которое используют клинические специалисты для диагностики проблем психического здоровья.

Только до этого самого последнего пересмотра были перечислены конкретные критерии для диагностики ПТСР у детей, особенно для детей в возрасте шести лет или младше.

Поскольку дети продолжают подвергаться травмирующим событиям, важно признать, что они также могут испытывать изнурительные эмоциональные проблемы после прохождения травмы.

Диагностика ПТСР у маленьких детей

Общие критерии диагностики посттравматического стрессового расстройства распространяются на взрослых и любого человека старше шести лет. Ниже приведены новые конкретные критерии, изложенные в DSM-5 для спецификатора дошкольного образования или для тех, кто старше шести лет.

Дети в возрасте до 6 лет подвергались действию, связанному с реальной или угрожаемой смертью, серьезными травмами или сексуальным насилием, по крайней мере, одним из следующих способов:

  • Ребенок непосредственно пережил событие.
  • Ребенок был свидетелем этого события, но это не относится к событиям, которые были замечены по телевидению, в фильмах или в какой-либо другой форме СМИ.
  • Ребенок узнал о травмирующем событии, которое произошло с попечителем.

Критерий Б

Наличие хотя бы одного из следующих навязчивых симптомов, которые связаны с травмирующим событием и начались после того, как событие произошло:

  • Периодические, спонтанные и навязчивые расстраивающие воспоминания о травмирующем событии, которые могут быть выражены через игру
  • Повторяющиеся и расстраивающие мечты об этом событии
  • Воспоминания или другие диссоциативные реакции, когда ребенок чувствует или ведет себя так, как будто событие повторяется, что можно выразить в игре
  • Сильный и длительный эмоциональный стресс после напоминания о событии или после того, как он столкнулся с травмами
  • Сильные физические реакции, такие как учащенное сердцебиение или потоотделение, на напоминания о травмах

Критерий С

Ребенок проявляет по крайней мере один из следующих симптомов избегания или изменения его или ее мыслей и настроения . Эти симптомы должны начинаться или ухудшаться после переживания травмирующего события.

  • Избегание или попытка избегания действий, мест или напоминаний, которые вызывают мысли о травмирующем событии.
  • Избегание или попытка избегания людей, разговоров или межличностных ситуаций, которые служат напоминанием о травмирующем событии.
  • Более частые негативные эмоциональные состояния, такие как страх, стыд или грусть
  • Повышенное отсутствие интереса к деятельности, которая раньше была осмысленной или веселой.
  • Социальная изоляция
  • Снижение выраженности положительных эмоций

Ребенок испытывает по крайней мере одно из следующих изменений в своем возбуждении или реактивности, и эти изменения начались или ухудшились после травмирующего события:

  • Повышенное раздражительное поведение или вспышки гнева. Это может включать крайние вспышки гнева.
  • Гипервизионность, которая заключается в том, чтобы быть на страже все время и не в состоянии расслабиться
  • Преувеличенная реакция испуга
  • Трудности с концентрацией
  • Проблемы со сном

В дополнение к вышеуказанным критериям эти симптомы должны длиться не менее одного месяца и приводить к значительным страданиям или трудностям в отношениях или со школьным поведением. Симптомы также нельзя лучше объяснить употреблением какого-либо вещества или каким-либо другим заболеванием.

Важно помнить, что не у всех детей, перенесших травму, развивается ПТСР. Хотя существуют определенные клинические критерии, которые необходимо соблюдать для точной диагностики ребенка с ПТСР, есть множество вещей, которые родители, опекуны и другие взрослые могут искать у детей, если они подозревают, что ребенок может быть изо всех сил.

Если вы видите какое-либо из нижеперечисленного или дополнительные виды поведения или симптомы, которые кажутся для вашего ребенка ненормальными и не перечислены здесь, возможно, стоит проверить их, чтобы узнать, может ли быть полезным общение с обученным профессионалом.

Выражение необычного поведения не означает, что у вашего ребенка ПТСР, но важно знать о возможных предупреждающих признаках, особенно если ваш ребенок недавно столкнулся с какой-либо травмой.

дошкольный

  • Много плачь или кричать
  • Ешьте плохо или худейте из-за потери аппетита
  • Испытайте кошмары или ночные кошмары
  • Чрезвычайный страх быть отделенным от своего родителя или опекуна

Школьный возраст

  • Трудно сконцентрироваться в школе
  • Трудность сна – бессонница или ночные кошмары
  • Чувство вины или стыда
  • Тревожный или страшный в различных ситуациях

Тинейджеры

  • Еда беспорядочного поведения
  • Причинять себе вред
  • Чувство депрессии или одиночества
  • Начните злоупотреблять алкоголем или наркотиками
  • Заниматься рискованным сексуальным поведением
  • Принимать импульсивные опасные решения
  • Изоляция поведения

Студенты

  • Неспособность сосредоточиться
  • Пропущенные занятия
  • Плохие оценки
  • Диссоциативные тенденции
  • Выйти из отношений
  • Проблемы со сном
  • Гипер осведомлен о месте и окрестностях
  • На краю большую часть времени
  • Негативные мысли и эмоции
  • Избегать вещей, которыми они привыкли наслаждаться

Факторы риска

Травматические события, которые угрожали жизни или причиняли физический вред, могут быть фактором риска, влияющим на развитие ПТСР. События, связанные с межличностным насилием, такие как физическое нападение, сексуальное насилие или изнасилование, с большей вероятностью могут повлиять на человека, страдающего ПТСР после травмы.

Исследования показали, что от 30 до 40 процентов детей, которые подвергаются физическому или сексуальному насилию, в конечном итоге разовьются ПТСР.

Характеристика ребенка

Как и у взрослых, у кого-то чаще развивается ПТСР после травмирующего события, когда он уже перенес предыдущее травматическое событие. Эмоциональное воздействие травмы может иметь кумулятивный эффект, поэтому даже если у ребенка не было симптомов ПТСР после предыдущего травмирующего опыта, более вероятно, что он будет испытывать ПТСР при каждой последующей травме.

У девочек в два-три раза чаще, чем у мальчиков, развивается ПТСР после травмы. Некоторые исследователи предполагают, что это различие связано с вероятностью того, что девочки подвергнутся травмирующему событию, например сексуальному насилию, раньше и чаще, чем мальчики. Другие элементы, объясняющие эту разницу в частоте ПТСР между девочками и мальчиками, все еще исследуются.

Дети и подростки, у которых ранее был поставлен диагноз настроения или расстройства, связанного с тревогой, чаще страдают от ПТСР после травматического события, чем дети, у которых ранее не было диагноза психического здоровья.

В семье есть некоторые характеристики, которые могут влиять на развитие ПТСР у ребенка или подростка. Например, реакция родителей на травму может быть фактором риска для детей.

Бывают случаи, когда вся семья переживает травмирующее событие вместе, и дети становятся свидетелями того, как их родители демонстрируют симптомы ПТСР.

С другой стороны, бывают случаи, когда травмирующим явлением подвергался только ребенок, но у родителя по-прежнему развиваются симптомы ПТСР.

Доказано, что дети и подростки с большей социальной поддержкой менее склонны к развитию ПТСР после травматического события.

Хотя социальная поддержка в основном затрагивает родителей и опекунов, преимущества социальной поддержки могут также включать учителей и сверстников.

Поскольку многие люди, которые борются с ПТСР, как правило, делают это изолированно, безопасные и безопасные связи с другими могут помочь минимизировать чувство одиночества и возможности изолировать себя.

Ответы на событие

Было показано, что следующие когнитивные и эмоциональные реакции на травмирующее событие влияют на развитие ПТСР у детей и подростков:

  • Гнев о событии
  • Повторное размышление о событии (размышление)
  • Предотвращение и подавление мыслей, связанных с травмой
  • Диссоциация во время или после события
  • Более высокая частота сердечных сокращений во время госпитализации, если требуется из-за травмы во время мероприятия

Хотя мы не всегда можем предотвратить наших детей от травмирующих переживаний, есть определенные вещи, которые родители и опекуны могут сделать, чтобы помочь своему ребенку найти поддержку и ресурсы, необходимые ему для исцеления.

образование

Может быть полезно узнать о признаках и симптомах, которые могут проявляться на разных этапах развития. Часто дети не хотят раскрывать свой опыт из-за чувства вины и стыда.

Заметив поведение или симптомы, которые кажутся вашему ребенку необычными или неприемлемыми, вы можете предоставить детям возможность рассказать о своем опыте.

Чем безопаснее ребенок чувствует себя свободным от суждений или критики, тем вероятнее, что он станет более открытым в отношении своего опыта и борьбы, которую он испытывает.

Поиск ресурсов

Найдите время, чтобы найти ресурсы. Многие школы, от дошкольных программ до кампусов колледжей, могут предложить ресурсы для учащихся, борющихся с ПТСР.

Если они не предлагают ресурсы сами, они, безусловно, могут помочь вам подключить соответствующие программы в вашем регионе. Дети иногда не понимают, что им нужно, и обращаются к взрослым, чтобы помочь им в этом.

Если вы не уверены, с чего начать, вы можете начать с обращения в школу или даже разговора с вашим педиатром или другим медицинским работником.

Держите непредвзятое мнение о лечении. Весьма вероятно, что вашему ребенку будет предложено принять участие в консультационных услугах в рамках лечения ПТСР.

Это может быть неудобно для родителей и опекунов, особенно если ребенок ранее не консультировался.

Обсудите с терапевтом озабоченность и обязательно задайте вопросы о том, чего ожидает ваш ребенок в лечении, и о том, чем вы можете ему помочь. Вас также могут попросить сидеть и участвовать в сессиях.

медикаментозное лечение

В зависимости от ситуации и возраста вашего ребенка, лечение может также обсуждаться как часть лечения. Важно, чтобы лечащий врач тщательно контролировал лекарства. Очень важно убедиться, что ваш ребенок принимает лекарства в соответствии с графиком, и поделиться с вами любыми побочными реакциями или переживаниями, связанными с приемом лекарства.

Источник: https://rus.psychic-parapsychologist.com/understanding-ptsd-children-21382

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.