Несформированность эмоционально волевой сферы. Эмоционально-волевые нарушения – истерические проявление, агрессия. Нарушения эмоционально волевой сферы у детей. Особенности коррекции

Эмоционально — волевые нарушения у детей и подростков, психологическое сопровождение

Несформированность эмоционально волевой сферы. Эмоционально-волевые нарушения - истерические проявление, агрессия. Нарушения эмоционально волевой сферы у детей. Особенности коррекции

автор: Бехтерева Наталья Владимировна

Педагог — психолог Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Новоуральская школа № 2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

Эмоционально — волевые нарушения у детей и подростков, психологическое сопровождение

ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ,

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Бехтерева Наталья Владимировна

педагог – психолог

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Новоуральская школа № 2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

В наше время все чаще  можно встретить семьи, в которых дети не просто не хотят учиться, а вообще по несколько  месяцев не посещают школу. Актуальность проблемы охватывает не только одну семью, но и общество в целом.

«Мотивация – это психофизиологический процесс, который под действием внешних или внутренних факторов, стимулирует у людей желание заниматься той или иной деятельностью».

Мотивация бывает внутренней и внешней.

О внутренней мотивации можно говорить тогда, когда человек что-то делает просто ради удовольствия, интереса, достижения цели.  

При внешней мотивации деятельность направлена на достижение каких-то целей. При этом они могут быть не связаны напрямую с характером этой деятельности — так,  ребенок может ходить в школу не потому, что хочет учиться, а чтобы не ругали родители (принуждение и угроза наказания), за награждение, или для общения с друзьями.

Внешняя мотивация – это стимулы, которые приходят к нам от других людей или обстоятельств. Что касается детей, то внешней мотивацией для них часто является принуждение со стороны взрослого. То есть, ребенок берется за учебу только потому, что его заставили, запугали, а вовсе не потому, что привили интерес к познанию нового.

  Развитие эмоциональной волевой сферы   протекают параллельно с формированием мотивации и потребностей ребенка, и является одним из важнейших условий становления личности ребенка. Развитию эмоциональной сферы способствуют семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности.

В процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Для правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Основными причинами нарушений являются:

  1.  перенесённые стрессы;
  2.  отставание в интеллектуальном развитии;
  3.  недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
  4.  социально-бытовые причины (асоциальные семьи);
  5.  фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
  6.  ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений.

В дошкольном возрасте наблюдается,  чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции,  неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности.

В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.

Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

  • Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.
  • Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
  • Повышенная тревожность, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
  • Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
  • Отсутствие эмпатии.  При нарушениях эмоционально-волевой сферы, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
  • Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
  • Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
  • Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам, как сверстников, так и окружающих взрослых.
  • Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
  • Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью.

В настоящее время отмечается рост эмоционально – волевых расстройств.

Несформированность эмоционально-волевой сферы может проявляться на разных уровнях:

  • Поведенческом – в виде инфантильных черт личности, негативного самопредъявления, нарушения умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их;
  • Социальном – в виде нарушений эмоциональных контактов, низкого уровня сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, дезадаптации;
  •  Коммуникативном – в виде несформированности умений устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать сообразно ситуации состояние и чувства собеседника;
  • Интеллектуальном – в виде неумения различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей, трудностей в понимании условности (неочевидного смысла) ситуации, трудностей в понимании взаимоотношений между людьми, сниженного уровня развития высших эмоций и интеллектуальных чувств (чувства прекрасного, радость познания и открытия, чувство юмора), а в целом в снижении социального интеллекта и компетентности.

Эмоционально – волевые расстройства  бывают двух типов:

  • Импульсивный тип. Ребенок начинает совершать неожиданные и необдуманные поступки, которые нельзя назвать разумными только из-за испытываемых им эмоций. Плохо реагирует на критику,  на любые замечания проявляют агрессию. Характерно для людей страдающих психопатией.
  • Пограничный тип. Он часто проявляется в подростковом возрасте, выражается такое расстройство в том, что человек чрезмерно бурно реагирует на любые жизненные ситуации, начинает гиперболизировать собственные неудачи, тяжело переносят стрессы. Нередко результатом подобной неустойчивости становится употребление наркотиков и алкоголя, суициду и нарушениям закона.

Причины возникновения:

-Психологическая травма (хронические стрессы, длительное эмоциональное напряжение);

— Гипер или гипоопека со стороны близких (особенно в подростковом возрасте);

— Психастения;

— Нарушение гормонального фона (гормональный дисбаланс);

— Острая нехватка полезных веществ (витаминов, минералов).

Эмоциональная несформированность (неустойчивость)   может сопутствовать и некоторым соматическим заболеваниям (сахарный диабет,  сосудистые и органические заболевания головного мозга, черепно-мозговые травмы).

Наиболее яркими проявлениями расстройства эмоциональной сферы являются депрессивный и маниакальный синдромы.

При депрессивном синдроме можно наблюдать  три основных признака у детей и подростков:

  • Гипотомия (снижением настроения).

Ребенок  постоянно тоскует, ощущает подавленность и печаль,  

проявляет реакции на радостные и другие события. 

  • Ассоциативная заторможенность (мыслительная заторможенность).

В  ее легких проявлениях выражается  в виде замедления односложной речи и долгим обдумыванием ответа. Тяжелое течение характеризуется неспособностью осмысления заданных вопросов и решения ряда простейших логических задач.

  • Двигательная заторможенность.

Двигательная заторможенность проявляется в виде скованности и медлительности движений. При тяжелом течении депрессии существует риск возникновения депрессивного ступора (состояние полной подавленности).

При маниакальном синдроме, так можно наблюдать три основных признака:

  • Повышенное настроение по гипертимии (постоянный оптимизм, пренебрежения к трудностям);
  • Психическая возбудимость в виде ускоренных мыслительных процессов и речи (тахипсия);
  • Двигательное возбуждение.

Нарушение эмоционально – волевой сферы  у детей и подростков необходимо лечить комплексно, учитывая психологическую и физиологическую симптоматику.  

Школьный психолог проводит комплексную   психодиагностику обучающегося  (используются  методики и тесты  для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей: арт- терапевтические методики, цветовой тест Люшера, шкала тревожности Бэка,  опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН), тест школьной тревожности Филипса).

Коррекция дисгармоний в развитии личности ребенка,  научить правильно, реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства, научить детей справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снять психологическое напряжение, создать возможность для самовыражения.

Консультативная работа с родителями или лицами их заменяющими, с ребенком.

Врач – невропатолог (поможет лечить неврологические нарушения, проводится диагностика, назначение медикаментозной терапии, для формирования  динамического равновесия и определенного запаса прочности ЦНС).

В том числе и другие специалисты узкого профиля (врач – эндокринолог, врач – психиатр).

Комплексное и своевременное лечение у детей и подростков помогают полностью устранить симптомы заболевания. Именно поэтому основная роль отводится именно родителям.  

Анализируя опыт врачей, психологов, педагогов,  можно дать следующие рекомендации по работе  с эмоционально – волевой сферой  у детей и подростков:

    1. Создать ребенку четкий режим дня. Это помогает стабилизировать работу его неуравновешенной нервной системы.
    2. Внимательно следите за нагрузкой в жизни ребенка. При первых признаках неврологического неблагополучия – необходима консультация врача – невропатолога.
    3. Обязательно необходима посильная физическая нагрузка, она снижает психическое напряжение (спортивные секции, «Спорт – час»).
    4. При психологических проблемах в семье – необходима консультация школьного психолога.
    5. По возможности, обеспечьте ребенку посещение детского психолога, для коррекции эмоционального нарушения применяются различные направления (арт – терапия, игротерапия, сказкотерапия, этнофункциональная  психотерапия, упражнения на релаксацию).

Профилактика эмоциональных состояний  у детей и подростков в образовательном учреждении следующая:

— Знание семейной обстановки и предрасположенность ребенка к невротическим реакциям.

— Благожелательная атмосфера на уроке, смягчение эмоционального дискомфорта (педагог должен постоянно подкреплять успех ребенка, стимулировать его к выполнению деятельности подсказками, одобрениями, похвалой, постоянной констатацией успеха).

— Повышение активности и самостоятельности у учащихся.

-Коррекция самооценки, уровня сознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

— Выбор правильного стиля общения.

-Вовлечение в активные творческие формы деятельности (содержательная оценка ее результатов, всяческое подчеркивание достижений и ряд других средств должны способствовать повышению успеваемости детей с неврозами).

— Повышение самоконтроля педагога.

— Двигательная разгрузка детей, уроки физической культуры.

Литература:

  1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002.- 432с.
  2. Бенилова С. Ю. Особые дети – особое общение // Ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2006. – № 2.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400с.
  4. Годовникова Л. В. Основы коррекционно-развивающей работы в массовой школе: Учеб. пособие / Под науч. ред. И. Ф. Исаева. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – 201 с.
  5. Роженко А. Коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка// Социальное обеспечение, 2005 — №3 февраль — с.16-17.
  6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000.

Эмоционально — волевые нарушения у детей и подростков, психологическое сопровождение 

Источник: https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/%D0%B1%D0%B5%D1%85%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0-%D0%BD-%D0%B2-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3/

Эмоционально волевые-нарушения у детей

Несформированность эмоционально волевой сферы. Эмоционально-волевые нарушения - истерические проявление, агрессия. Нарушения эмоционально волевой сферы у детей. Особенности коррекции

Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные.

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает.

В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Несмотря на то что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений.

Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.

В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.

Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.

Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

  • Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
  • Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
  • Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
  • Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
  • Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
  • Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
  • Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
  • Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
  •  Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.

 Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка

Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.

В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции.

Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.

По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка

Детские психологи особенный акцент делают на утверждении, что развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми.

Основными причинами нарушений являются:

  1.  перенесённые стрессы;
  2.  отставание в интеллектуальном развитии;
  3.  недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
  4.  социально-бытовые причины;
  5.  фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
  6.  ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.

Для коррекции нарушений важно своевременное и правильное диагностирование с учётом причин развития отклонений. В арсенале психологов целый ряд специальных методик и тестов для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей.

Для дошкольников, как правило, применяются проективные методики диагностики:

  • тест по средствам рисунка;
  • цветовой тест Люшера;
  • шкала тревожности Бэка;
  • опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН);
  • тест школьной тревожности Филипса и многие другие.

 Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Что делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.

Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.

Обращение к психологу

Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями.

В психологии в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.

Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители, заинтересованные в органичном развитии своего малыша.

Практические методы коррекции

Таковы, в частности, методы сказкотерапии и куклотерапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их.

Разумеется, все эти методы подразумевают обязательную непосредственную вовлеченность взрослых в сам процесс игры.

https://www.youtube.com/watch?v=brw7ZQ20vrI

Если родителями в процессе воспитания уделяется достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка.

Накопленный психологами опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Источник: http://MaryPop.ru/psihologiya/psixicheskoe-razvitie/jemocionalno-volevye-narushenija-detej.html

Характеристика основных нарушений эмоционально-волевой сферы

Несформированность эмоционально волевой сферы. Эмоционально-волевые нарушения - истерические проявление, агрессия. Нарушения эмоционально волевой сферы у детей. Особенности коррекции

Ольга Огнева
Характеристика основных нарушений эмоционально-волевой сферы

Характеристика основных нарушений эмоционально – волевой сферы

Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истощаемостью нервной системы.

У детей первых лет жизни стойко нарушен сон (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время).

Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.

В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность.

Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности.

Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер.

Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.

Эмоциональные расстройства доминируют в структуре общего дезадаптационного синдрома, характерного для этих детей, особенно в раннем возрасте. Кроме повышенной эмоциональной возбудимости можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастия (апатико-абулический синдром).

Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория, отмечается при поражениях лобных долей мозга.

Возможны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость волевого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость, возникновение катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях.

Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

• Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу, обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.

Эмоционально – расторможенные дети.Эти дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят всю группу, если они страдают – их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

• Тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

К основным факторам, влияющим на эмоционально-волевые нарушения,относятся:

• природные особенности (тип темперамента)

•социальные факторы:

– тип семейного воспитания;

– отношение учителя;

– отношения окружающих.

В развитии эмоционально-волевой сферы выделяют три группы нарушений:

• расстройства настроения;

• расстройства поведения;

нарушения психомоторики.

Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением.

К первой группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи.

Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость.

Эйфория – приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого.

Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного.

Страх – эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности. Дошкольник, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.

Эмоциональная тупость – уплощенность эмоций, в первую очередь утрата тонких альтруистических чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования

К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно – агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.

Гиперактивность – сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания.

Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.

Нормативно – инструментальная агрессия – это вид детской агрессивности, где агрессия используется в основном как норма поведения в общении со сверстниками.

Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. Его агрессивные действия – это средство достижения конкретной цели, поэтому положительные эмоции испытываются им по достижении результата, а не в момент агрессивных действий.

Пассивно-агрессивное поведение характеризуется капризами, упрямством, стремлением подчинить окружающих, нежеланием соблюдать дисциплину. Инфантильная агрессивность проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками, непослушанием, выставлением требований родителям, стремлением оскорблять окружающих.

Защитная агрессия – это вид агрессивного поведения, которое проявляется как в норме (адекватный ответ на внешнее воздействие, так и в гипертрофированной форме, когда агрессия возникает в ответ на самые разные воздействия. Возникновение гипертрофированной агрессии может быть связано с трудностями декодирования коммуникативных действий окружающих.

Демонстративная агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. В первом случае ребенок использует в косвенной форме вербальную агрессию, которая проявляется в различных высказываниях в виде жалоб на сверстника, в демонстративном крике, направленном на устранение сверстника.

Во втором случае, когда дети используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников, они чаще всего используют физическую агрессию – прямую или косвенную, которая носит непроизвольный, импульсивный характер (непосредственное нападение на другого, угрозы и запугивание – как пример прямой физической агрессии или разрушение продуктов деятельности другого ребенка в случае косвенной агрессии).

Нарушение эмоционально-волевой сферы старших дошкольников как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей младшего школьного возраста.

Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельности ребенка носит негативный характер.

Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.

Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит.

Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.

Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии

Причины нарушения эмоциональногонеблагополучия детей:

-несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;

-нарушение режима дня;

-избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);

– желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту;

– неблагополучное положение в семье.

-частое посещение с ребенком мест массового скопления людей;

-чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так;

– снижение двигательной активности;

– недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

Литература:

1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002.- 432с.

2. Карпова, Г. З Мир чувств и эмоций дошкольника.: Воспитатель дошкольного образовательного учреждения -2011. –N 8.-С. 119-121.

3. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М. ; Воронеж, 1998.-34с.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/harakteristika-osnovnyh-narushenii-yemocionalno-volevoi-sfery.html

Тема 5. нарушение эмоционально-волевой сферы

Несформированность эмоционально волевой сферы. Эмоционально-волевые нарушения - истерические проявление, агрессия. Нарушения эмоционально волевой сферы у детей. Особенности коррекции

Волевые расстройства – это группа нарушений, при которых человек осознает мотив и цель действия, но не может приложить необходимых усилий, что их реализовать. У больного отсутствуют желания к любой деятельности, вплоть до того, что человек не может помочиться в туалете, делая это «под себя».

Волевые расстройства бывают количественными и качественными (парабулии). Рассмотрим количественные волевые нарушения:

  1. Гипобулия – это снижение воли, однако минимальная волевая активность сохраняется. Через усилия человек заставляет себя приготовить обед, сходить в душ или встать с кровами.
  2. Абулия – это полное отсутствие волевой активности больного. Больной не может заставить себя сделать минимальное усилие.

Не всегда, говоря о нарушении воли, имеется в виду ее снижение. Существует противоположное расстройство – гипербулия. Это чрезмерное и интенсивное увлечение деятельностью, повышение мотивации и желание как можно быстрее достичь цели.

Абулия, гипобулия и гипербулия – не отдельные заболевания. Они всегда рассматриваются в структуре синдрома или как симптом в структуре психического расстройства.

Воля тесно сопрягается с эмоциями. Они придают деятельности субъективную оценку: «нравится–не нравится», «интересно–не интересно». Эмоции вызывают у человека побуждение, желание и влечение, которые достигаются волевыми усилиями: «хочу–не хочу», «сделаю–не сделаю». Схема взаимодействия эмоций и воли на примере:

«Человек спит. Ночью на улице через открытое окно слышны крики пьяниц под подъездом. Возникает эмоция отвращения, раздражительности и злости. Чтобы устранить неприятные эмоции и выспаться у человека возникает нужда и желание – понятия воли: он поднимается с кровати и закрывает окно». Человек совершил волевой акт. Больной с абулией не смог бы подняться с кровати и закрыть окно.

Психоаналитическая терапия

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы происходит различными методами. Один из них – психоаналитическая терапия. Проводить подобную терапию можно как индивидуально, так и в группе. Если малыш занимается в одиночестве, психотерапевт в форме игры говорит с ребенком о чувствах.

Он просит изобразить по очереди злость, радость, любовь и т. д. Делается это для того, чтобы малыш научился различать свои чувства и понимать, в какой момент и что именно он должен чувствовать.

Также индивидуальные консультации помогают ребенку понять свою значимость и важность, и что в большинстве случаев очень нужно – ощутить себя любимым и желанным гостем в кабинете врача.

На групповой терапии у специалиста нет времени играть с каждым ребенком. Поэтому процедура восстановления эмоционально-волевой сферы идет через рисунок.

Дети выплескивают свои эмоции, а затем рассказывают, по какой причине они чувствуют гнев, радость и т. д.

Рассказывая сами и слушая других, ребята начинают осознавать, в каких случаях что нужно чувствовать и как следует правильно выражать свои эмоции.

Причины

Волевые нарушения возникают из-за психических и неврологических расстройств.

  1. шизофрения;
  2. биполярно-аффективное расстройство;
  3. депрессия и гипоманиакальное состояние;
  4. болезнь Паркинсона, Пика, Хантингтона;
  5. деменция;
  6. недавно перенесенный инсульт;
  7. менингит, энцефалит, менингоэнцефалит;
  8. черепно-мозговая травма;
  9. врожденная умственная отсталость;
  10. кататонический синдром;
  11. дисциркуляторная энцефалопатия с нарушением кровообращения лобных долей головного мозга.

Не всегда эти заболевания проявляются гипо- или абулией. Однако при шизофрении нарушение воли – обязательный симптом. При шизофрении возникают негативные эмоционально-волевые расстройства, например, апатоабулический синдром.

Внешнее проявление

Нарушения развития эмоционально-волевой сферы ребенка можно определить по поведению малыша.

  • Сильная зависимость от родителей. Ребенок, который в пять лет не может доверять окружающим людям, вызывает странную реакцию. Малыш все время прячется за мамину юбку и пытается закрыться от мира. Одно дело – нормальное детское смущение. И совсем другое – недоверие, необщительность и несговорчивость.
  • Дефицит общения. Ребенок, к которому в семье относятся с пренебрежением, будет чувствовать себя одиноким. У малыша не будет получаться нормально формировать отношения, так как родители будут внушать ребенку, что он глупый, криворукий и недостойный любви. Одиночество, которое будет источать такое чадо, будет сильно чувствоваться.
  • Агрессия. Малыши, которым не хватает внимания или которые хотят снять напряжение, могут не замыкаться в себе, а наоборот, вести себя слишком раскрепощенно. Такие дети не станут сдерживать свои эмоции и будут стараться всеми силами привлечь внимание к своей персоне.

Симптомы

Абулия может быть самостоятельным симптомом или тесно объединяться с другими психическими нарушениями. Признаки самостоятельной абулии:

  • пассивность;
  • недостаток инициативности;
  • замедление мышления;
  • снижение количества социальных контактов;
  • снижение интереса к любимым занятиям;
  • упрощение речи, в ней отсутствуют обороты и спонтанные элементы;
  • уплощение мимики и жестов;
  • невозможность начать целенаправленное движение.

Чаще абулия сочетается с другими нарушениями и формирует синдром:

  1. Апатоабулический. Снижается воля и уплощаются эмоции. Больной утрачивает интерес к занятиям и работе. Возникает безразличие к собственному внешнему виду, проблемам, бедам близких людей. При глубоком апатоабулическом синдроме больной может целый месяц лежать на кровати и не вставать: его кормят, моют и одевают.
  2. Акинетический мутизм. Больной не может говорить и двигаться. При этом сохраняется физиологическая возможность: речевой и опорно-двигательный аппарат не повреждены.
  3. Акинетико-абулический синдром. Характеризуется полным отсутствием побуждений и любых целенаправленных движений.
  4. Кататонический ступор. Характеризуется повышенным тонусом мышц и восковой гибкостью, при которой больной принимает неестественное положение тела и может пробыть в нем несколько дней.
  5. Кататоническое возбуждение. Повышается двигательная активность, возникает непреодолимая тяга к подвижности.

При гипербулии человек ставит перед собой множество целей и мотивов. Все они поверхностны и почти никогда не реализуются. Человек с гипербулией подвижен, инициативен, порывист. Он много общается и ест, спонтанно покупает вещи.

Гипербулия, абулия и гипобулия – это количественные нарушения воли. Рассмотрим качественные нарушения воли – парабулии:

  • Ступор – патологическая заторможенность, оцепенение с полной или частичной утратой речевых контактов.
  • Негативизм – противодействие, при котором больной отказывается выполнять просьбы. При парадоксальном негативизме больной делает совершенно другое действие, не связанное с просьбой.
  • Стереотипии: двигательная стереотипия – больной повторяет одно и то же действия: машет рукой, запрокидывает голову назад, подергивает бровями;
  • речевые стереотипии – больной повторяет одно и то же слово, звук или предложение; «Как вас зовут? – Меня зовут Миша, меня зовут Миша, меня зовут Миша, Миша».
  • Эхопраксия – непроизвольное повторение действия, совершенное другим человеком.
  • Эхолалия – непроизвольное повторение слова, сказанное другим человеком. Врач спрашивает: «Где вы находитесь?», больной отвечает: «Где вы находитесь, где вы находитесь, где вы находитесь».
  • Волевые расстройства включают нарушение влечений – мании. Это патологическая волевая тяга к совершению того или иного действия: к поджогу, покупкам, краже.

    Наиболее распространенные:

    Источник: https://MemorySafonovo.ru/zabolevaniya/emocionalno-volevye-narusheniya.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.