Парламент по другому называется. Парламент: функции, признаки, виды, структура, полномочия. Законодательная функция парламента. Основные функции парламента РФ

Парламент: структура, виды по объему компетенции, полномочия

Парламент по другому называется. Парламент: функции, признаки, виды, структура, полномочия. Законодательная функция парламента. Основные функции парламента РФ

Имеются две варианта палат:

  • двухпалатные;
  • однопалатные.

Создание двухпалатной системы должно обеспечить представительство всех слоев общества. Верхняя палата представляет дворянство, а нижняя палата представляет население в целом.

Обычно в современных условиях место двухпалатной системы в государстве, причем верхний уровень представляет федеральную власть (США, Германия, Бразилия, Мексика, Австралия и т. д.). В одном государстве с двухпалатным парламентом его верхняя палата обычно состоит из политических административных единиц (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и т. д.).

Замечание 1

Примерно в половине европейских государств есть однопалатные парламенты. (Финляндия, Дания, Венгрия, Болгария и т.д..).

Во внутренней структуре парламентов есть комитеты и комиссии. В основном это вспомогательные структуры, состоящие из парламентариев, которые помогают парламенту (ам) в осуществлении своих полномочий.

В основном это вспомогательные структуры, состоящие из депутатов, которые помогают палатам в исполнении их правополномочий.

Комиссии делятся на:

  • постоянные (созданы в смежных областях законодательства);
  • временные (изучения вопроса, предпочтительно практики использования права, социальных проблем).

Комитеты

К постоянным комитетам относятся:

  • госбюджетные капиталы;
  • по иностранным делам;
  • по правительственной инициативе;
  • по отчислениям;
  • по обороне и безопасности;
  • по вопросам гражданской службы;
  • по делам бюджета;
  • по продаже и индустрии;
  • по вопросам образования и труда;
  • по сельскохозяйственным вопросам и т.д.

К временным комитетам относятся:

  • следственные;
  • специальные (создаются для исследования того или иного вопроса);
  • советы всей палаты;
  • объединительные.

Виды парламентов

Палата имеет очень сложное и масштабное строение для быстрого и качественного решения поставленных задач, которые изначально заблаговременно обсуждаются более узким составом членов палаты, которые имеют специальную профильную подготовку в обсуждаемом вопросе в требуемой области рассмотрения конкретной государственной отрасли.

Замечание 2

Для вынесения решения по определенному законопроекту на сегодняшний день, он должен пройти необходимые этапы рассмотрения в необходимом комитете.

Парламент – он слишком большой, чтобы эффективно обсуждать сложные вопросы, так как они не подготовлены заранее, но являются обязанным для принятия во внимание меньшим количеством делегаций, знакомых с масштабами конкретной страны. На сегодняшний день ни один законопроект не примут без стадий обработки в одном из комитетов, его выносят на решение платы.

При совокупности функций и полномочий палата формирует его власть. По объему компетенции палаты делятся на три группы:

  • Парламент с абсолютно четкими обязанностями, характеризуется федеративным и децентрализованным единым государством (Соединенные Штаты Америки, Франция, Испания). В этих странах центральные органы власти подчиняются правам федеральных или других местных органов власти.
  • Парламенты с абсолютно неопределенной властью, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и обладают юридически неограниченной властью (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Италия и Ирландия).
  • Парламенты с относительно определенной компетенцией, где границы власти являются относительно подвижными, нет четкого критерия разграничения власти и ответственности правительства и парламента (Швейцария).

Полномочия парламента

Основные полномочия парламентов:

  • законодательные компетенции:
    • право законной деятельности (осуществляется как членами обеих палат, так и группами парламентариев);
    • принятие законов осуществляется по пунктам:
      • первое чтение заключается из передачи законопроекта на рассмотрение и объявления его названия в Палате, в то время как в некоторых парламентах законопроект сначала обсуждается полностью, а затем передается в комитет (Великобритания, Германия), остальные законопроекты сначала обсуждаются в комитет, а затем в палатах пленарного заседания (Италия, США, Франция);
      • второе чтение состоит в том, что при обсуждении основных положений законопроекта, в то время как палата не имеет права рассматривать отдельные статьи законопроекта и направлять их в комитет для внесения изменений или отклонения;
      • после второго чтения проект направляется в совет, в котором проходит тщательное, постатейное обсуждение, после чего опять отправляется на обсуждения в палату;
      • третье чтение на этом этапе могут рекомендоваться изменения, не касающиеся законопроекта (чаще всего касающиеся стиля, заглавия и т.д.).

Утверждение законопроекта

После того, как законопроект всех чтений выносится на ание, обычно, для того чтобы принять решения, требуется большое количество списочного состава парламента, но для принятия законопроектов нужно большая часть в 2/3, 3/4, 3/5 .

Законный проект после этого, утвержден одной палатой, посылается для принятия другой. Верхняя палата может принять его, внести изменения или он может не принять законопроект вообще. Чтобы преодолеть разногласия между палатами, создаются согласительные комиссии, или дискуссионный законопроект обсуждается на коллегиальном (совместном) заседании палат (Индия, Япония).

Если верхняя палата не принимает законопроект, то он подлежит повторному пересмотру в нижней палате, при этом устанавливается срок по закону, в течение которого действует отсроченный запрет (Великобритания – один год, Испания и Япония – два месяца), и число членов нижней палаты для прохождения отсроченного проекта (как правило, это квалифицированное число , но иногда хватает и большинства, например в Великобритании и Испании).

Закон который обе палаты утвердили отдают на подпись главе государства, при этом последний обладает полным правом (Великобритания) либо условным (Испания, Швеция, Япония) вето. Заметим, что в Великобритании монарх не пользовался полным запретом с 1707 г.

Замечание 3

Почти во всех странах мира сохранен порядок, при котором законопроект принятый парламентом должен быть направлен на проверку главе государства.

Президент при проверке закона на его соответствие конституции и ранее принятым законопроектом, в этом случае президент (монарх и т.д.) имеет право только отлагательное вето. Закон указывает, что он должен в течении определенного срока отклонить или принять законопроект. (например, 10 дней в США).

После повторного принятия законопроекта определенным числом квалифицированных парламентариев глава государства обязан его принять в установленные законом сроки. Принятые парламентом в Японии законопроекты нуждаются в подписи министра.

До обнародования, возможна еще одна степень (во Франции закон передается в Конституционный Совет для проверки его соответствия конституции.

Опиши задание

Иные полномочия парламента

Иные полномочия парламента – это:

  • утверждение бюджета и другой финансовой власти (дает право совершать контроль за оплату налогов и расход средств государства, одобрение финансового законодательства), принятие бюджета страны на каждый финансовый год, принятие решений о внутренних и внешних ссудах, возникновения разных внебюджетных фондов и т.д.;
  • делегированное законодательство – рассматривается определенный порядок создания актов уполномоченного законодательства. Такие акты принимаются в осуществления закона и делегируют правительство или отдельных министров издавать схожие акты (Великобритания, Австралия, Индия и др.).

Контроль над деятельностью

Контроль над деятельностью (как правило осуществляется, субъектом исполнительной власти, однако контролировать можно и главу государства, и вооруженные силы, и судебную власть и т.д.). В других странах имеются три модели контроля:

  • первая модель осуществляется в странах с парламентарной формой власти, проверка предполагает институт ответственности правительства перед палатой (недоверие к правительству повлечет коллегиальный уход министров или уход парламента с выбранной датой новых выборов);
  • вторая модель присуща странам с президентской формой правления, где основной формой контроля является расследовательская деятельность комитетов парламента и возможность вынесения импичмента;
  • третья модель попадается в странах со смешанной формой власти, в которых действуют институты ответственности правительства перед палатами и роспуска палат, а также допустимость организации парламентских слушаний и разбирательств.

Основные методы осуществления контроля:

  • установления вопроса о доверии;
  • интерпелляция (обращаться к правительству касательно мотивов его деятельности, по вопросам дальнейших действий, касающихся определенных точек зрения государственной политики. Государство может отказаться ответить на вопрос, но с обязательным разъяснением (основанием) отказа – употребляется широко в Италии, Японии, Финляндии, Японии);
  • устные и рукописные вопросы (чаще всего в Великобритании – ответы министров на устные вопросы депутатов звучат каждый день, кроме пятницы. Ответы на письменные вопросы публикуются в официальных отчетах о парламентских дебатах);
  • резолюция порицания (отличается от недоверия тем, что предлагается предложением Палаты – Францией);
  • расследование деятельности комитетов и комиссий проводится, если имеется общественный интерес.

Также в полномочия парламента входят:

  • власть над ратификацией и денонсацией международных договоров (ратификация – высший орган власти утверждает международный договор, после этого договор овладевает юридической силой; денонсация – государственный отказ от заключения международного договора);
  • назначение ания (эта власть носит особенный, либо многовариантный характер).

Создание органов власти

Формирование высших государственных учреждений, распределение должностных лиц или участие в этих процессах происходит посредством:

  • избрание или назначение по своему усмотрению (чешский парламент избирает президента республики на совместном заседании обеих палат);
  • выборы или назначение по предложению других гленов или должностных лиц (словацкий Нацсовет избирает судей по предложению правительства);
  • комплектование органа целиком без определения его руководителей (австрийский Национальный Совет избирает Коллегию Народной Правозащиты);
  • формирование органа целиком с назначением его руководителей (сербская Народная скупщина избирает и смещает председателя, заместителей председателя и министров правительства);
  • избрание или назначение только руководителя или также его заместителей (Верховное народное собрание КНДР избирает и назначает председателя Центрального суда, а остальная часть его состава избирается и отзывается Постоянным советом Верховного национального совета);
  • образование части органа (в Румынии из девяти судей Конституционного суда трое определяются Палатой депутатов и еще трое – Сенатом);
  • участие палаты и парламента в составе более широких коллегий, формирующих орган (германский бундестаг входит в состав Федерального собрания, которое избирает президента);
  • предоставление временного или последующего согласия Парламента или Палаты на формирование органа или назначение должностных лиц (председатель правительства Испании назначается королем только в том случае, если он получает доверие абсолютного большинства членов Конгресса депутатов).

США,Франция, Куба, Китай и Венгрия эти страны могут объявить войну и заключить, потому что у них есть сила и защита.

Квазисудебные права

Квазисудебные права (судебные действия исполнительного или административного должностного лица):

  • импичмент – парламентский судебный процесс (целью которого, является отстранить от должности виновных лиц совершивших правонарушение главы государства, должностных лиц исполнительной власти, судьи), впервые воспользовались в Англии в XII в.;
  • право о возбуждении обвинения перед судебными органами против высших должностных лиц;
  • объявление о помиловании.

Помимо перечисленного, парламент обладает правами на объявление войны и чрезвычайного положение, на обжалование действий администрации, осуществление контроля над использованием вооруженных сил.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-zarubezhnyh-stran/parlament-struktura-vidy/

Федеральное Собрание- парламент РФ: функции, структура, полномочия палат

Парламент по другому называется. Парламент: функции, признаки, виды, структура, полномочия. Законодательная функция парламента. Основные функции парламента РФ

Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент.

Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее.

Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти);

2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого ания).

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа.

Принципыих деятельности:

1) принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними);

2) принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица).

Черты Федерального Собрания РФ:

1) Федеральное Собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения;

2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.

Принципы деятельностиФедерального Собрания РФ:

1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ;

2) Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы;

3) Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.

Федеральное Собрание РФ осуществляет:

1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением);

2) контроль за исполнительной властью.

В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.

Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФв случаях:

1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ;

2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.

В Совет Федерации ФС РФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ, поэтому общее число членов Совета Федерации должно быть 178, но это число законодательно не закреплено.

Совет Федерации ФС РФ формируется по принципу паритетного представительства субъектов РФ,согласно которому представительство в Совете Федерации является правом каждого субъекта РФ, ниодин из которых не может быть лишен этого права.

В Совет Федерации входятпо одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.

Представителем от законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта РФ в нем может быть избранный соответствующим органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а в случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ двухпалатный, то избранный поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совет Федерации принимается тайным анием и оформляется постановлением соответствующего органа. Оно вступает в силу немедленно.

Представителем от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ является лицо, назначенное высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ, который должен быть направлен в течение 3 дней в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.

Указ высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ вступает в силу после одобрения законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, если на его заседании по вопросу рассмотрения этого указа не проало против его одобрения 2/3 и более от общего числа депутатов.

Членом Совета Федерации может бытьизбран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, т. е.

не могут быть членами Совета Федерации лица, признанные недееспособными, занимающиеся какой-либо иной деятельностью, кроме службы в органе власти, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы (ст. 1 ФЗ от 5 августа 2000 г.

№ 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»).

Постановление законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании и Указ высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта РФ) о назначении представителей субъекта РФ в Совете Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами не позднее 5 дней после вступления в силу указанных решений.

Структура Совета Федерациивключает в себя по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 Конституции РФ).

Срок полномочийпредставителей субъектов РФ в Федеральном Собрании законодательно не установлен, они постоянно переназначаются высшими должностными лицами соответствующих субъектов РФ, поэтому этот срок, как правило, равен сроку полномочий главы представляемого субъекта РФ.

Так как Совет Федерации не имеет четко установленного числа членов, то состав Совета Федерации подвижен и постоянно назначаются новые представители органов власти субъектов РФ.

Структура Совета Федерации:

1) Председатель Совета Федерации и его заместители (они избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ);

2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее 10 человек, причем все члены палаты обязательно должны входить в один из комитетов);

3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или событию) комиссии.

Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты Федерального Собрания и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в Государственную Думу и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств.

Компетенция – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами объем полномочий государственных органов и должностных лиц.

Компетенция Совета Федерации РФ – это установленный Конституцией РФ объем полномочий и обязанностей.

Совет Федерации – это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функциейявляется одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов.

Иные полномочияСовета Федерации ФС РФ: 1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.

; 2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами; 3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ; 4) утверждение изменения границ субъектов РФ; 5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ; 6) назначение выборов Президента РФ; 7) отрешение Президента РФ от должности.

Согласно ст.

106 Конституции РФ Совет Федерации обязательно рассматривает и выносит решение об одобрении (неодобрении)вновь принятых федеральных законов по вопросам: 1) федерального бюджета; 2) федеральных налогов и сборов; 3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; 4) ратификации и денонсации международных договоров РФ; 5) статуса и защиты государственной границы РФ; 6) войны и мира.

Все решения по вопросам, относящимся к компетенции Совета Федерации, принимаются на заседаниях палаты и в рамках ее рабочих комитетов и групп.

Совет Федерациив настоящее время является постоянно действующиморганом власти, тогда как ранее он собирался периодически для решения своих непосредственных задач. Поэтому в Совет Федерации сегодня входят не собственно высшие должностные лица субъектов РФ, а их уполномоченные представители.

Непосредственная работа верхней палаты Федерального Собрания РФ ведется в периоды сессий(с 1 октября по 31 июля каждого года) с перерывами на парламентские каникулы.

В работе Совета Федерации имеются еще перерывы заседаний палаты, которые представляют собой процессуальные перерывы в работе в связи с необходимостью отдыха парламентариев либо устранением препятствий в работе (недостатков, неясностей в поставленных на заседании вопросах). В этом случае работа палаты Федерального Собрания считается продолжающейся и непрерывной.

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами, его Регламентом и решениями.

ЗаседанияСовета Федерации всегда открытые,за исключением случаев, предусмотренных Регламентом палаты, когда могут проводиться закрытые заседания.

Они всегда проходят отдельно от нижней палатыФедерального Собрания, за исключением случаев заслушивания посланий Президента РФ и Конституционного Суда РФ, а также выступлений руководителей иностранных государств. В этих случаях работа палат Федерального Собрания РФ осуществляется в рамках совместного заседания.

Заседания Совета Федерации правомочны,если на них присутствуют более половины членов палаты от общего числа членов палаты.

Совет Федерации принимает решения на общем заседании палаты путем прямого тайного или открытого ания по каждому вынесенному на обсуждение вопросу. Однако основная работа по подготовке вопросов к обсуждению в Совете Федерации осуществляется специальными комитетами, например по рассмотрению вновь принятого Государственной Думой федерального закона.

Вся непосредственная работа Совета Федерации РФ осуществляется в рамках заседаний палаты и работы специально формируемых в ее составе рабочих групп.

Особый порядок предусмотрен для такой деятельности, как одобрение федеральных законов,принятых Государственной Думой.

Совет Федерации должен выразить свое одобрение специальным постановлением в течение 14 дней со дня поступления в Совет федерального закона либо в течение этого же срока выразить свое неодобрение. Если такое неодобрение не выражено в течение 14-дневного срока, то считается, что Совет Федерации выразил молчаливое согласие.

К обсуждению ответственный комитет Совета Федерации должен подготовить и представить сопроводительные документы в течение 14 дней со дня поступления в Совет Федерации федерального закона.

Если ответственный комитет не подготовил соответствующие документы, то Совет Федерации сразу направляет федеральный закон на подписание Президенту РФ, таким образом обеспечивается скорейшее принятие федерального закона.

Для тех же целей установлен срок направления постановления Совета Федерации в Государственную Думу об отклонении поступившего федерального закона или о его одобрении – 5 дней.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s36838t2.html

Законодательная власть: парламент

Парламент по другому называется. Парламент: функции, признаки, виды, структура, полномочия. Законодательная функция парламента. Основные функции парламента РФ

Законодательная властьэто одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве, которую можно рассматривать как совокупность полномочий по изданию законов, а также как систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Законодательная власть в большинстве стран осуществляется парламентом. В некоторых странах законодательную власть осуществляют органы непарламентского типа — советы.

Законодательная власть может реализовываться не только специальными законодательными органами, но и непосредственно избирателями путем референдума, а также органами исполнительной власти путем делегированного или чрезвычайного законодательствования.

Парламентэто общенациональный выборный коллегиальный орган, работающий на профессиональной постоянной основе в системе разделения властей. Считается, что первым парламентом был британский парламент, созданный в 1265 г., т.е. в XIII в. Правда, схожий орган существовал в Римской империи.

Повсеместное распространение парламента началось с эпохи Великой французской революции 1789 г. и войны за независимость США и продолжалось до Первой мировой войны. Однако парламенты XIX в. имели особенность: в них могли избираться только представители буржуазии. В 20-60-е годы XX в. роль парламентов резко снизилась. С конца 60-х гг. XX в.

начался процесс возрождения парламентаризма, который продолжается по сей день.

Процесс возрождения парламентов обусловили получение избирательного права (как активного, так и пассивного) не только мужчинами, но и женщинами; ликвидация многочисленных цензов (имущественный, грамотности и т.д.); совершенствование избирательных систем, структуры парламентов и порядка их работы.

Способы формирования современных парламентов:

  • • избрание всего парламента (либо нижней палаты) непосредственно народом (самый распространенный способ);
  • • нижняя палата избирается народом, а верхняя — представительными органами регионов (Германия);
  • • нижняя палата избирается народом, верхняя на 2/3 формируется по наследственному принципу, а на Уз назначается монархом (Великобритания);
  • • нижняя палата избирается народом и затем из его состава избирает верхнюю (Норвегия, Исландия);
  • • некоторая часть членов верхней палаты назначается пожизненно президентом за заслуги перед государством (Италия);
  • • нижняя палата избирается, верхняя — назначается (Канада);
  • • весь парламент назначается главой государства (Катар);
  • • весь парламент избирается путем многоступенчатых косвенных выборов (ВСНП в КНР) .

Парламенты делятся на две большие группы: однопалатные (мо- нокамеральные) парламенты, которые существуют в небольших по территории и населению унитарных государствах (Швеция, Эстония, Латвия, Венгрия и т.д.) и двухпалатные (бикамералъные) парламенты, которые существуют, как правило, в крупных федеративных государствах (США, Германия и т.д.) .

Достоинства монокамеральных парламентов: просты и компактны; обычно избираются всем населением страны напрямую; как правило, имеют большие полномочия; все решения принимаются быстрее; проще законодательный процесс и т.д. Недостатки: плохо представлены территориальные единицы; есть опасность радикализации парламента и т.д.

Достоинства бикамеральных парламентов: более «объемно» представлено общество — и народ в целом, и регионы с их особенностями; верхняя палата служит противовесом нижней — фильтрует ее решения; обычно верхняя палата имеет больший срок полномочий и обновляется по частям, что препятствует резкой смене курса; как правило, верхняя палата не распускается и функционирует всегда, и поэтому в случае роспуска нижней палаты верхняя палата продолжает работать. Недостатки: появляется дополнительный слой депутатов в лице верхней палаты, следовательно, больше затрат из бюджета на их содержание; усложняется законодательный процесс и т.д.

Взаимоотношения между палатами парламентов: равный правовой статус палат или неодинаковый правовой статус (слабая верхняя палата, сильная верхняя палата) .

В настоящее время наметилась тенденция повсеместного распространения двухпалатных парламентов, в том числе в унитарных государствах. Деятельность парламента становится более организованной и профессиональной.

По структуре парламенты представляют сложное образование, включающее различные элементы. Руководящие органы (прежде всего председатели (спикеры) парламентов или палат); бюро палат и т.д.), обеспечивающие режим административной автономии парламента и которым подчиняются парламентские служащие.

Комитеты, комиссии (законоподготовительные, следственные, согласительные), задача которых состоит в том, чтобы готовить проекты решений, принимаемых парламентом. Важным элементом являются партийные фракции (важнейшая организационная форма парламентской деятельности политической партии, нацеленная на реализацию той программы, с которой она шла на выборы).

Фракция может иметь право законодательной инициативы. Внешние вспомогательные органы, в функции которых входит контроль за государственной администрацией. Вспомогательная часть — специальные консультативные службы, персонал архивов и библиотек, парламентская полиция (гвардия).

Основу парламента составляют парламентарии (лица, состоящие по тому или иному основанию членами парламента). Правовой статус парламентария представляет собой совокупность норм, определяющих его права, обязанности, отношения с избирателями, ответственность.

Права парламентариев: получение специального вознаграждения; льготный проезд на транспорте; определенная сумма для содержания помощников; бесплатная пересылка почтовых отправлений; частичное освобождение заработной платы от налогов (в некоторых странах); выступление в прениях; внесение законопроектов и поправок к ним и т.д.

Обязанности парламентариев: участие в заседаниях парламента; предъявление финансовых отчетов, определяющих финансовые расходы на его предвыборную кампанию; представление сведений о размерах личного состояния. Характер отношений между парламентарием и избирателями может определяться свободным или императивным мандатом.

В демократических государствах депутаты обладают свободным мандатом, согласно которому депутат представляет весь народ, не связан волей избравших его избирателей (не обязан выполнять наказы избирателей) и не может быть отозван ими.

Тем не менее свободный мандат не предполагает абсолютной свободы депутата, поскольку депутат должен считаться с мнением своих избирателей (судьба депутатского мандата зависит от выбора избирателей) и подчиняться партийной (фракционной) дисциплине. Императивный мандат предполагает, что депутат подчинен избирателям округа, непосредственно его избравшим, в своей деятельности связан волей избирателей (обязан периодически отчитываться перед ними о своей деятельности) и может быть отозван ими. Императивный мандат сохраняет свое действие в социалистических странах.

Депутаты зарубежных парламентов обладают рядом привилегий. Прежде всего это парламентский иммунитет и индемнитет.

Парламентский иммунитет — гарантии неприкосновенности и льготный режим ответственности парламентария.

Парламентский индемнитет — группа прав парламентария, обеспечивающих материальную сторону деятельности, а также неответственность за высказывания и ания в парламенте.

Основными формами депутатской деятельности являются:

  • • работа в округах, включающая встречи с избирателями, выявление их проблем и проблем округа, их решение;
  • • участие в работе сессий парламента;
  • • направление вопросов правительству (интерпелляция);
  • • работа в комитетах и комиссиях;
  • • участие в деятельности партийной фракции.

Компетенция парламента — это его функции с необходимыми

полномочиями.

Выделяют три вида компетенции парламента: неограниченная, при которой не существует никаких конституционных огра- ничений в отношении содержания законодательных актов, никаких препятствий к принятию какого бы то ни было закона (Великобритания, Италия, Ирландия, Греция, Япония); относительно ограниченная, при которой имеется совместная законодательная компетенция центральной власти (федерация) и территориальных единиц (субъекты) (США), абсолютно ограниченная, при которой установлен тот круг вопросов, по которым парламент не может принимать законов (французский парламент). Законодательные полномочия парламента обеспечивают выполнение главной функции парламента по принятию законов. Несмотря на то что в законодательном процессе могут в той или иной мере и форме участвовать и другие органы государственной власти (глава государства, правительство и др.), основным содержанием компетенции парламента является принятие законов. Законодательные полномочия парламента в ряде стран включают и полномочия принятия конституции страны и поправок к ней, конституционных законов. Финансовые полномочия — это прежде всего полномочия по утверждению бюджетных доходов и расходов государства и установлению налогов. Данные полномочия осуществляются в форме ежегодного принятия закона о государственном бюджете по процедуре, отличной от принятия обычных законов. В ряде стран (США, Великобритания, Япония и др.) принимается не закон о государственном бюджете, а финансовые программы, осуществляемые через серию отдельных законов об ассигнованиях и доходах. Парламент может иметь полномочия по формированию других высших государственных органов (целиком или частично). В одних случаях при этом парламент самостоятельно решает эти вопросы; в других — дает согласие на выдвинутые иными органами кандидатуры или утверждает их. Полномочия по контролю за деятельностью органов исполнительной власти и других высших государственных органов. Такие полномочия значительно шире в парламентарных республиках и монархиях, нежели в президентских республиках и дуалистических монархиях. Ратификация и денонсация международных договоров означает, что именно парламент дает окончательное согласие на заключение такого договора или выражает волю государства, направленную на его расторжение. Правом назначения референдума обладает во многих странах, согласно конституции, либо только парламент, либо парламент и президент или иной глава государства. Судебные (нетипичные) полномочия парламента в ряде стран выражены в возможности, например, осуществлять процедуру импичмента (США) .

Законодательный процесс — это порядок деятельности по созданию закона. Законодательный процесс состоит из ряда стадий: осуществление права законодательной инициативы; обсуждение законопроекта (как правило, по каждому внесенному законопроекту проводится три чтения.

В первом чтении решается вопрос о передаче законопроекта в профильную комиссию. Во втором чтении идет детальное обсуждение проекта, вносятся поправки и дополнения.

В третьем чтении идет ание за проект в целом, возможны лишь редакционные поправки; принятие закона; одобрение второй палатой (если таковая существует); промульгация закона главой государства; его опубликование; вступление закона в юридическую силу.

Законодательная инициатива — официальное внесение законопроекта в законодательный орган в соответствии с установленной процедурой.

Законодательная инициатива должна иметь вид законопроекта, иногда подкрепляется пояснительной запиской, а в некоторых случаях — финансовым обоснованием расходов.

Круг субъектов законодательной инициативы: члены парламентов; глава государства (президент, монарх); правительство; избиратели; высшие судебные органы. В странах западной демократии парламентскому законодательному процессу присущи гласность, публичность, учет общественного мнения.

Виды актов, принимаемых парламентом: конституционные законы (в том числе конституция), органические законы, обычные законы, парламентские уставы или регламенты.

В мировой практике имеется институт делегированного законодательства, когда парламент передает главе государства или правительству часть своих полномочий. Делегированное законодательство оправдано, поскольку некоторые вопросы (например, экономические) нуждаются, с одной стороны, в срочном решении, а с другой — законодательном оформлении.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Дайте определение понятию «парламент».
  • 2. Какое государство считается родиной парламента?
  • 3. Где обычно существуют однопалатные (монокамеральные) парламенты?
  • 4. Где существует однопалатный парламент?
  • 5. Где, как правило, существуют двухпалатные парламенты?
  • 7. Из чего состоит парламент Японии?
  • 8. Из чего состоит парламент Германии?
  • 9. Из чего состоит парламент Великобритании?
  • 10. Каким образом формируется парламент во Франции, Голландии?
  • 11. Каким образом формируется парламент в Канаде?
  • 12. Где существует парламент с абсолютно ограниченными полномочиями?
  • 13. Где существует парламент с абсолютно неограниченными полномочиями?
  • 14. Что относят к полномочиям современных парламентов?
  • 15. Что означает «делегированное законодательство»?

Источник: https://bstudy.net/668610/pravo/zakonodatelnaya_vlast_parlament

Парламент | Что такое?

Парламент по другому называется. Парламент: функции, признаки, виды, структура, полномочия. Законодательная функция парламента. Основные функции парламента РФ
ReutersПарламент – это орган власти в государстве, главная задача которого принятие законов.

Слово парламент имеет древнеримское происхождение. С латинского parler переводится как говорить.

Слово же parliament можно перевести как «говорильня», «собеседование», «серьёзный разговор». Изначально так называлась послеобеденная беседа при дворе короля.

Современное же значение, как законодательный орган государства, парламент получил в XIII веке.

Практические во всех странах мира, сегодня есть парламент. Где-то это реальный орган власти, где-то он выполняет декоративные функции.

Все парламенты делятся на две группы:

однопалатные парламенты (закон принимается единой группой депутатов);

• двухпалатные парламенты (закон сначала проходит нижнюю палату, а затем утверждается в верхней палате).

Парламент состоит из депутатов – представителей, избираемых гражданами страны. В разных странах мира количество депутатов разное. Например, в парламенте Исландии всего 63 депутата, во Франции 925, в Италии 945, а в конгрессе США 535.

История • Первый парламент, налоги и война с Францией

Первый парламент появился в XIII веке в Англии. Всё началось с того, что в 1199 году король Иоанн Безземельный, придя к власти, обнаружил страну в глубоком кризисе. Ситуация обострилась, когда спустя три года Иоанн начал войну с Францией.

Иоанн Безземельный (1167 – 1216 г.г.)

Не придумав ничего лучше, он обманом собрал английских баронов на совет и вместо обсуждения дел в государстве заставил заплатить дополнительные налоги. Это вызвало негодование баронов, но они выполнили указание короля.

В 1214 года, бароны отказались участвовать в войне и вернулись в Англию. С Францией же был заключён мир. Посчитав такие действия баронов предательством, Иоанн Безземельный обязал их выплатить по 40 шиллингов серебром с каждого, но бароны отказались платить.

Совет английских баронов (15—19 июня 1215 г.)

Вместо этого, они собрались на Совет, где приняли Великую хартию вольностей и заставили короля подписать её. Одним из главных пунктов Хартии было положение о создании парламента (Общего совета королевства). Теперь любые налоги можно было собирать только с разрешения парламента.

Парламент в России • Империя, СССР и Федерация

Впервые настоящий парламент появился России в период империи, в 1905 году. Он получил название Государственная Дума и состоял из 448 депутатов, избранных всенародно от различных партий.

Заседание первой Государственной думы (1905 г.)

После прихода к власти большевиков и образования СССР парламент, как самостоятельной орган власти был упразднён. И хотя позже в 1938 году был создан Верховный Совет СССР, который считался законодательным органом Союза, самостоятельностью в принятии решений он не обладал.

Парламентаризм в России возродился в 1993 году с принятием новой Конституции. В ней были записаны основные правила избрания депутатов и принципы работы парламента, получившего название – Федеральное Собрания Российской Федерации.

Современный парламент в России (Федеральное Собрание) состоит из двух палат:Государственная Дума (450 депутатов)Совет Федерации (170 членов/сенаторов)

Депутаты Государственной Думы избираются населением на выборах сроком на 5 лет. Члены Совета Федерации назначаются субъектами России, по 2 представителя от каждой области, края, республики.

Как принимают законы в России • Внесение, одобрение, опубликование

С течением времени главная задача парламента менялась. Если в XIII веке в Англии бароны хотели устанавливать налоги, ограничивая тем самым власть короля, то сегодня задача любого парламента — принятие законов. Каждый закон в России проходит длинный пусть начиная его проектом и заканчивая публикацией утверждённого текста в прессе.

Заседание Государственной Думы

1 этап – внесение проекта закона в Государственную Думу

На этом этапе каждый депутат или несколько депутатов, Правительство или Президент, Совет Федерации или отдельные его члены могут подготовить и предложить свой проект закона.

2 этап – рассмотрение проекта в Государственной Думе

На втором этапе задача депутатов состоит в том, чтобы понять нужен ли предлагаемый закон и стоит ли его принять. Проект проходит 3 чтения:

В 1 чтении депутаты рассматривают саму идею закона и, если решают, что такие нововведения нужны пропускают проект дальше.

Во 2 чтении в проект закона, депутаты или даже целые партии, вносят свои изменения (поправки). И если целью первого чтения было утвердить идею, то задача второго чтения усовершенствовать проект закона так, чтобы он устраивал большинство депутатов.

• 3 чтение завершающее. На этом этапе депутаты голосуют за итоговый вид закона, и он отправляется в Совет Федерации.

Заседание Совета Федерации

3 этап – одобрение закона Советом Федерации

Совет Федерации на 3 этапе должен изучить закон и учесть интересы различных регионов России. Если сенаторы решат, что закон может навредить отдельным территориям, то его отклоняют.

В современной российской политике верхняя палата парламента выполняет скорее декоративные функции и практически никогда не отклоняет законы, пришедшие из Государственной Думы.

4 этап – подписание Президентом и опубликование

На заключительном этапе закон достигает Президента. В его праве наложить вето (запрет) на проект, в этом случае движение закона останавливается, и он не приобретает силы.

Если закон устраивает Президента он подписывает его и отправляет на публикацию в газету (официальное опубликование происходит в «Российской газете»).

Только после того, как закон будет опубликован он вступает в силу и может применяться в России.

Эта статья часть образовательного проекта Регионов России.

Если вам понравился рассказ о парламенте, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/gosrf/parlament--chto-takoe-5aa3e3fcf031739479f701be

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.