Инфекционные болезни дошкольного и школьного возраста. Инфекционные и паразитарные заболевания детского возраста. Особенности течения детских инфекций

Общие сведения об инфекционных болезнях у детей школьного возраста

Инфекционные болезни дошкольного и школьного возраста. Инфекционные и паразитарные заболевания детского возраста. Особенности течения детских инфекций

Болезни детей и подростков, особенно инфекционные (заразные), нарушают правильное течение школьной жизни и на известный срок отрывают учащихся от учения. Дети не во всех возрастах в одинаковой мере подвержены инфекционным заболеваниям. Наиболее часто поражаются заразными болезнями дети в дошкольном возрасте (от 3-4 до 7 лет).

В то же время способность сопротивления инфекции у ребёнка дошкольного возраста ещё невелика. В младшем школьном возрасте заразные заболевания встречаются реже, чем в дошкольном, и чем старше возраст ребёнка, тем процент заболеваемости инфекционными болезнями падает всё ниже вследствие того, что у части детей уже имеется невосприимчивость после перенесённых ранее заразных болезней.

Так, у подростков старше 12 лет редко наблюдаются такие болезни, как коклюш, скарлатина, корь, ветряная оспа и краснуха. С возрастом повышается также и сопротивляемость организма инфекциям. Но всё же, заболеваемость детей инфекционными болезнями в младшем школьном возрасте ещё достаточно велика.

В старшем школьном возрасте у подростков бывают такие инфекционные заболевания, как туберкулёз, малярия и другие, которыми болеют и взрослые.

Возбудители инфекционных заболеваний. Инфекционные болезни обусловливаются проникновением в человеческий организм болезнетворных микроорганизмов.

Эти микроскопически малые существа, быстро размножаясь в благоприятной среде, какой является для них человеческий организм, выделяют яды – токсины. Последние вызывают те или иные болезненные проявления в организме.

Инфекционные болезни опасны в смысле заражения окружающих.

Возбудителями различных инфекционных болезней являются микробы. Словом «микробы» обозначаются бактерии, дрожжи, грибки, плесени, простейшие мельчайшие животные и фильтрующиеся вирусы. Помимо некоторых простейших животных (плазмодии, амёбы), все они являются растительными организмами, которые приспособились к жизни в человеческом организме. Фильтрующимися вирусами называются мельчайшие микроорганизмы, которые настолько малы, что проходят через бактериальные фильтры (фарфоровые, кремнезёмные).

Пути передачи инфекционных болезней. Передатчиками инфекции являются: во-первых, сам источник заразы – больной человек, его выделения (мокрота, испражнения, моча и пр.

), затем лица, соприкасающиеся с больным, одежда, бельё, различные окружающие предметы, игрушки, книги, пыль, находящаяся в воздухе (пылевая инфекция), пищевые продукты, вода, общая с больным посуда, животные и насекомые.

Насекомые могут передавать заразу, механически перенося её на лапках и на туловище, и путём укуса, а также и через испражнения.

При так называемой капельной инфекции заражение происходит через выделяемые больными при кашле, чихании, даже при разговоре, мельчайшие брызги и капельки слюны, содержащие бактерии. Эти невидимые простым глазом капельки вдыхаются окружающими людьми. При кашле капельки слюны распространяются на расстояние 1-1,5м. При пылевой инфекции бактерии, попадая вместе с частицами пыли в воздух, вдыхаются людьми. Исследования содержания в воздухе патогенных микроорганизмов дают весьма показательные данные. Так, при исследовании 274 проб воздуха в помещении на 0,28 мг приходилось в среднем стрептококков при: – покое – 0,0; – чихании – 2200,0; – вскоре после чихания – 920,0; – чихании с носовым платком – 1,0.

Особым источником передачи инфекции являются так называемые бациллоносители (заразоносители).

С одной стороны, такими являются люди, которые сами не болеют, но носят в себе заразное начало, например, в зеве некоторых здоровых людей иногда могут быть дифтерийные палочки, безвредные для «хозяина», у которого они живут, но которые могут заразить других людей, особенно детей.

С другой стороны, бациллоносителями (заразоносителями) могут быть люди, перенёсшие определённую болезнь, например брюшной тиф, которые продолжительное время после выздоровления содержат в своих выделениях микроорганизмы, способные заражать окружающих здоровых людей.

Эти два вида бациллоносительства являются особо существенными в распространении инфекции. В быту существует ряд ещё полностью не изжитых обычаев и привычек, которые способствуют передаче инфекции от больного к здоровым. Пользование чужими трубками, докуривание чужих папирос, питьё из общей кружки без ополаскивания и обмывания её краев также являются одним из путей, содействующих передаче инфекции. Различные религиозные обряды и обычаи, например, целование икон, крестов и пр., также могут быть опасными в отношении передачи инфекции.

Путями проникновения в организм заразного начала чаще всего служат слизистые оболочки рта, горла и носа, лёгкие, слизистые оболочки пищеварительных путей, далее – места с нарушенной целостью кожи и, наконец, гораздо реже – неповреждённая кожа, именно выводные отверстия желёз – потовых и сальных. Входные пути далеко не однородны для возбудителей различных болезней: для одних (туберкулёз, грипп и др.) ими служат чаще дыхательные пути, для других (брюшной тиф, дизентерия) – пищеварительный тракт, для третьих – кожа и т. д.

Самозащита организма от инфекции.

Живой организм обладает рядом средств для защиты от проникновения внутрь болезнетворных микробов: верхний слой кожи у человека не пропускает бактерий внутрь; также и слизь, отделяемая полостью носа, слюна, слёзы, соляная кислота в желудке, в некоторой степени и моча обладают дезинфицирующими свойствами. Мерцательный эпителий дыхательных путей своими колебательными движениями кнаружи вместе со слизью выводит из организма попавшие в дыхательные пути бактерии.
Не всякий человек, в организм которого проникли заразные бактерии, заболевает. Человеческий организм обладает большей или меньшей способностью сопротивляться вредному действию бактерий. В крови имеются особые белые кровяные клетки – пожиратели бактерий, носящие название фагоцитов. Это подвижные клетки, которые способны передвигаться в организме к местам скопления микробов и поглощать их. Честь этого открытия принадлежит великому русскому учёному И. И. Мечникову. Далее, в соках организма вырабатываются особые защитные вещества – антитела: агглютинины, склеивающие в кучки микробов, бактериолизины, растворяющие бактерии, антитоксины, нейтрализующие и обезвреживающие вырабатываемые микроорганизмами яды – токсины. Токсины – это продукты жизнедеятельности микробов в питательной среде, какой для них является человеческий организм. В организме наблюдается ещё один вид борьбы с внедрившейся инфекцией – это сложная местная реакция, известная под названием воспаления. В результате воспаления образуется иногда фиброзная соединительная ткань, которая окружает внедрившихся микробов и изолирует их и продукты их жизнедеятельности от остального организма. В организме при внедрении в него инфекции наступает борьба, исход которой зависит в меньшей мере от количества поступившего внутрь заразного начала и его ядовитости и в большей – от степени сопротивляемости организма. Реактивность организма может значительно колебаться в зависимости от индивидуальности; с другой стороны, реактивность эта может широко изменяться под влиянием внешней среды. Сопротивляемость организма может временно ослабляться вследствие различных причин (простуда, переутомление, плохое питание, систематическое недосыпание, тяжёлые психические переживания и др.).

Инкубационный период. Но если борьба закапчивается победой внедрившегося возбудителя инфекции, то от момента проникновения микроорганизма в человеческое тело до видимого проявления болезни всё же проходит более или менее определённый для каждой болезни период времени. Этот период называется инкубационным (скрытым), и иногда он продолжается от одного дня до нескольких месяцев.

В течение этого периода микроорганизмы развиваются и размножаются в организме человека, не вызывая у него внешних болезненных признаков. При многих болезнях человек в инкубационном периоде бывает уже заразителен для других (корь, коклюш и др.). Знание продолжительности инкубационного периода при различных болезнях необходимо для определения сроков изоляции лиц, соприкасавшихся с больными.

Невосприимчивость (иммунитет). У отдельных индивидуумов сопротивляемость в отношении инфекции доходит до полной невосприимчивости к данной болезни, так называемому иммунитету. Невосприимчивость человека к инфекционным болезням представляет глубокое и сложное явление. Невосприимчивость может быть естественной или искусственной.

Естественный иммунитет разделяется на врождённый и приобретённый. Врождённый иммунитет, как показывает само название, вырабатывается в организме ещё до рождения человека путём передачи ему соответствующих защитных веществ, антител, через кровь матери.

Приобретённая невосприимчивость возникает в организме после перенесения им определённой болезни. Однако не все болезни делают переболевшего длительно невосприимчивым: некоторые болезни, наоборот, даже склонны повторяться как, например, грипп, ангина, рожа.

Такие же болезни, как корь, скарлатина, сыпной тиф дают длительную невосприимчивость – иммунитет, и повторные заболевания этими болезнями наблюдаются очень редко.

Искусственный иммунитет достигается тем, что организму даётся толчок для выработки антител – противоядий – путём введения внутрь некоторого количества известным образом ослабленных или убитых бактерий, либо их токсинов. Такая иммунизация называется активной. В других же случаях соответствующие противоядия – антитела – вводятся уже в готовом виде – в форме сыворотки крови предварительно иммунизированных против данной болезни животных. Эта иммунизация называется пассивной. Таким образом, при активной иммунизации организм сам вырабатывает противоядия – антитела, при пассивной же иммунизации в организм вводятся уже готовые защитные антитела. В качестве примера активной иммунизации могут служить прививки против брюшного тифа, оспы. К пассивной иммунизации относится введение детям сыворотки крови, взятой у родителей, переболевших корью. Введение сыворотки крови сделавшихся уже невосприимчивыми людей и животных употребляется также и в качестве лечебного средства при уже начавшейся болезни. Так, например, при заболевании дифтерией производится впрыскивание сыворотки крови иммунизированных лошадей, при скарлатине – впрыскивание сыворотки крови выздоравливающих от. скарлатины детей.

Карантин-изоляция является одной из мер борьбы против распространения инфекционных болезней. Изоляцией называется отделение больного от здоровых.

Карантин происходит от итальянского слова quaranta (сорок) и ранее заключался в том, что прибывшее из неблагополучной страны судно задерживалось на рейде без общения с берегом 40 дней и выгрузка пассажиров и товаров допускалась только при отсутствии в течение этого срока инфекционных заболеваний. Впоследствии карантинные мероприятия были расширены.

Основной смысл карантинных мероприятий – недопущение заноса инфекции извне различными способами: дезинфекцией и дератизацией перевозочных средств, выдерживанием людей в карантине, санитарной обработкой одежды, дезинсекцией и т. д.

С целью охраны детских учреждений от заноса инфекции извне применяется карантин к отдельным детям, бывшим в соприкосновении с носителями инфекции и могущим заболеть; их держат в карантине определённое количество дней, соответствующее инкубационным срокам. Для защиты детских интернатов от заноса инфекции вновь поступающих детей, прежде чем пустить в коллектив, держат некоторое время в карантине, в изоляторе. Если в детском доме или интернате появляются повторные заболевания инфекционными болезнями, то детское учреждение объявляется находящимся в карантине; тогда общение населения детского дома с внешней средой сводится к минимуму, детям не разрешается ходить в школу, на собрания, в театры и т.д., запрещается посторонним посещать детский дом.

Дезинфекция – это уничтожение заразы во внешней среде. Она имеет целью обезвреживание обстановки, окружающей больного, и всех предметов от загрязняющих их заразных выделений.

Но она применяется также и в чисто профилактических целях (уничтожение заразы в уборных и пр.).

Дезинфекция производится способами механической чистки, применением химических веществ, действующих в жидком или газообразном виде, и физическими средствами.

К способам механической дезинфекции относятся мытьё и стирка. Из химических дезинфекционных средств наиболее употребительны: карболовая кислота, лизол, креозол, сулема, хлорная известь, формалин, сера. Едкая известь употребляется в форме 10-процентного водного раствора (известковое молоко) для дезинфекции выгребных ям и открытых уборных (на дворе). Хлорная известь употребляется для дезинфекции уборных, а также для обезвреживания воды в водопроводе. Сулема не должна употребляться при обезвреживании туберкулёзной мокроты, так как мокрота, в которой заключены туберкулёзные палочки, свёртывается от сулемы, и последняя не может воздействовать на бактерии. Формалин употребляется в виде паров. Сера и её газы употребляются не столько для дезинфекции, сколько для дезинсекции, т. е. для уничтожения насекомых, например, для уничтожения вшей при заболевании сыпным и возвратным тифами. Кипячение убивает в воде бактерии в продолжение 5-30 минут. При этом полезно прибавить к воде соды в количестве 2 процентов. Посуду и незагрязнённое бельё удобнее всего обезвреживать именно этим путём. К физическим способам дезинфекции относятся воздух, вода и особенно солнце, обладающее энергичным воздействием на микробов. Многие микробы, не образующие спор, гибнут под прямыми лучами солнца и при высушивании в течение нескольких часов и даже минут.

Читать далее Профилактика инфекционных заболеваний в детских учреждениях

Источник: https://www.blackpantera.ru/gigiena/31407/

Детские инфекционные заболевания: причины, симптомы, диагностика, лечение и профилактика этих патологий

Инфекционные болезни дошкольного и школьного возраста. Инфекционные и паразитарные заболевания детского возраста. Особенности течения детских инфекций

Детские инфекционные заболевания – это большая группа болезней инфекционной природы, которые возникают в детском возрасте человека, характеризующиеся возможностью эпидемического распространения преимущественно аэрогенным способом.

Детские инфекционные заболевания выделяются в отдельную группу, так как особенности детского организма предопределяют и особенности их лечения.

Детские инфекционные заболевания: классификация

Существует несколько классификаций инфекционных заболеваний у детей, но мы выбрали одну из самых понятных и простых. Эта группа патологий делится на:

1. Инфекционные болезни кишечника у детей.

Характеризуется локализацией чужеродных агентов в кишечнике ребенка. К этому виду патологий относятся: полиомиелит, эшерихиоз, дизентерия, сальмонеллез, ботулизм…

2. Инфекционные заболевания дыхательных путей у детей.

Характеризуются локализацией чужеродных агентов в органах дыхания (бронхах, трахеи, гортани, легких…). Это такие заболевания, как скарлатина, ангина, грипп, ОРВИ…

3. Инфекционные заболевания крови у детей.

Эти болезни передаются с помощью насекомых (трансмиссионным путем) и возбудители в этом случае находятся в крови. К таким болезням относятся: арбовирусные энцефалиты, риккетсиозы, туляремия…  

4. Инфекционные заболевания наружных покровов у детей.

К ним относятся: бешенство, столбняк, трахома…

Детские инфекционные заболевания: причины

Самой основной причиной инфекционных заболеваний у детей является их контакт с инфицированным человеком. Путь заражения, как правило, воздушно-капельный. Причем заразно все: слюна, распространяющая при кашле и даже при разговоре, бронхиальная и носоглоточная слизь – все это является угрозой заражения ребенка.

Нужно сказать, что иммунитет ребенка формируется в 5 этапов. Самыми серьезными являются 1 и 2 этапы, которые длятся до 1.5 лет. Именно в этот момент ребенка “защищают” только материнские антитела, которые потом исчезают. Именно в этот момент необходимо особое внимание уделять гигиене ребенка. 

Начиная с 2-ух лет, у детей начинается бурное формирование механизмов иммунитета, которое продолжается, практически, до 16-тилетнего возраста.

Исходя из сказанного можно сделать простой вывод: причины детских инфекционных заболеваний  в заключаются в еще слабой иммунной системе ребенка, в том, что она только формирует свои механизмы действия.

С другой стороны, нужно понимать, что если ребенок будет расти в стерильных условиях, то у него никогда не будет сильного иммунитета, ведь иммунная система формируется только под воздействием внешних факторов, она “учится” давать отпор внешним чужеродным элементам только при столкновении с ними – таковы неписаные законы природы, и именно на этом факте базируется основная цель вакцинации – выработка искусственного иммунитета при введении в организм какого-либо возбудителя.

Детские инфекционные заболевания: особенности течения

В развитии всех детских патологий было выявлено четыре периода:

1. Инкубационный период (ИП).

Это период времени с момента первого контакта ребенка с источником инфекции до проявления первых симптомов болезни. Продолжительность инкубационного периода зависит от вида инфекции и от состояния иммунной системы ребенка.

Приведем примеры детских инфекционных заболеваний с инкубационными периодами:

– Ветрянка имеет ИП 11-24 суток

– Гепатит А имеет ИП от 7 до 45 суток

– Дизентерия – 1-7 суток

– Дифтерия – 1-10 суток

– Коклюш – 3-20 суток

– Корь – от 9 до 21 суток

– Краснуха – 11-24 суток

– Скарлатина имеет ИП от нескольких часов до 12 суток

– Полиомиелит – 3-35 суток

2. Продромальный период.

Этот период можно назвать началом болезни: он длится с момента проявления первого симптома и до “разгара” собственно самой болезни.

3. Период “разгара” детского инфекционного заболевания.

В принципе, это и есть “кульминация”. В этот период проявляется весь симптоматический комплекс детской патологии. К примеру, коклюш проявляется спастическим кашлем при котором идет выделение слизистой мокроты, при этом лицо ребенка краснеет, а иногда возникает кровоизлияние по слизистую.

4. Реконвалесценция.

Это период затухания болезни – выздоровления. 

Самые распространенные инфекционные заболевания у детей

Конечно же, когда мы говорим о детских болезнях, то тут же возникают ассоциации с эпидемиологическими периодами, которые приходятся на осенне-зимнюю пору и характеризуются, в первую очередь, заболеваниями органов дыхания у детей.

Детские инфекционные заболевания разнообразны: это и заболевания ЖКТ, и аллергические заболевания, имеющие аутоиммунную природу, и кожные патологии, но заболевания органов дыхания у детей являются самыми распространенными – это вам подтвердит любой педиатр.

Заболевания органов дыхания у детей

– Бронхиты различной этиологии.

Характеризуются воспалительными процессами в слизистой бронхов.

– Трахеит.

Характеризуются воспалительными процессами в слизистой трахеи.

– Ларингит.

Характеризуются воспалительными процессами в слизистой оболочке ых связок и гортани.

– Гайморит.

Характеризуется воспалительными процессами в носовых пазухах.

– Риниты различной этиологии.

Эти детские инфекционные заболевания являются, попросту говоря, насморком разной интенсивности: от легкой формы до полной заложенности носа.

– Ангина.

Эта болезнь характеризуется воспалениями небных миндалин и соседних с ними лимфатических узлов.

– Пневмония.

Это ни что иное, как инфекционное заболевание легких. 

– Гриппы различной природы.

Эти детские инфекционные заболевания, пожалуй, одни из самых распространенных и опасных, потому что чужеродные агенты, вызывающие эти патологии, постоянно мутируют и необходимо все время изобретать новые препараты для борьбы с ними.

Это, конечно, не все заболевания органов дыхания у детей, но основные из них.

Детские инфекционные заболевания: симптомы

Признаки патологии ребенка, конечно же, зависят от многих факторов: в первую очередь, от вида возбудителя, от состояния иммунной системы ребенка, от условий его жизни, и.т.д. Но все же есть общие симптомы детских инфекционных заболеваний:

1. Основным симптомом является фебрильная температура (38° и выше). У ребенка повышение температуры происходит, практически, при любых патологических процессах, потому что это является его единственным защитным механизмом – при таких температурах большинство чужеродных тел гибнут. 

2. Постоянная сонливость и вялость так же являются характерными симптомами детских инфекционных заболеваний – сказывается нехватка энергии (она уходит на борьбу с антигенами).

3. Головная боль и рвота.

4. Появление сыпи.

Диагностика инфекционных заболеваний у детей

Первоначальную диагностику болезни у ребенка проводит врач-педиатр. Он обязательно проводит внешний осмотр малыша, прослушивает его, выявляет характерную симптоматику, выясняет у родителей: были ли контакты ребенка с инфицированными людьми.

Детские инфекционные заболевания диагностируются после обязательных анализов крови, мочи, кала ребенка. Так же, при необходимости, прибегают к инструментальным методам: МРТ, УЗИ, рентгенография.  

Детские инфекционные заболевания: лечение

Комплексная терапия инфекционных заболеваний у детей должна решать четыре задачи:

1. Нейтрализацию возбудителя заболевания.

2. Поддержание нормальной функциональности основных систем детского организма.

3. Сохранение нормальных условий формирования детского иммунитета и его укрепление.

4. Предупреждение различных осложнений детских инфекционных заболеваний.

Именно поэтому назначение лекарственных препаратов должно быть осторожным. Антибиотики должны применяться только в особых случаях (при тяжелых и затяжных патологических процессах).

Важно знать, что само по себе повышение температуры – это нормальный процесс борьбы организма с инфекционными возбудителями и нет нужды сразу же давать ребенку жаропонижающие и сбивать температуру, достаточно просто помочь организму хорошей дозой витамина С.

Применение антибиотиков имеет весьма негативные последствия, тем более для ребенка, у которого иммунная система находится в стадии формирования, и ни один врач не сможет сказать, как бездумная антибиотическая терапия может сказаться в будущем.

Весьма спорным (особенно в последнее время) является вопрос вакцинации. “Усредненная” доза введенных чужеродных агентов (для выработки иммунитета) по-разному сказывается на детях: в большинстве случаев помогает (это факт), но нередко возникают случаи, когда вакцинация делает из ребенка инвалида.

Так что же делать, как лечить заболевшего ребенка?

Первое, что следует уяснить: организм ребенка, в большинстве случаев, сам может справится с инфекционным заболеванием, ему в этом необходимо только помочь, и чем раньше это начинать делать, тем лучше.

Помогать необходимо препаратами только на натуральной основе, включая в эту комплексную терапию иммуномодуляторы, антивирусные препараты, антибактериальные средства.

Не спешите “сбивать” ребенку температуру, лучше чаще поите его чаем с лимоном.

Если у ребенка инфекционное заболевание тяжелой формы, то применяйте антибиотики с препаратами, нейтрализующими их негативный эффект. Лучшим таким препаратом является Трансфер фактор. Попадая в организм, он выполняет сразу несколько функций:

– восстанавливает функциональность иммунной системы, вследствие чего повышается иммунологическая реактивность (сопротивляемость инфекциям) детского организма;

– усиливает оздоровительное воздействие препаратов, в комплексе с которыми он принимался;

– являясь носителем иммунной памяти, этот иммунный препарат, “запоминает” все чужеродные микроорганизмы, вызвавшие то или иное инфекционное заболевание, и при их повторном появлении, дает сигнал иммунной системе на их нейтрализацию.

Обязательно в комплексной терапии детских инфекционных заболеваний применяйте пробиотики и пребиотики – препараты, которые восстановят и сохранят микрофлору ЖКТ ребенка – основного звена его иммунной системы. Для этого наиболее эффективными являются:

– Унибактер

– Санта Русь

– Ветом (все виды)

– Флоралдофилус

– ЮниФлора

Детские инфекционные заболевания: профилактика

После перенесенного заболевания, детский организм выходит более крепким. Во всяком случае так должно быть – это путь формирования иммунитета человека. Но это не значит, что к здоровью своего ребенка нужно относиться с пренебрежением. 

Профилактика детских инфекционных заболеваний должна заключаться в следующем:

– новорожденных обязательно надо кормить первым молоком – молозивом, потому что оно содержит в огромном количестве материнские антитела – первую “защиту” ребенка от чужеродных элементов;

– ни в коем случае нельзя отказываться от грудного вскармливания, пока есть молоко – кормите;

– огромное значение для ребенка имеет правильное питание, в его рационе должно быть как можно больше свежих фруктов и овощей;

– активный образ жизни – гарантия здоровья ребенка;

– для укрепления иммунитета необходимо заниматься закалкой с самого детства (контрастный душ и баня – прекрасные средства для этого);

детские инфекционные заболевания не будут страшны, если ребенок будет в полном объеме получать все, необходимые для его организма, полезные вещества: витамины, минеральные комплексы, аминокислоты…, поэтому обязательно регулярно давайте своему малышу соответствующие препараты. 

Источник: https://r-tf.ru/detskie-infektsionnyie-zabolevaniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.