Материалистическая (классовая) теория. Материалистические теории происхождения жизни

Материалистическая (классовая) теория

Материалистическая (классовая) теория. Материалистические теории происхождения жизни

Ранее эту тео­рию называли марксистско-ленинской, а основными ее предста­вителями являлись К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин.

При этом умалчивали имя американского этнографа Льюиса Моргана, который проанализировал эволюцию развития первобытного обще­ства на примере североамериканских индейцев и в 1877 г. из­дал книгу «Древнее общество».

На основе данного исследования Ф. Энгельс написал книгу «Происхождение семьи, частной соб­ственности и государства»[29].

Материалистическая (классовая) теория исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право – обычаям.

В материалистической теории государство не навязывается обществу, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, которая, поддерживая интересы имущих, сдерживает противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.

По утверждению представителей материалистической теории оно является исторически преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий.

Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

Афинская форма – классическая. Государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий формирующихся внутри общества.

Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.

Германская форма– государство возникает как результат завоевания обширных территорий для государства, над которыми родовой строй не дает ни каких средств.

Основные положения материалистической теории представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.

Классовость и экономическая обусловленность права являются важнейшими принципиальными положениями марксистской теории. Сторонники этой теории отмечают, что право является продуктом классового общества; выражением и закреплением воли экономически господствующего класса.

Впоследствии положения марксисткой теории прочно вошли в отечественное право. На основе классового признака права делался вывод, что в обществе, где отсутствуют антагонистические классы, в праве выражается воля всех дружественных классов и слоев общества, руководимых рабочим классом.

Материалистическая теория ограничивает жизнь права историческими рамками классового общества. Она считает, что право – исторически преходящее явление, которое необходимо обществу лишь на определенном этапе его развития. С исчезновением классов, оно утратит полностью свою социальную ценность.

Заслугой марксизма являются постулаты о том, что право – это необходимый инструмент обеспечения экономической свободы индивида, являющийся «беспристрастным» регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы в цивилизованном мире учитывают и реализуют объективные потребности общественного развития в рамках дозволенного и запрещенного поведения участников общественных отношений.

Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства.

Теория «инцеста».

Французский этнограф и социолог Клод Леви-Стросс разработал и обосновал идею, согласно которой осо­бенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структурализации общества и возникновении государства.

Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необхо­димо было применять весьма суровые, жестокие меры пресечения.

Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специ­альных органов, которые как посредством насильственного пре­сечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры.

Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной теории, вряд ли оправданно в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета инцеста и созда­ние внутри родового общества структур, обеспечивающих его ре­ализацию. Исторически данный запрет возник задолго до возник­новения первых государств, следовательно, их появление связано не только с действием названной причины, но и иных факторов[30].

Источник: https://studopedia.ru/21_105620_materialisticheskaya-klassovaya-teoriya.html

Марксистская (материалистическая, классовая) теория

Материалистическая (классовая) теория. Материалистические теории происхождения жизни

Марксистская теория происхождения государства опирается на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии, на классовую трактовку государства и права.

Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытно-общинного строя, который происходит по следующей схеме: совершенствование орудий труда – разделение труда – повышение производительности труда – появление избыточного продукта – процесс имущественной и социальной дифференциации общества – появление частной собственности – раскол общества на классы эксплуататоров и эксплуатируемых – появление государства как аппарата принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом.

Основные положения марксистской концепции изложены в произведениях Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895), а затем в работах Георгия Валентиновича Плеханова (1856–1918), Владимира Ильича Ленина (1870-1924).

Проблема возникновения государства специально исследуется в работе Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства” (1884).

В основе этого произведения лежит историко-материалистическое учение Маркса и Энгельса и работа американского этнографа, археолога и историка первобытного общества Льюиса Генри Моргана “Древнее общество” (1877), в которой освещаются основные направления человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации.

Энгельс подчеркивает, что родовой строй был разрушен и заменен государством действием экономико-производственных факторов, разделением труда и его последствиями – расколом общества на противоположные классы.

Государство есть продукт общества на известной ступени его развития; государство есть признание, что общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно.

Для разрешения этих противоречий необходима новая сила. И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство.

Оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса.

Суть марксистской, материалистической трактовки происхождения государства состоит, таким образом, в том, что государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда делается вывод: государство есть исторически преходящее, временное явление – оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Марксистско-ленинская общественная теория, в том числе и концепция происхождения и сущности государства, в советский период нашей истории имела официальный характер и считалась единственно верной. К настоящему времени она утратила этот статус, но остается в ряду социальных теорий, имеющих научный характер и заслуживающих внимания.

Сторонники кризисной теории происхождения государства указывают, что они опираются на современные достижения антропологии, истории, политической науки, государствоведения.

По их мнению, наиболее радикальные изменения, повлиявшие на образование государств, связаны с гем периодом человеческой истории, который именуется неолитом (“неолит” – новый каменный век).

Именно с эпохи позднего неолита, как считают многие специалисты, берет начало неолитическая революция.

Термин “неолитическая революция” был предложен в 1925 г. молодым британским археологом Виром Гордоном Чайлдом (1892–1957) в книге “На заре европейской цивилизации”.

Сама неолитическая революция, по мнению ученых, была порождена комплексом причин планетарного характера, прежде всего экологическим кризисом, который наступил на Земле 10–12 тыс. лет назад.

Неолитическая революция – это качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человеческого общества при переходе в неолите от присваивающего хозяйства к производящему, т.е.

от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию, скотоводству, металлургии и металлообработке, керамическому производству. Неолитическая революция заняла несколько тысячелетий (примерно с седьмого по третье тысячелетие до нашей эры).

Формой социальной организации в то время была родовая (семейная) община – род.

Родовая община (род) – это группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской), осознающих себя потомками общего предка и носящих общее родовое имя.

Родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Семейные общины могли объединяться в более крупные образования – объединения родов, племена, союзы племен.

Власть в первобытном обществе строилась на началах естественного самоуправления. Органами власти в первобытной общине были: а) вождь, предводитель; б) совет старейшин; в) собрание всех взрослых членов рода.

Власть в первобытном обществе в отличие от государственной власти именуют в современной науке потестарной (лат. potestas – “власть, мощь”).

В процессе неолитической революции производящая экономика привела к имущественной и социальной дифференциации (социальному расслоению) первобытного общества, а в дальнейшем – к возникновению государства. Начинают появляться первичные государственные образования, раннеклассовые города-государства, в связи с чем неолитическую революцию иногда называют “городской революцией”.

Первые города-государства образовались в IV–III тысячелетиях до н.э. в Месопотамии, Горном Перу и других регионах в разное время и независимо друг от друга.

Город-государство представлял собой поселок (селение), в котором население было организовано уже не по родству, а по территориальному принципу.

Здесь была четкая социальная дифференциация, имущественное расслоение, разделение труда, в нем формировался первоначальный аппарат управления.

В городе-государстве организуются три центра управления, которые соответствуют трем центрам административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм. Город в дальнейшем начинает выполнять по отношению к прилегающим территориям функции государственного управления.

Таким образом, в соответствии с кризисной теорией государство как новая организационная форма жизни общества возникает в итоге неолитической революции, т.е. в процессе перехода человека к производящей экономике, изменения материальных условий жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни.

Профессор А. Б. Венгеров отмечает, что в потестарной теории сохраняется материалистический, классовый подход.

Но основной упор в объяснении происхождения государства делается не на возникновение институтов частной собственности и классообразование, а на организационные функции первичных государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики.

При этом особое значение в этой теории придается крупному экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом рубеже к производящей экономике.

Что же касается взаимосвязи процессов образования классов и возникновения государства, то, по мнению авторов кризисной теории, их нельзя понимать упрощенно: будто сперва возникли классы, а затем их антагонизм привел к появлению государства.

Эти процессы идут параллельно, независимо, взаимодействуя друг с другом.

Классовая природа первичных государств четко определялась лишь с течением времени, когда расслоение общества, классообразование приводили к захвату государства тем или иным классом и приспособлению его к своим интересам, нуждам [1].

Таким образом, согласно потестарной теории, в конкретно-исторической действительности раннеклассовое государство не возникало как результат деятельности только господствующего класса.

Оно – следствие развития общества на этапе становления производящей экономики, финального развития земледельческих культур.

Но, разумеется, тот или иной класс, захватив государство, мог стать при помощи государства и господствующим классом.

В своем дальнейшем развитии раннеклассовое государство переросло в государство так называемого азиатского способа производства.

Источник: https://studme.org/31019/pravo/marksistskaya_materialisticheskaya_klassovaya_teoriya

2.7 Материалистическая (классовая) теория

Материалистическая (классовая) теория. Материалистические теории происхождения жизни

Материалистическая(классовая) теория исходит из того, чтогосударство возникло прежде всего всилу экономических причин: общественногоразделения труда, появления прибавочногопродукта и частной собственности, азатем раскола общества на классы спротивоположными экономическимиинтересами. Как объективный результатэтих процессов возникает государство,которое специальными средствамиподавления и управления сдерживаетпротивоборство этих классов, обеспечиваяпреимущественно интересы экономическигосподствующего класса.

Суть теории заключаетсяв том, что государство явилось на сменуродоплеменной организации, а право -обычаям.

В материалистической теориигосударство и право не навязываетсяобществу из вне, а возникает на основеестественного развития самого общества,связанного с разложением родовогостроя, появлением частной собственностии социальным расслоением общества поимущественному признаку(с появлениембогатых и бедных) интересы различныхсоциальных групп стали противоречитьдруг другу. В складывающихся новыхэкономических условиях родоплеменнаяорганизация оказалась неспособнойуправлять обществом. Появилась потребностьво властном органе, способном обеспечиватьпреимущество интересов одних членовобщества в противовес интересам других.Поэтому общество, состоящее из экономическинеравных социальных слоев, порождаетособую организацию, которая поддерживаяинтересы имущих, сдерживает противоборствозависимой части общества. Такой особойорганизацией стало государство.

По утверждениюпредставителей материалистическойтеории оно является историческипреходящим, временным явлением и отомретс исчезновением классовых различий.

Материалистическаятеория выделяет три основные формывозникновения государства: афинскую,римскую и германскую.

Афинская форма -классическая. Государство возникаетнепосредственно и преимущественно изклассовых противоречий формирующихсявнутри общества.

Римская формаотличается тем, что родовое обществопревращается в замкнутую аристократию,изолированную от многочисленной ибесправной плебейской массы. Победапоследних взрывает родовой строй, наразвалинах которого возникает государство.

Германская форма -государство возникает как результатзавоевания обширных территорий длягосударства над которыми родовой стройне дает ни каких средств.

Основные положенияматериалистической теории представленыпредставлены в работах К. Маркса и Ф.Энгельса.

Классовость иэкономическая обусловленность праваявляется важнейшим принципиальнымположением марксистской теории. Основнымсодержанием этой теории являетсяпредставление о том, что право являетсяпродуктом классового общества; выражениеми закреплением воли экономическигосподствующего класса. При данныхотношениях “господствующие индивиды…

должны конституировать свою силу в видегосударства и придать своей воле…всеобщее выражение в виде государственнойволи, в виде закона”. То есть, возникновениеи существование права объясняетсянеобходимостью закрепления волиэкономически господствующего классав виде законов и нормативным регулированиемобщественных отношений в интересахэтого класса.

“Право есть лишь возведеннаяв закон воля”.

Впоследствииположения марксисткой теории прочновошли в отечественное право. На основеклассового признака права делалсявывод, что в обществе, где отсутствуютантагонистические классы, в правевыражается воля всех дружественныхклассов и слоев общества, руководимыхрабочим классом.

Право полно толькотогда, когда общество осуществит правило:“от каждого по способности, каждому попотребностям”, то есть когда людинастолько привыкнут к соблюдениемосновных правил общежития, что онидобровольно будут трудиться поспособностям.

Материалистическаятеория ограничивает жизнь праваисторическими рамками классовогообщества. Она считает, что право -исторически преходящее явление, котороенеобходимо обществу лишь на определенномэтапе его развития. С исчезновениемклассов, оно утратит полностью своюсоциальную ценность. Маркситско-ленинскаятеория утверждает, в полной мереопределяемое его волей.

Заслугой марксизмаявляются постулаты о том, что право -это необходимый инструмент обеспеченияэкономической свободы индивида,являющийся “беспристрастным” регуляторомотношений производства и потребления.Его нравственные основы в цивилизованноммире учитывают и реализуют объективныепотребности общественного развития врамках дозволенного и запрещенногоповедения участников общественныхотношений.

Представители другихконцепций и теорий происхождениягосударства считают положенияматериалистической теории односторонними,неверными, так как они не учитываютпсихологических, биологический,нравственных, этнический и другихфакторов, обусловивших формированиеобщества и возникновение государства.

Тем не менее, считает Шершеневич, огромнаязаслуга экономического материализмасостоит в доказательстве выдающегосязначения экономического фактора,благодаря которому “в конечном счете”можно увязать “даже высокие и благородныечувства человека с материальной сторонойего существования”.

“Во всяком случае,- продолжает Шершеневич, – экономическийматериализм представляет одну из самыхкрупных гипотез в учении об обществе,способную лучше всего объяснить массуобщественных явлений”.

Источник: https://studfile.net/preview/5702014/page:8/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.