Почему рождаются умственно отсталые дети?

Почему рождаются умственно отсталые дети?

Почему рождаются умственно отсталые дети?

В последнее время все чаще в детских садах и школах появляются дети, которые отстают в развитии от своих сверстников. Они быстро устают на занятиях, для выполнения какого-то задания им необходимо гораздо больше времени, а порой они вообще задание не понимают и отказываются его выполнять.

У этих ребят плохая память, недостаточно развита речь и внимание.

Они не умеют организовать игру в одиночку, а когда начинают играть с другими детьми — перестают соблюдать правила, и это часто заканчивается плачевно для них же самих.

Эти дети без существующих причин плаксивы, обидчивы или, наоборот, агрессивны, если что-то не так, как хотелось бы им. У ребят нет интереса к окружающему их миру, они ничем не интересуются и не задают вопросов взрослым.

Все это является проявлением умственной отсталости. Это понятие объединяет различные патологии, связанные с нарушение познавательной сферы, психических процессов.

Умственная отсталость: что это такое?

Такое отклонение в развитии, как умственная отсталость, характеризуется ограничением интеллекта и нарушениями в поведении.

Если у среднестатистического человека коэффициент интеллектуального развития находится в пределах 100 пунктов, то у людей с этим расстройством IQ не превышает 75 пунктов.

В медицине принято подразделять умственную отсталость на степени и виды. Определить степень УО можно в раннем возрасте ребёнка. Базовыми критериями при вынесении диагноза будет степень выраженности дефектов, предполагаемые причины возникновения расстройства, характер его протекания.

Уровень УО в заключении врача будет определяться символами F70-F79. Диагноз можно расшифровать следующим образом:

1 F70 – легкая форма умственной отсталости. Дети, страдающие данным видом расстройства, имеют способность к социализации, самостоятельно ориентируются в пространстве, без особого труда осваивают бытовые навыки ухода за собой. Они практически наравне со здоровыми детьми обслуживают себя: одеваются, обуваются, умываются, принимают пищу.

Основным показателем заболевания является неуспеваемость в образовании. Таким детям сложнее воспринимать программу дошкольной подготовки, они отличаются неуспеваемостью в школе. Также дети могут страдать расстройствами памяти.

2 F71 – умеренная степень умственной отсталости. Дети с таким диагнозом должны постоянно находиться под наблюдением специалистов. Врачи не приветствуют практику обучения детей с УО с коэффициентом F71 в обычных учебных заведениях.

3 F72 – тяжелая степень умственной отсталости.

Клиническая картина может совпадать с предыдущей степенью заболевания, но при этом отмечаются расстройства речи, нарушения моторики. Это говорит о дефектах развития центральной нервной системы.

4 F73- F77 – глубокая степень умственной отсталости.

Больным с поставленным диагнозом с указанными коэффициентами практически невозможно адаптироваться в обществе. К сожалению, такие дети с рождения очень ограничены в способности к осознанию происходящего вокруг и выполнению даже простейших действий.

Интересно!  Коррекция поведения у гиперактивных детей

5 F78- F79 – особо сложные формы заболевания. Такая категория используется для обозначения диагноза только тогда, когда оценка умственной деятельности значительно затруднена по причине сопутствующих нарушений. К ним относятся тяжелые поведенческие расстройства, слепота, глухонемота.

Основные проявления умственной отсталости у детей

Симптомы легкой степени УО могут быть не заметны до наступления школьного возраста. При наличии более сложных форм заболевания проявления становятся заметными гораздо раньше.

Главным признаком расстройства является ограниченность умственных способностей и навыков, соответствующих возрасту ребенка. Нередко умственная отсталость протекает совместно с нарушениями моторики, такими как ДЦП.

Чаще всего причиной стационарной диагностики ребенка становятся жалобы родителя на его поведение. Это может быть неконтролируемая агрессия по отношению к сверстникам, отказ выполнять требования старших, склонность к истерикам и капризам. Иногда также наблюдается гиперактивность.

Родителям «особых» детей важно понимать, что к поведенческим аспектам, вызванным данным заболеванием, ни в коем случае нельзя относиться поверхностно, а уж тем более поощрять их.

Ваш малыш имеет все данные для того, чтобы наравне с остальными детьми осваивать новые умения и навыки, в том числе и в общении.

Нередко ребята, получившие такой диагноз, становились в будущем еще более коммуникабельными и приятными собеседниками, во многом благодаря стараниям своих родителей.

Причины умственной отсталости

Причинами УО могут быть врождённые и приобретенные факторы.

К врожденным причинам относятся патогенные факторы, то есть:

  • заболевания матери во время беременности,
  • хронические заболевания родителей,
  • длительные и быстрые роды,
  • психические и физические травмы;
  • влияние оказывают и химические вещества, которые принимались матерью во время беременности — это антибиотики, гормональные препараты т.д.;
  • профессиональная вредность — вибрация;
  • а также наследственные генетические заболевания, характеризующиеся различными отклонениями в обмене веществ (например, нарушение в наборе хромосом приводит к болезни Дауна).

Интеллектуальные способности ребенка чаще всего определяются генетикой, в меньшей степени – условиями окружающей его среды.

Если в семье имеется тенденция передачи заболеваний, связанных с умственной отсталостью, плод также подвергается большому риску получения расстройства.

Умственная отсталость может быть проявлением родовой травмы (передавливания шеи пуповиной). В этом случае происходят необратимые процессы, ведущие к нарушению деятельности ЦНС, вызванные недостаточным снабжением головного мозга кислородом.

Алкоголь при беременности и наркомания приводит к отравлению плода и вызывает необратимые изменения в организме ещё не родившегося ребенка.

Последствиями становятся микроцефалия – уменьшение размера головного мозга, гидроцефалия – скопление жидкости в головном мозге, парезы и параличи, гиперкинез — наличие навязчивых движений, мозговые нарушения и т.д. Чем раньше мозг плода поврежден, тем более выражено воздействие на дальнейшее развитие.

Приобретенные факторы вызваны родовыми и послеродовыми поражениями — это и длительные роды со стимуляцией, и быстрые роды и асфиксией — кислородной недостаточностью. В момент родов могут возникать и внутричерепные травмы, когда нарушается кровообращение и приводит к изменению структуры нервной системы.

Этому способствует чаще всего акушерская патология — неправильная техника родов, узкий таз.

Часто причиной УО становятся перенесенные в раннем детстве заболевания нейроинфекциями, когда происходит повреждение оболочек мозга (менингит, энцефалит, полиомиелит).

Интересно!  Белый шум для новорожденных: как правильно слушать?

Это приводит к наступлению глухоты, гидроцефалии, прекращению движения, задержке психического развития.

Воспалительные процессы в мозге оставляют стойкие необратимые изменения, что и служит причиной нарушения познавательной деятельности.

Особенно опасным является то, что обнаруживается иногда умственная отсталость у ребенка в возрасте 3 лет и тогда корректировать его развитие становится сложно. В будущем таких детей обучают в специальных коррекционных школах, а тех, кто входит в группу необучаемых, воспитывают в специальных интернатах для умственно отсталых.

Профилактика умственной отсталости у детей

Если диагностика проведена и во время оказана помощь, то возможно предотвращение полной деградации личности ребенка.

Разумеется, что большинство из них уже никогда не смогут социализироваться в обществе и стать достойным гражданином страны.

Поэтому очень важными являются профилактика, то есть устранение причин и ранняя диагностика умственной недостаточности.

А значит, будущим родителям следует следить за свои здоровьем, а родители настоящие должны быть предельно внимательными к своим детям и, заметив любые отклонения в познавательной сфере – безразличие к игрушкам, равнодушие к происходящему, отсутствие интереса к окружающему миру, сразу же обращаться к специалистам – психологам, дефектологам.

Как воспитывать умственно отсталых детей?

Труд родителей «особенных» детей и в самом деле бесценен. Это гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд – жертвуя своими силами, средствами и временем терпеливо предпринимать очередные попытки для лечения ребенка. В самой сложной ситуации оказываются родители и близкие родственники детей с самой опасной, глубокой степенью умственной отсталости.

Такие дети, увы, на протяжении всей жизни остаются совершенно беспомощными и неприспособленными к внешним условиям.

Действенными методами воздействия на восприятие умственно отсталого ребенка будут многократные повторения звуков, букв, слов и даже целых предложений.

Для детей, не сумевших в силу своей болезни адаптироваться в социуме, очень важно общение внутри семьи. Восприятие ребенка как полноценного члена общества, дружественные разговоры с ним имеют немаловажное значение в его развитии.

Вообще дети, страдающие умственной отсталостью степени ниже глубокой, должны в любом случае иметь возможность общения со сверстниками. Одиночество для таких малышей просто опасно.

И педагоги, и врачи придерживаются мнения, что умственная отсталость не является обоснованной причиной для изоляции ребенка от общества.

Ни один специалист не может поставить окончательный приговор насыщенной и активной жизни вашего малыша.

Даже такая серьезная болезнь, как умственная отсталость, может быть побеждена регулярными занятиями с ребенком и, конечно же, безграничной любовью его родителей.

здоровье ребенка, развитие ребенка

Источник: https://moe1.ru/psihologiya/vospitanie-detey/pochemu-rozhdayutsya-umstvenno-otstalye-deti

Причины, симптомы и лечение умственной отсталости

Почему рождаются умственно отсталые дети?

Расстройства психического развития

22.11.2017

8.5 тыс.

5.7 тыс.

5 мин.

Умственная отсталость (УО) – нарушение психики, интеллектуальной и поведенческой сферы органической природы. Это заболевание возникает в основном из-за отягощенной наследственности.

Существует несколько степеней болезни, каждая из которых характеризуется специфическими симптомами и их выраженностью. Диагноз устанавливается врачом-психиатром и психологом.

Назначаются медикаментозное лечение и психологическая помощь.

Умственная отсталость (олигофрения)– стойкое необратимое нарушение интеллекта и поведения органического генеза, которое бывает врожденным и приобретенным (в возрасте до 3 лет).

Термин «олигофрения» ввел Э. Крепелин. Существует большое количество причин возникновения и развития умственной отсталости.

Чаще всего олигофрения появляется из-за генетических нарушений или отягощенной наследственности.

Отклонение в психическом развитии возникает по причине негативного влияния на плод во время беременности, недоношенности и поражений головного мозга.

В качестве факторов появления этого недуга можно выделить гипоксию ребенка, алкогольную и наркотическую зависимость матери, резус-конфликт и внутриутробные инфекции.

На возникновение олигофрении влияет педагогическая запущенность (нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения), асфиксия и родовые травмы.

Основная характеристика умственной отсталости заключается в том, что происходит недоразвитие познавательной деятельности и психики. Отмечаются признаки нарушения речи, памяти, мышления, внимания, восприятия и эмоциональной сферы. В некоторых случаях наблюдаются двигательные патологии.

Умственные нарушения характеризуются снижением способности к образному мышлению, абстрагированию и обобщению. У таких пациентов преобладает конкретный тип рассуждений. Отмечается недостаточность логического мышления, что влияет на процесс обучения: дети плохо усваивают грамматические правила, не понимают арифметические задачи, с трудом воспринимают абстрактный счет.

У пациентов наблюдается снижение концентрации внимания. Они легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении заданий и действий. Отмечается снижение памяти. Речь скудная, наблюдается ограниченный словарный запас. Пациенты в разговоре используют короткие фразы и простые предложения.

Наблюдаются ошибки в построении текста. Отмечаются дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой она присутствует. При тяжелой пациенты не могут читать или распознают буквы, но не понимают смысл текста.

Дети начинают говорить позднее сверстников, плохо воспринимают чужую речь.

Критика к своему состоянию здоровья снижена. Отмечаются трудности в решении бытовых вопросов. В зависимости от степени выраженности заболевания наблюдаются проблемы в самообслуживании. Такие пациенты отличаются внушаемостью со стороны других людей. Они с легкостью принимают необдуманные решения.

Физическое состояние людей с олигофренией отличается отставанием от нормы. Эмоциональное развитие пациентов также заторможено. Отмечается обеднение мимики и проявлений чувств. Наблюдается лабильность настроения, т. е. резкие его перепады.

В некоторых случаях отмечается преувеличенность ситуации, отсюда – неадекватность эмоций.

Особенностью умственной отсталости является также то, что у пациентов наблюдаются патологии развития. Отмечается неравномерность различных психических функций и двигательной активности.

Выраженность симптомов зависит от возраста. Преимущественно признаки этого недуга хорошо видны после 6-7 лет, т. е. когда ребенок начинает обучаться в школе. В раннем возрасте (1-3 года ) проявляется повышенная раздражительность. У пациентов наблюдаются замкнутость и отсутствие интереса к окружающему миру.

Когда здоровые дети начинают подражать действиям взрослых, страдающие умственной отсталостью еще играют, осуществляя знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование не привлекают пациентов или проходят на примитивном уровне.

Обучение детей с умственной отсталостью элементарным действиям занимает гораздо больше времени по сравнению со здоровыми. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер, т. е. пациенты сохраняют в памяти только яркую и необычную информацию.

Существуют две типологии умственной отсталости по степени выраженности. Традиционная выделена отечественными учеными, а по МКБ-10 (международной классификации болезней десятого пересмотра) осуществлена благодаря специалистам из большого количества стран. Во врачебной практике преимущественно используют международную.

Согласно МКБ-10, выделяют 4 степени тяжести умственной отсталости, которые отличаются друг от друга симптомами и их выраженностью:

  • легкая (IQ 50-70);
  • умеренная (IQ 35-50);
  • тяжелая (IQ 20-35);
  • глубокая (IQ менее 20 ).

Согласно традиционной классификации, выделяются три вида умственной отсталости:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотизм.

Внешность людей, страдающих умственной отсталостью

Дебильность – легкая стадия умственной отсталости. Такие пациенты способны к обучению, обладают навыками самообслуживания. При правильном воспитании они достигают хороших успехов в деятельности.

Дебилы учатся в обычных общеобразовательных классах, их трудно отличить от здоровых сверстников. У них отмечаются медлительность и малоинициативность. Они легко подражают взрослым.

Наблюдается неспособность подавлять свои влечения, их поступки непредсказуемы.

Имбецильность – средняя степень олигофрении. У таких пациентов отмечаются трудности в обучении. Речь имбецилов односложна. Отмечается ограниченный словарный запас (200-300 слов). Они обладают навыками самообслуживания. Иногда пациенты могут усвоить элементарные знания. Обучение они проходят на дому, в специальных школах (8-го вида ) или группах.

Идиотия – глубокая степень. Отмечается тотальное нарушение мышления и речи. Идиоты произносят отдельные звуки и не понимают обращенные к ним слова. Они не владеют навыками самообслуживания, поэтому требуются постоянный уход и наблюдение за ними.

Пациенты не всегда отличают родных от посторонних. Наблюдаются только базальные эмоции – удовольствия/неудовольствия. Неудовольствие выражается в виде криков и агрессии. Отмечается пассивность и вялость, пациенты выполняют стереотипные движения.

Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнестических сведений, т. е. оценивается течение беременности матери, взросление и развитие ребенка по результатам беседы с пациентом и проведенных исследований. При этом можно выявить нарушения речи больного, определить его словарный запас и способность к абстрактному мышлению.

Для более точной диагностики умственной отсталости и ее степени необходимо обратиться к психологу для прохождения психологических тестов. Наиболее распространенным является тест Векслера, который включает в себя большое количество субтестов. Каждый из них изучает определенную психическую сферу пациента, таким образом можно выявить наличие/отсутствие каких-либо нарушений.

При исследовании мышления больной объясняет переносный смысл метафор или пословиц, определяет последовательность событий, которые изображены на карточках.

Для изучения мнестической сферы (памяти) пациенту предлагают запомнить несколько слов, а затем их воспроизвести. Важно установить причину возникновения патологии.

Для этого пациенту назначаются лабораторные и инструментальные методы исследования, зависящие от симптоматики.

При умственной отсталости показана симптоматическая терапия.

Таким пациентам прописывают витамины и минеральные комплексы, ноотропные препараты (Ноотропил), антигипоксанты и антиоксиданты (Актовегин, Митомин, Карнитин, Эхинохром) и средства для улучшения метаболизма в головном мозге.

При психомоторном возбуждении используют седативные препараты (Персен), при заторможенности – стимуляторы мягкого действия. Лечение и дозировка средств зависит от степени выраженности заболевания и индивидуальных особенностей пациента.

При лечении необходимо обратиться за помощью к психологу, чтобы помочь ребенку в адаптации к коллективу. Это необходимо, поскольку зачастую здоровые дети не принимают умственно отсталых. На этом фоне возникают различные конфликты. Психолог должен работать и с родителями, поскольку после установления такого диагноза они начинают переживать, что влияет на ребенка.

Если у пациента наблюдаются дефекты речи, ему показаны занятия с логопедом. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в коррекционный класс или школу 8-го типа. Впоследствии больному олигофренией помогают выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/development/umstvennaya-otstalost.html

Умственная отсталость: причины возникновения

Почему рождаются умственно отсталые дети?

Каковы основные причины возникновения  умственной отсталости у детей (врожденного слабоумия)? Достоверно установить это можно лишь примерно у каждого третьего пациента с интеллектуальной недостаточностью. Патогенные факторы могут действовать еще до зачатия, поражая половые клетки будущих родителей, во время внутриутробного развития плода, а также в первые три года жизни ребенка.

Наследственность

Генные и хромосомные мутации являются самой частой причиной развития умственной отсталости у детей (от 70 до 90% всех случаев заболевания). При этом изменяются наследственные структуры на генном и хромосомном уровне, то есть возникают мутации. Такие ошибки – естественное явление, которое происходит в процессе развития, взросления и старения клеток.

Однако при накоплении таких ошибок растет и вероятность развития наследственных заболеваний:

  • Возраст родителей (у женщины 40-45 лет вероятность рождения ребенка с хромосомными нарушениями в 10-15 раз выше, чем у 20-летней)
  • Радиоактивное и рентгеновское излучение, токсическое воздействие инсектицидов, гербицидов, ароматических углеводородов, некоторых лекарственных средств на будущих родителей увеличивают вероятность генных, хромосомных мутаций и нередко становятся причиной развития умственной отсталости у детей
  • Перенесенные взрослыми вирусные заболевания и эндокринные расстройства нередко приводят к нарушению репродуктивной функции и в результате мутаций сперматозоиды и яйцеклетки еще до их соединения становятся дефектными, вызывая затем развитие различных генных и хромосомных болезней.

Какие наследственные заболевания чаще проявляются нарушениями интеллекта? Это и синдром Дауна, и синдром Шерешевского-Тернера, и истинная микроцефалия, и фенилкетонурия, и некоторые другие формы умственной отсталости у детей.

Внутриутробное поражение плода

Существует более четырехсот экзогенных (внешних) факторов, неблагоприятно воздействующих на процесс созревания плода. Перечислим основные причины, способствующие возникновению умственной отсталости:

  • Гипоксия плода при наличии у матери заболеваний сердечно-сосудистой системы, болезней печени и почек, эндокринных расстройств
  • Резус-конфликт при несовместимости по Rh-фактору. При отсутствии в крови женщины резус-фактора и наличии его у мужчины ребенок становится Rh-позитивным, а организм матери начинает вырабатывать антитела к эритроцитам плода, разрушая их. Развивающийся в результате этого эритробластоз довольно часто приводит к повреждению головного мозга. В результате может развиваться умственная отсталость, различные неврологические расстройства, снижение слуха и зрения. К таким же нарушениям может приводить и несовместимость по факторам крови
  • Различные инфекционные заболевания матери, передающиеся плоду. Среди них – краснуха, грипп, сифилис, токсоплазмоз, листериоз, цитомегалия. В большинстве случаев антитела матери защищают плод от инфекции, но в 2-5% случаев этот механизм не срабатывает
  • Интоксикация плода при воздействии на него химических вредностей – алкоголя, наркотических веществ, свинца, некоторых лекарственных препаратов – гормональных, противоопухолевых, психотропных, сульфаниламидов и некоторых других. Не стоит забывать и про никотин
  • Нерациональное питание матери (низкокалорийное, недостаток белка, витаминов, голодание) также нередко становится причиной, провоцирующей развитие умственной отсталости
  • Негативное влияние на организм беременной различных физических факторов – рентгеновского излучения, радиации, высокой температуры, травматических повреждений, заболеваний матки
  • Влияние острых и хронических стрессовых воздействий на организм беременной.
  • Недоношенность или переношенность плода.

Причины развития умственной отсталости у детей в первые годы жизни

  • Гипоксия в процессе родов при тяжелых соматических заболеваниях матери
  • Асфиксия плода при осложненных родах
  • Родовая травма
  • Нейроинфекции (перенесенные в первые месяцы и годы жизни менингиты, энцефалиты)
  • Черепно-мозговая травма
  • Тяжелая интоксикация, истощение
  • Перенесенное состояние клинической смерти

Независимо от причины, по которой возникает умственная отсталость у детей, большое значение в развитии ребенка с нарушением интеллекта имеет его окружение в первые месяцы и годы жизни. Это и наличие благоприятной атмосферы в семье, и участие родителей в уходе и воспитании, и использование специальных методов обучения в домашних условиях и в специализированных коррекционных центрах. Стимулировать интеллект можно с помощью повторных курсов лечения с использованием диетического питания, медикаментов, иглорефлексотерапии, массажа, лечебной физкультуры.

Мы рассмотрели основные причины возникновения умственной отсталости у детей. О том, как проявляется,  выявляется и лечится интеллектуальная недостаточность легкой, умеренной, тяжелой и глубокой степени – в следующих статьях.

Источник: https://medblog.by/zabolevaniya/umstvennaya-otstalost-prichiny-vozniknoveniya/

Я работаю в Казахстане. Город с населением 140 тысяч. В психиатрической больнице, но ныне ее называют более демократично — «Центр психического здоровья». В данном учреждении работаю два года. До этого работал в другом городе. Общий стаж — пять лет.

В мою сферу деятельности входит прием больных, постановка диагноза, наблюдение за пациентом, ну и, соответственно, лечение.

Самая распространенная жалоба — «отставание в развитии», «поведенческие нарушения». То есть большая часть моих пациентов — это олигофрены (умственно отсталые). Они составляют около 80% от всех выписанных больных. Во взрослых отделениях большую часть, примерно около 60%, составляют больные шизофренией.

Около 7% — это детский аутизм. 2% — детская шизофрения. В 1% входят органические расстройства, расстройства поведения.

Олигофрения не имеет стадий. Она имеет степень тяжести. Есть четыре степени. Легкая, умеренная, тяжелая и глубокая. Большая часть (около 70%) — легкая умственная отсталость.

К сожалению, диагноз «умственная отсталость» ставится на всю жизнь. По сути, оно не излечимо. Не придумали таких препаратов, которые полностью восстанавливают когнитивные функции. Такие дети обычно заканчивают специализированные школы. Могут получить средне-специальное образование, могут в целом заводить семьи и плодить на свет подобных себе. Это что касается легкой умственной отсталости.

Если честно, то кругом достаточно много людей, имеющих дебильность, которые прошли мимо поля зрения психиатра. Зачастую это касается сельской местности, где ребенка из класса в класс переводят формально, без учета знаний.

Да, они могут научиться читать и писать, но заниматься более серьезными вещами они не в состоянии.

Что касается умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталости, то такие дети, как правило, не способны ни к какому труду и сами нуждаются в постороннем уходе.

Как правило, родители неохотно госпитализируют своих детей. Большая часть детей госпитализируется для оформления инвалидности либо её продления.

Осенне-весенние обострения у психически больных — это не выдумка. Сезонность имеют заболевание связанные с органическим поражением ЦНС (центральная нервная система).

Многие считают, что и больные шизофренией «едут кукухой» весной и осенью. На самом деле, шизофрения и другие эндогенные заболевания не имеют связи с временем года.

Психозы у них возникают не от внешних причин, а от внутренних.

Насколько на психическое здоровье детей влияет неблагополучность семьи и генетика? Эти факторы, в особенности наследственность, влияют напрямую. Как говорится, яблоко от яблони недалеко падает.

Скорее всего, если один из родителей страдает умственной отсталостью, то ребенок родится с невысоким уровнем интеллекта.

Но если дело касается эндогенных заболеваний, таких как шизофрения, если оба родителя страдают шизофренией, то вероятность рождения здорового ребенка 50%.

В маргинальных слоях общества умственная отсталость встречается чаще. Но никто не застрахован от рождения таких детей. Встречаются достаточно образованные и обеспеченные семьи, где в семье ребенок с олигофренией. Также замечаю, что дети с аутизмом чаще рождаются в семьях, где оба родителя имеют высшее образование, достаточно интеллектуально развиты.

В асоциальных семьях аутисты практически не рождаются.

Как распознавать заболевание у ребенка? Существуют определенные критерии постановки диагноза. Мы работает по МКБ 10, где всё указано.

Ранняя постановка диагноза важна при детском аутизме, т. к. у таких детей при своевременном оказании коррекционной помощи (работа психологов, логопедов и дефектологов) можно достичь неплохих результатов.

В стационаре мы используем нейролептики как корректоры поведения. Это препараты с седативным (вызванное лекарственными препаратами уменьшение раздражительности или волнения и (при увеличении дозы) снотворный эффект) действием. Они купируют агрессивные тенденции. Эффективность, как правило, высокая.

Ко мне в стационар приходят родители, уже понимающие, что с ребенком что-то не так. Ведь психиатр — это, по сути, последняя инстанция, куда родители приходят сдаваться. Лет до шести-семи такие дети, в основном наблюдаются у невролога с диагнозом «ЗПР». Начинают посещать школу, где проблемы выходят наружу.

Ребенок не усваивает программу, он часто нарушает режим класса, встает, ходит по кабинету, он не понимает, что от него хотят. Учителя направляют такого ребенка на ПМПК (психолого-медико-педагогическая консультация), где у ребенка выявляют умственную отсталость. Таким детям уже рекомендуют стационарное обследование.

Должен также сказать, что множество родителей просто рвутся госпитализировать своего ребенка в стационар, ведь на кону инвалидность.

У меня есть пациентка с детской шизофренией. Ей сейчас около 15 лет. Для начала скажу, что дебют шизофрении в детском и подростковом возрасте имеет неблагоприятный прогноз. Такие дети очень быстро «распадаются», у них быстро нарастает дефект. Шизофренический дефект, кстати, необратим. Такая форма шизофрении еще называется «ядерной».

Когда ее госпитализировали, она уже потеряла навыки самообслуживания, потеряла все социальные связи. В стационаре мы купировали психоз.

После выхода из психоза и выписки из стационара девочке была оформлена инвалидность.

Она потеряла интерес ко всему, ни с кем не общается, стала крайне замкнутой, потеряла навыки самообслуживания, время проводит бесцельно. В таком состоянии она находится по сей день.

Этот дефект называется апато-абулическим (эмоционально-волевой). По сути, такие проявления шизофрении, как галлюцинации и бред, являются оболочкой, шелухой заболевания. А вот ядром шизофрении является нарастающий дефект, т. е. необратимое изменение личности.

Дефекты бывают, кстати, разными (олигофреноподобный, психопатоподобный и т. д.), но чаще развивается эмоционально-волевой дефект.

Скандалы с родителями конечно бывают. Как правило, родители сами страдают психическим расстройством, но не состоят на учете.

Вообще, проблема скандалов встречается у всех детских врачей. Дело в том, что психология взрослых такова, что если дело касается собственного здоровья, то человек готовь отдать любые деньги за лечение.

Но если у него заболел ребенок, он будет требовать у врачей, государства: «Вы должны! Вы обязаны!» Выходит, о своем здоровье они пекутся больше. Такой вот парадокс.

Народ у нас с предрассудками. Особенно сельские жители. Приводят своих детей как в концлагерь. Многие считают, что мы издеваемся над детьми, бьем их, колем их препаратами, которые делают людей «овощами».

Такого, естественно, у нас нет. Рукоприкладства исключены. При психомоторных возбуждениях возможна мягкая фиксация, но это редко. Везде в отделении стоят камеры. Единственное, что с такими детьми медперсонал достаточно строг.

Без строгости нельзя.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/izzznanka/krugom-dostatochno-mnogo-liudei-imeiuscih-debilnost-rasskaz-detskogo-psihiatra-5db94f53e4f39f00b2f71154

Умственная отсталость у детей: причины, симптомы и особенности коррекции

Почему рождаются умственно отсталые дети?

Умственная отсталость у детей – это снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей.

Происходит полное изменение личностных качеств.

Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера.

Признаки

Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться.

Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде.

Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
  • настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
  • концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.

Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

Формы заболевания

Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:

  1. Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
  2. Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.

Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.

Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия.

Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.

Дебильность или легкая форма

При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.

Дебильность может быть нескольких типов:

  • неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
  • с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
  • осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
  • лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
  • психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.

Дети с дебильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.

Умеренная и тяжелая форма или имбецильность

При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.

У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.

Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:

  1. Несложные трудовые операции.
  2. Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
  3. Ориентация в быту.
  4. Основы правильного поведения.

В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.

Глубокая степень или идиотия

Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.

Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.

Причины

Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.

Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.

Обучение и воспитание

Способными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам.

Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем.

Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.

Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству.

Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться.

Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.

Источник: https://arbat25.ru/myi-lechim/detskie-napravleniya/umstvennaya-otstalost-u-detej-prichinyi-simptomyi-i-osobennosti-korrekczii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.