Дыхательная недостаточность 3 степени у новорожденных. Сердечная и дыхательная недостаточность. Нервно-мышечных расстройствах вследствие

Дыхательная недостаточность у ребенка

Дыхательная недостаточность 3 степени у новорожденных. Сердечная и дыхательная недостаточность. Нервно-мышечных расстройствах вследствие

Дыхательная недостаточность у ребенка — это состояние, при котором возникает дисбаланс газового состава крови: дефицит кислорода на фоне избытка углекислоты.

Поддержание нормального газообмена при развитии дыхательной недостаточности (ДН) обеспечивается за счет интенсивной работы аппарата дыхания, сердца, что быстро приводит к истощению компенсаторных сил организма. ДН может протекать в острой или хронической форме, проявляется одышкой, цианозом, тахикардией, неврологической дисфункцией.

Диагностика основана на физикальном обследовании, изучении газов крови, спирометрии. Лечение комплексное, включает устранение этиологического фактора, восстановление газообмена.

J96 Дыхательная недостаточность, не классифицированная в других рубриках

В широком понимании дыхание объединяет несколько процессов: внешнее дыхание, обмен газов на уровне альвеол, тканевое дыхание. Нарушение на любом из этапов приводит к развитию дыхательной недостаточности.

ДН у ребенка ‒ очень актуальная проблема в педиатрии, занимает ведущее место в структуре летальности детей первых лет жизни. Это самая частая причина госпитализации в отделение детской реанимации и интенсивной терапии.

Заболеваемость респираторным дистресс-синдромом, связанным с разными причинами, составляет 1,5-13 случаев на 100 000 человек в год. У недоношенных детей частота ДН при рождении достигает 20%-80%.

Дыхательная недостаточность у ребенка

Причин дыхательной недостаточности у ребенка большое множество. Не всегда они связаны именно с заболеваниями респиратоного тракта. Для удобства понимания этиологические факторы принято делить на две большие группы:

  1. Внелегочные. Включают патологии ЦНС, которые приводят к депрессии дыхательного центра (асфиксия, внутричерепное кровоизлияние), неврозы с респираторным компонентом, паралич дыхательной мускулатуры. Также среди причин ‒ травмы и повреждения грудной клетки, плевры, обструкция трахеи инородными телами. ДН характерна для пороков сердца, генерализованных аллергических реакций.
  2. Легочные. К таким поражениям принадлежат инфильтративно-воспалительные заболевания бронхо-легочного тракта (бронхит, пневмония), застойные явления (шоковое легкое). К данной категории относятся болезни, связанные с уменьшением альвеолярной вентиляции: аплазия и гипоплазия легкого, резекция доли или всего органа, сдавление извне. Для неонатального периода типична ДН при болезни гиалиновых мембран, мекониальной аспирации.

Независимо от причины развития дыхательной недостаточности у ребенка, в основе лежат 2 нарушения: уменьшение напряжения О2 в крови (РаО2) и повышение содержания углекислого газа (РаСО2).

Вначале организм компенсирует кислородное голодание путем усиления работы внешнего дыхания, развития одышки.

Дополнительный поток кислорода поступает за счет учащения дыхательных движений, усиления физической работы респираторной мускулатуры.

Со временем запасы энергии истощаются, поступление О2 и его транспорт эритроцитами снижается, развивается гипоксемия. Как следствие, кислород недополучают ткани организма — формируется гипоксия.

По мере нарастания гипоксии состояние входит в стадию декомпенсации: угнетается функции нервной, дыхательной системы, сердца и сосудов.

Наряду с гипоксемией избыток СО2 (гиперкапния) оказывает токсическое влияние на системы и органы, усугубляя симптомы дыхательной недостаточности.

Существует несколько вариантов классификации ДН по разным критериям: скорости развития, этиопатогенетическим механизмам, длительности течения, газовому составу крови. Клинически имеет значение выделение острой и хронической форм, стадий течения. Представленная классификация дыхательной недостаточности часто применяется на практике, так как влияет на выбор тактики терапии:

1. По этиологии:

  • Обструктивная. Появляется при нарушении прохождения струи воздуха по респираторному тракту из-за попадания инородных тел в бронхи, бронхообструкции, обтурации просвета слизью, меконием, прорастающей опухолью.
  • Рестриктивная. Сопровождает заболевания, связанные с ограничением подвижность ребер, ткани легкого и плевры. Встречается при плеврите, пневмосклерозе, пневмо- и гидротораксе, тяжелой степени сколиоза.
  • Смешанная. Сочетает в себе признаки обоих этиологических типов, с преобладанием одного из них. Как правило, формируется на фоне длительно текущих кардиальных нарушений.

2. По патогенезу:

  • Гипоксемическая (паренхиматозная). Развивается из-за нарушения альвеолярно-капиллярной диффузии при тяжелых поражениях паренхимы легких: пневмония, кардиогенный шок. Характерно снижение pO2, которое плохо корректируется кислородотерапией.
  • Гиперкапническая (вентиляционная). Формируется при нарушенной механике дыхания — депрессия центра дыхания в ЦНС, утомляемость дыхательных мышц, дефектах костно-мышечной системы грудного отдела. Относительное уменьшение pO2 происходит на фоне повышения рСО2.

Клиническая картина дыхательной недостаточности объединяет симптомы основной патологии, изменения внешнего дыхания, системные проявления.

Изменения общего состояния ребенка характеризуются потливостью, чувством тревоги, страха, отказом от груди у младенцев. Со стороны ЦНС может быть нарушение сознания, синдром угнетения либо гипервозбудимости.

О вовлечении сердечно-сосудистой системы свидетельствует нарушение ритма в различных формах, падение или нестабильность АД.

Респираторные расстройства имеют несколько типичных симптомов: раздувание крыльев носа, изменение дыхательных движений (диспноэ), шумный, свистящий выдох или стон. Диспноэ представлено вариантами:

  • учащение (тахипноэ),
  • урежение (брадипноэ),
  • остановка дыхания (апноэ).

Для компенсации характерно усиление работы дыхания, для декомпенсации — истощение, апноэ. Нарастание гипоксемии проявляется синюшностью кожных покровов и слизистых оболочек разной степени: акроцианоз — синеют кончики пальцев, периферический цианоз — дистальные отделы конечностей, центральный цианоз — слизистые, вся поверхность тела.

Степени ДН

По совокупности симптомов у ребенка выделяют несколько степеней дыхательной недостаточности.

  • При первой степени одышка развивается после значительной физической нагрузки.
  • Вторая степень характеризуется тахипное и появлением легкого цианоза после обычной нагрузки, сосания груди.
  • Третья степень – это выраженная клиника ДН, разлитой цианоз, присоединение неврологической симптоматики.
  • Четвертая степень – самая тяжелая: сознание нарушено вплоть до комы, кислородозависимость абсолютная, дыхание аритмичное, поверхностное.

Хроническая ДН

Особенностью хронической формы дыхательной недостаточности является то, что клиника развивается постепенно, обычно при обострении основной болезни, физическом перенапряжении.

Организм ребенка с хронической дыхательной недостаточностью быстро запускает механизмы долговременной компенсации, поэтому тяжесть ДН редко прогрессирует до 3-й, 4-й стадии.

У ребенка развиваются типичные признаки длительной гипоксии: пальцы в виде «барабанных палочек», темные круги под глазами, бочкообразная грудная клетка, гипертрофия межреберных мышц.

Дыхательная недостаточность ‒ состояние неотложное, угрожающее жизни ребенка. Неверное или позднее оказание первой помощи приводит к летальному исходу, необратимым изменениям ЦНС, лейкомаляции.

Хроническая гипоксемия осложняется легочной гипертензией, недостаточностью кровообращения по правожелудочковому типу.

При развитии тканевой гипоксии компенсаторно увеличивается содержание эритроцитов в периферической крови, что приводит к полицитемии, усиленному тромбообразованию и, как результат, — к инсультам, инфарктам внутренних органов.

На этапе первичной консультации, если позволяет состояние больного, врач собирает анамнез заболевания, жалобы родителей или ребенка. Выясняют связь дыхательной недостаточности с предполагаемой причиной, наличие хронических патологий, врожденных пороков. Алгоритм дальнейшего обследования включает:

  • Физикальный осмотр. Оценку состояния проводит врач-педиатр или детский анестезиолог. Определяется уровень сознания, цвет кожи (цианотичность, бледность), участие брюшного пресса, надключичных и межреберных областей в акте дыхания, подсчет частоты дыхания. Аускультативно над легкими прослушивается ослабление шумов.
  • Пульсоксиметрия. SpO2 (сатурация) на правой руке при дыхательной недостаточности падает ниже 95%. Уровень менее 90% считается критическим. ЧСС изменяется при третьей-четвертой степени ДН.
  • Газовый состав крови. Для респираторных расстройств характерно PaO2 на уровне 80-60 и ниже, РаСО2 менее 35-38 или более 90 мм.рт.ст., рН крови при дыхании атмосферным воздухом падает до 7,2 и меньше.
  • Рентгенография органов грудной полости. На снимке определяется усиление или обеднение легочного рисунка, при пневмонии — очаговые инфильтраты, при кардиальных пороках — изменение формы и положения сосудистого пучка, тени сердца.
  • Спирометрия. Проводится детям старше 5 лет. В пользу обструктивной ДН говорит снижение ОФВ1/ФЖЕЛ, нормальная ФЖЕЛ, рестриктивной — уменьшение ФЖЕЛ. При смешанной форме отмечается снижение ЖЕЛ, ОФВ1/ФЖЕЛ, ОФВ1.

Детям с тяжелой степенью дыхательной недостаточности, приведшей к нарушению витальных функций, проводятся реанимационные мероприятия. Комплексом базовой реанимации должен владеть врач любой специальности. Реанимация проводится по принципу АВС, где

  • А (Airway) – восстановление проходимости респираторного тракта,
  • В (Breathing) — подача воздуха методом искусственной вентиляции,
  • С (Circulation) – непрямой массаж сердца.

Если есть данные о попадании в рото-, носоглотку инородного предмета, то для его эвакуации проводят прием Геймлиха.

Дыхательная поддержка

Для восстановления нормального РаО2 нужно обеспечить поступление кислорода в альвеолы. Для этого используют воздушно-кислородную смесь с различными концентрациями О2. Существует ряд методов, позволяющих доставить смесь в трахео-бронхиальное дерево:

  • Оксигенотерапия. Увлажненный кислород подается свободным потоком через носовые канюли или кислородную палатку. Метод приемлем для детей в сознании, с незначительными отклонениями SpO2. Нужно выбрать минимальную концентрацию оксигена, которая позволяет удерживать стабильные цифры сатурации выше 95%.
  • СДППД (спонтанное дыхание с постоянным положительным давлением). Применяется у пациентов с самостоятельным дыханием, в качестве вспомогательной вентиляции. Поток обогащенного воздуха подается под определенным давлением через назальную маску или канюли.
  • ИВЛ. Искусственная вентиляция легких полностью замещает внешнее дыхание. ИВЛ показана в ситуациях, когда дыхание отсутствует или не способно поддерживать адекватный уровень оксигенации. Ребенку проводится интубация трахеи, согласно возрасту и состоянию подбирается режим и параметры вентиляции.

Медикаментозная терапия

Главный принцип лечения дыхательной недостаточности — устранение причины. В зависимости от течения основного заболевания используются группы препаратов:

  • антибиотики из ряда полусинтетических пенициллинов, цефалоспоринов, аминогликозидов; назначаются при инфекционно-воспалительных патологиях;
  • муколитики для разжижения и эвакуации мокроты;
  • диуретики показаны при сердечной недостаточности;
  • растворы для инфузии применяются для профилактики дегидратации, поддержания стабильного АД;
  • растворы микроэлементов вводятся при электролитных расстройствах или с целью их предупреждения;
  • глюкокортикостероиды в виде ингаляций или системного приема с противоотечной и противовоспалительной целью;
  • бронходилятаторы местно или перорально при обструктивном синдроме.

Прогноз при ДН зависит от этиологии, степени гипоксии и/или ишемии, возраста ребенка, своевременности оказанной помощи.

Прогноз для тяжелой дыхательной недостаточности без проведения ИВЛ неблагоприятен, угрожаем по гибели пациента, со своевременной респираторной поддержкой — условно благоприятен, возможно развитие осложнений.

Специфической профилактики респираторной недостаточности не существует. Для детей с хроническими заболеваниями дыхательного тракта, нервной системы важно получение адекватной терапии основной патологии.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/respiratory-distress

Дыхательные нарушения у новорожденных

Дыхательная недостаточность 3 степени у новорожденных. Сердечная и дыхательная недостаточность. Нервно-мышечных расстройствах вследствие

Оказание помощи ребенку с дыхательными нарушениями
 

1. Тщательно наблюдайте за ребенком:

– ЧД менее 30 или более 60 в 1 мин.;

– апноэ;

– втяжение податливых участков грудной клетки;

– экспираторный стон;

– «раздувание» крыльев носа;

– центральный цианоз.
2. Дайте кислород свободным потоком средней концентрации.

3. Определите уровень глюкозы в крови.

4. Классифицируйте тяжесть дыхательных нарушений.

5. У ребенка с дыхательными нарушениями постарайтесь установить возможную причину:

– гипотермия;

– болезни легких;

– асфиксия/родовая травма;

– сепсис;

– метаболические нарушения.
6. Подумайте о врожденном пороке сердца, если:

– доминирующий симптом – центральный цианоз;

– частота дыхания более 60 в 1 минуту;

– нет втяжений грудной клетки и стона на выдохе.
 

Если у ребенка был единичный эпизод апноэ:

– наблюдайте за ним на предмет последующих эпизодов апноэ в течение 24 часов;

– обучите мать как диагностировать это состояние и что делать при его выявлении;

– стимулируйте дыхание путем растирания его спинки в течение 10 секунд;

– если ребенок не начал дышать самостоятельно, немедленно начинайте вентиляцию мешком и маской.

Если у ребенка многократные эпизоды апноэ:

– немедленно переведите его в ПИТ;

– начните оксигенотерапию;

– измерьте температуру тела;

– определите уровень глюкозы в крови;

– если эпизоды апноэ учащаются, рассмотрите вопрос лечения тяжелой бактериальной инфекции (сепсис, пневмония, менингит).

Если после проведенной стимуляции дыхание не возобновилось, или наблюдается судорожное дыхание по типу «гаспинг», или ЧД менее 20 в 1 минуту –необходимо немедленно начинать реанимацию.

Реанимация ребенка, который дышал:

– положите ребенка на твердую, теплую поверхность под источник лучистого тепла;

– обеспечьте правильное положение ребенка;

– при необходимости очистите дыхательные пути (слизь, кровь);

– если ребенок не начал дышать, вентилируйте мешком и маской, предварительно вновь обеспечив его правильное положение;

– ребенка обязательно накрыть теплой пеленкой, кроме лица и верхней части грудной клетки.

Вентиляция мешком и маской:

– если нет кислорода, вентилируйте комнатным воздухом;

– вентилируйте с частотой 40-60 в 1 минуту;

– вентилируйте 30 секунд, затем определите наличие и характер самостоятельного дыхания и определите ЧСС;

– если у ребенка появилось самостоятельное дыхание, прекратите вентиляцию и наблюдайте за его частотой и характером в течение 5 минут.

Мониторинг состояния ребенка с дыхательными нарушениями:

– частота дыхания;

– ЧСС;

– цвет кожи и слизистых оболочек;

– температура тела;

– характер сосания;

– уровень глюкозы в крови;

– диурез;

– насыщение крови кислородом (если возможно);

– артериальное давление.

Лечение дыхательных нарушений
 

1. Оксигенотерапия – основной метод лечения дыхательных нарушений

Оксигенотерапия проводится в соответствие с тяжестью дыхательных нарушений. В период проведения терапии кислородом – тщательный мониторинг за состоянием новорожденного.

Способы подачи кислорода

Способ Поток и концентрация Поток и концентрация
низкий   средний
Носовые канюли   1 л/мин
Носовой катетер   1 л/мин
Кислороднаяпалатка 5 л/мин
Маска   2 л/мин
Инкубатор Если внутриинкубатораиспользуется кислороднаяпалатка (см. выше)Если подключаетсяк инкубаторуСм. инструкциюпроизводителя

Наблюдение за реакцией ребенка на кислород:

1. Используйте пульсоксиметр, чтобы удостоверится, что ребенок получает кислород в адекватной концентрации.

2. Если нет пульсоксиметра, следите за появлением признаков насыщения кислородом.

3. Центральный цианоз является поздним признаком того, что ребенок получает недостаточно кислорода.

4. Если у ребенка появляются признаки центрального цианоза, немедленно увеличьте концентрацию кислорода и продолжайте его подачу, пока цианоз исчезнет.

5. Если язык и губы ребенка остаются розовыми – прекратите подачу кислорода.

6. Следите за появлением центрального цианоза каждые 15 минут в течение следующего часа.

7. Если центральный цианоз вновь возникает, дайте кислород с той же скоростью потока, как давали ранее.

Продолжайте наблюдение за ребенком в течение 24 часов после прекращения оксигенации.

2. Поддерживающее лечение при тяжелых дыхательных нарушениях:

– установите внутривенную линию и вводите жидкость в течение 12 часов из расчета физиологической потребности в зависимости от возраста ребенка:

Деньжизни 1 2 3 4 5 6 7
Мл/кг       60 80 100 120  140 150 160+

– введите желудочный зонд, чтобы освободить желудок;

– ежедневно оценивайте количество введенной жидкости, наличие признаков обезвоживания и взвешивайте ребенка;

– оценивайте диурез;

– измеряйте уровень глюкозы в крови;

– если дыхательные нарушения нарастают или появляется центральный цианоз, дайте ребенку кислород потоком высокой скорости;

– если у ребенка сохраняется центральный цианоз даже при дыхании 100% кислородом, организуйте его перевод на 3-й уровень медицинской помощи;

– оценивайте и отмечайте наличие и характер дыхательных нарушений через каждые 3 часа;

– назначьте антибиотики.

Кормление ребенка с тяжелыми дыхательными нарушениями

1. Начинайте кормить, если:

– состояние ребенка стабилизировалось;

– ЧД менее 90 в 1 минуту;

– нет значительных втяжений грудной клетки или стона;

– ЧСС 100-160 в 1 минуту;

– у ребенка нет рвоты, судорог, определяется перистальтика кишечника.

2. Сначала используйте зонд.

3. Кормите сцеженным грудным молоком, при его отсутствии – смесью.

4. Кормите ребенка каждые 3 часа или чаще.

5. Во время кормления следите за состоянием ребенка (размерами живота, появлением рвоты, срыгиваний).

6. Увеличивайте постепенно объем кормлений, одновременно снижая объем жидкости, получаемой внутривенно.

7. Следите (суммируйте) за объемом кормлений и жидкости, получаемым ребенком в течение дня. 

8. Поощряйте исключительно грудное вскармливание.

3. Поддерживающее лечение при дыхательных нарушениях средней тяжести:

– установите внутривенную линию и вводите жидкость в течение 12 часов из расчета физиологической потребности в зависимости от возраста ребенка;

– ежедневно оценивайте количество введенной жидкости, наличие признаков обезвоживания и взвешивайте ребенка;

– оценивайте диурез;

– измеряйте уровень глюкозы в крови;

– ежедневно оценивайте количество введенной жидкости, наличие признаков обезвоживания и взвешивайте ребенка;

– контролируйте реакцию ребенка на кислород;

·- контролируйте и документируйте состояние ребенка, пока он перестанет нуждаться в кислороде;

– ежедневно оценивайте количество введенной жидкости, наличие признаков обезвоживания и взвешивайте ребенка;

– оценивайте диурез;

– измеряйте уровень глюкозы в крови.
 

Если состояние улучшилось, предоставьте стандартный уход:

– контакт «кожа к коже» (по возможности);

– тепловая жащита;

– адекватное вскармливание;

– контроль состояния ребенка;

– обучите мать наблюдать за ребенком.
 

Кормление детей с дыхательными нарушениями средней тяжести:

– сначала начните кормление сцеженным грудным молоком через зонд или из чашечки;

– прекратите внутривенное введение жидкости, как только начнет получать перорально 2/3 суточного объема молока;

– следите за объемом жидкости и молока, который получил ребенок в течение – поощряйте исключительно грудное вскармливание;

– контролируйте состояние ребенка во время кормлений.

4. Поддерживающее лечение при дыхательных нарушениях легкой степени тяжести

Контролируйте и отмечайте:

– частоту дыхания;

– наличие втяжений грудной клетки;

– наличие стона, раздувания крыльев носа;

– эпизоды апноэ.

Контролируйте реакцию ребенка на терапию кислородом:

– обеспечьте стандартный уход;

– обучите мать наблюдению за ребенком;

– начинайте кормление грудью как только ребенок перестанет нуждаться в кислороде;

– если ребенок не может сосать грудь, дайте ему сцеженное грудное молоко любым альтернативным методом.

5. Если тяжесть дыхательных нарушений возрастает или у ребенка центральный цианоз при даче 100% кислорода:

– введите поддерживающий объем жидкости внутривенно;

– организуйте перевод ребенка в больницу третьего уровня или специализированное отделение (центр).

6. Выписка ребенка:

– у него нормальная терморегуляция;

– нет дыхательных проблем как минимум в течение одного дня;

– язык и губы розового цвета без дополнительного кислорода в течение 24 часов;

– активный и у него хороший сосательный рефлекс;

– прибавляет в весе в течение трех дней подряд;

– удовлетворительное клиническое состояние;

– мать может ухаживать за ребенком дома и имеет свободный доступ к медицинской помощи.

Источник: https://diseases.medelement.com/disease/%D0%B4%D1%8B%D1%85%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%83-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85/12818

Дыхательная недостаточность у детей: степени и неотложная помощь, лечение синдрома и педиатрия

Дыхательная недостаточность 3 степени у новорожденных. Сердечная и дыхательная недостаточность. Нервно-мышечных расстройствах вследствие

Дыхательной недостаточностью называют состояние, когда процесс дыхания не способен обеспечить организм достаточным объемом кислорода и вывести нужный объем углекислого газа.

  • Виды дыхательной недостаточности у детей
  • Степени дыхательной недостаточности
  • Нарушение дыхания у новорожденных
  • Симптоматика острой и хронической дыхательной недостаточности
  • Осложнения патологии
  • Основные методы диагностики
  • Первая помощь детям при острой дыхательной недостаточности
  • Профилактические меры

Клиническая картина

Такой недуг у детей может вызвать серьезные последствия, поэтому родители должны знать какие факторы влияют на появление патологии. Возникать такое состояние в детском возрасте может из-за целого ряда причин. Основными из них врачи считают:

  1. Нарушения проходимости дыхательных путей (обструкция). Они могут возникать из-за заложенности носоглотки, разрастания аденоидов, а также отека языка или носовых ходов. Часто обструкция является следствием таких заболеваний как стенозирующий ларингит, бронхит, воспаление легких.
  2. Нарушения вентиляционно-диффузного характера. При данном нарушении в организме ребенка наблюдается неправильный баланс процессов вентиляции легких и диффузии газов. Возникнуть такая патология может из-за пневмонии, бронхиальной астмы и других заболеваний, сопровождающихся воспалением легочной ткани.
  3. Нарушение вентиляции легких. Если этот синдром был вызван данной причиной, то у ребенка проявляется беспорядочная смена таких патологических состояний как апноэ, тахипноэ и брадипноэ. Это значит, что дыхание то останавливается, то становиться поверхностным и частым, то становиться редким. Нарушиться вентиляция легких  у ребенка может из-за полиомиелита, менингита, асфиксии, родовой травмы.

Виды дыхательной недостаточности у детей

По механизму появления данная проблема делиться на паренхиматозную и вентиляционную.

  1. Паренхиматозная дыхательная недостаточность заключается в сильном поражении альвеол и капилляров малого круга кровообращения.

    Вызывается данная проблема нарушением газообмена между кровью и легочными альвеолами.

  2. Вентиляционный вид недостаточности проявляется в виде гиперкапнии и гипоксемии, которая в данном случае хорошо реагирует на кислородотерапию. Причинами возникновения данного нарушения могут служить слабая дыхательная мускулатура, дефекты ребер и мышц грудной клетки, появившиеся в результате механического воздействия, а также проблемы с регуляторными функциями дыхательного центра.

Дыхательная недостаточность также может быть острой (ОДН) и хронической. Острая форма развивается в течение короткого  времени, а хроническая недостаточность может продолжаться несколько месяцев и даже лет.

Степени дыхательной недостаточности

По своей тяжести принято выделять 4 степени данной патологии, которые отличаются клиническими проявлениями.

  1. При первой степени недостаточности у ребенка наблюдается одышка и сильное увеличение сердечного ритма во время физических нагрузок.
  2. Для второй степени характерны такие симптомы как одышка, тахикардия даже в спокойном состоянии, посинение кожи вокруг губ, раздувание носовых крыльев. Ребенок становится вялым и капризным.
  3. При третьей степени дыхательной недостаточности возникает очень выраженная одышка, посинение кожи и слизистых, наблюдается дыхание  Чейна-Стокса, Куссмауля и Биота. Ребенок может быть как адинамичен, так и сильно обеспокоен. Также у детей могут наблюдаться мышечная гипотония и адинамия.
  4. Во время четвертой стадии у больного начинается асфиксия, брадикардия, асистолия и судороги. Также на этой стадии ребенок может впасть в кому.

Нарушение дыхания у новорожденных

Дыхательная недостаточность может возникнуть и у грудничков. Причинами этого могут являться:

  • патологии дыхательных путей,
  • врожденные патологии развития легких,
  • хронические болезни легких (хроническая легочная недостаточность новорожденных и т.д.),
  • повреждения головного или спинного мозга,
  • миопатия,
  • врожденный гиповентиляционный синдром,
  • патологии развития сердечнососудистой системы.

Дыхательная недостаточность у новорожденных недоношенных детей вызывается синдромом дыхательных расстройств.

Все принципы лечения направлены на то, чтобы восстановить проходимость дыхательных путей, избавится от бронхоспазмов и отека легких, а также положительно воздействовать на дыхательную функцию крови и устранить обменные нарушения.

Симптоматика острой и хронической дыхательной недостаточности

Симптомами острой формы заболевания являются:

  • одышка,
  • учащение пульса,
  • посинение кожи,
  • втяжение межреберного пространства при дыхании,
  • понижение артериального давления,
  • проблемы со сном,
  • головные боли, возникающие в утреннее время,
  • тошнота,
  • изменения частоты и глубины вдохов и выдохов.

При хронической недостаточности возникают те же самые симптомы, что и при острой дыхательной недостаточности у детей, только появляются они не сразу, а постепенно. Но стоит заметить, что у детей данная патология развивается намного быстрее, чем у взрослых людей. Это можно объяснить особенностями анатомии детского организма.

Дети более подвержены отеками слизистой, секрет у них образовывается быстрее, а мышцы дыхательной системы не такие развитые, как у взрослых.

Потребность детей в кислороде намного больше, чем у взрослых, поэтому последствия дыхательной недостаточности у них могут быть более серьезными. При хронической недостаточности у ребенка меняется тембр голоса, появляется кашель и при дыхании слышны хрипы.

Осложнения патологии

Дыхательная недостаточность является очень серьезным нарушением, которое может привести к серьезным последствиям. Со стороны сердечнососудистой системы может возникнуть ишемия, аритмия, перикардит, а также гипотония.

Влияет данное состояние и на нервную систему. Оно может стать причиной психозов, полинейропатии, снижения умственной активности, слабости мышц и даже комы.

Также дыхательная недостаточность может вызвать язву желудка, кровотечения в пищеварительном тракте, нарушение работы печени и желчного пузыря. Острая дыхательная недостаточность даже угрожает жизни ребенка.

Лечение дыхательной недостаточности у детей

Сначала все лечение направлено на восстановление легочной вентиляции и освобождение дыхательных путей. Для этого применяют лечение кислородом, которое помогает привести в норму газовый состав крови. Кислород назначают даже тем пациентам, которые сами дышат.

Для лечения хронической недостаточности, в большинстве случаев, назначается респираторная терапия, которая включает в себя:

  • ингаляции,
  • респираторную физиотерапию,
  • оксигенотерапию,
  • аэрозольную терапию,
  • прием антиоксидантов.

Если проблемы с дыханием у маленьких пациентов вызваны инфекциями, то им назначают антибиотики. Выбор данных препаратов происходит только после того, как будет проведен тест на чувствительность.

Для того чтобы очистить бронхи от скопившегося там секрета, пациенту назначают отхаркивающие средства – микстура из алтайского корня, Мукалтин. Также мокроту из бронхов врачи могут удалить через нос или рот эндобронхоскопом.

После того, как дыхание ребенка пришло в норму, врачи приступают у симптоматической терапии. Если у ребенка был отек легких, то ему назначаются диуретики. Чаще всего применяется Фуросемид. Для устранения боли  ребенку назначаются обезболивающие средства – Панадол, Ибуфен, Нимесил.

Хорошо себя зарекомендовала в лечении дыхательной недостаточности у ребенка и лечебная физкультура. Также в ряде случаев больным назначают массаж грудной клетки.

Основные методы диагностики

Первым делом врач изучает анамнез больного и узнает о беспокоящих симптомах. Очень важно установить, если у ребенка болезни, которые могут стать причиной развития недостаточности.

Далее проводится общий осмотр. Во время него специалист изучает грудную клетку и кожные покровы пациента, делает подсчет частоты дыхания и сердцебиения, прослушивает легкие фонендоскопом.

Также обязательным исследованием при диагностике этой патологии является анализ газового состава крови. Он дает возможность узнать степень ее насыщенности кислородом и углекислым газом. Изучению подвергается  и кислотно-щелочной баланс крови.

Дополнительными методами диагностики является рентгенография грудной клетки и магнитно-резонансная томография. В некоторых случаях врач может назначить ребенку консультацию пульмонолога.

Первая помощь детям при острой дыхательной недостаточности

Это опасное патологическое состояние может развиваться очень быстро, поэтому каждый родитель должен знать способы оказания первой помощи своему ребенку.

Малыша нужно положить на правый бок и освободить его грудную клетку от тесной одежды. Чтобы язык не запал и еще больше не перекрыл дыхательные пути, голову ребенка нужно откинуть назад. При возможности нужно убрать из носоглотки слизи и инородные тела (если есть). Сделать это можно при помощи марлевой салфетки. Дальше необходимо дождаться скорой помощи.

Врачи проведут процедуру аспирации секрета из дыхательных путей, интубацию трахеи или другие процедуры, позволяющие ребенку снова начать дышать. Затем малыша могут подключить к ИВЛ и продолжить лечение в больнице.

Профилактические меры

Так как дыхательная недостаточность является не отдельной болезнью, а симптомом других серьезных заболеваний и следствием механических воздействий, то профилактика данного состояния заключается в своевременном лечении этих причин. Также очень важно ограничить ребенка от контакта с аллергенами и токсическими веществами.

Кроме того нужно регулярно проходить с ребенком осмотр у специалистов для того чтобы они смогли как можно раньше выявить любые патологии органов дыхания.

Дыхательная недостаточность очень серьезное патологическое состояние, которое может привести к гипоксии и даже к смерти. Поэтому всем нужно знать, что делать при этом заболевании. Если все меры сделаны вовремя, то устранить данный симптом можно довольно легко. Главное обращать внимание на все жалобы ребенка и не тянуть с походом к врачу.

Загрузка…

Источник: https://prof-medstail.ru/bolezni-legkih/chto-roditelyam-neobhodimo-znat-o-dyhatelnoj-nedostatochnosti

Дыхательная недостаточность у новорожденных

Дыхательная недостаточность 3 степени у новорожденных. Сердечная и дыхательная недостаточность. Нервно-мышечных расстройствах вследствие

Дыхательная недостаточность новорожденных – клинический синдром ряда заболеваний, в патогенезе которых главная роль принадлежит нарушениям легочного газообмена.

Причины респираторной патологии у новорождённых

I. Патология воздухоносных путей.

  • Пороки развития с обструкцией дыхательных путей (атрезия, гипополазия хоан, передние мозговые грыжи, макроглоссия, микрогнатия, врождённые стенозы гортани, трахеи, бронхов и др.).
  • Приобретённые заболевания (отёки слизистой оболочки носа, респираторные инфекции, ларингоспазм и др.).

II. Патология альвеол или паренхимы лёгких с нарушением утилизации кислорода в лёгких.

  • Респираторный дистресс-синдром (СДР I типа).
  • Транзиторное тахипноэ.
  • Синдром аспирации мекония.
  • Респираторный дистресс-синдром взрослого типа.
  • Утечки воздуха, свободный воздух в грудной клетке.
  • Пневмонии.
  • Ателектазы.
  • Кровоизлияния в лёгкие.

III. Патология легочных сосудов.

  • Врождённые пороки развития сердечно-сосудистой системы.
  • Легочная гипертензия (транзиторная или персистирующая).

IV. Пороки развития лёгких.

V. Приступы апноэ.

VI. Хронические заболевания лёгких.

  • Бронхолёгочная дисплазия.
  • Хроническая лёгочная недостаточность недоношенных.
  • Синдром Вильсона-Микити.

VII. Внелегочные причины расстройств дыхания.

  • Застойная сердечная недостаточность разного генеза.
  • Повреждения головного и спинного мозга.
  • Метаболические нарушения (ацидоз, гипогликемия, нарушение электролитного обмена).
  • Шок (после кровопотери, септический).
  • Миопатии.
  • Синдром отмены лекарств, влияющих на ЦНС ребенка.
  • Врождённый гиповентиляционный синдром.

Наиболее частой причиной дыхательной недостаточности у недоношенных новорождённых является синдром дыхательных расстройств – заболевание, связанное с недостаточной продукцией или избыточной инактивацией сурфактанта в лёгких.

Клинические проявления синдрома дыхательных расстройств:

  • Одышка (более 60 дыханий в 1 минуту).
  • Экспираторные шумы, называемые “хрюкающим выдохом”.
  • Западение грудной клетки на вдохе (втягивание мечевидного отростка грудины, подложечной области, межреберий, надключичных ямок); парадоксальное дыхание (западение передней брюшной стенки на вдохе); раздувание щек (дыхание “трубача”). Аускультативно: резко ослабленное дыхание, возможно появление высоких сухих, крепитирующих и мелкопузырчатых хрипов.
  • Напряжение крыльев носа.
  • Приступы апноэ.
  • Цианоз (периоральный, позднее акроцианоз или генерализованный) на фоне бледности кожных покровов.
  • Ригидный сердечный ритм. Аускультативно: Нарушения сердечно-сосудистой деятельности: низкая лабильность сердечного ритма, тахи-, затем брадикардия, глухость тонов сердца, систолический шум.
  • Пена у рта.
  • Гипотермия.
  • Вялость, бедность движений, гипорефлексия вплоть до адинамии, артериальная и мышечная гипотония.
  • Олигурия.
  • Срыгивания, вздутие живота.
  • Большие потери первоначальной массы тела.
  • Периферические отеки подкожной клетчатки.

Для оценки тяжести СДР у новорождённых используется шкала Сильвермана:

Признак

0 баллов

1 балл

2 балла

“Парадоксальное” дыхание

нет

Отсутствие синхронности или минимальное опущение верхней части грудной клетки при подъёме передней рюшной стенки на вдохе

Заметное западение верхней части грудной клетки во время подъёма передней брюшной стенки на вдохе

Втяжение межребий на вдохе

нет

лёгкое

выраженное

Втяжение мечевидного отростка грудины на вдохе

нет

лёгкое

выраженное

Движение подбородка при дыхании

нет

Опускание подбородка на вдохе, рот закрыт

Опускание подбородка на вдохе, рот открыт

Экспираторные шумы

нет

Экспираторные шумы (“экспираторное хрюканье”) слышны при аускультации грудной клетки

Экспираторные шумы (“экспираторное хрюканье”) слышны при поднесении фонендоскопа ко рту или даже без фонендоскопа

При суммарной оценке в 10 баллов – крайне тяжёлый СДР; 6-9 баллов – тяжёлый;

5 баллов – средней тяжести; менее 5 баллов – лёгкий, начинающийся СДР.

Обследование:

  1. Мониторный контроль
    • ЧД, ЧСС, АД, сатурация кислорода – SaO2 (по возможности)
    • контроль веса ребёнка 1-2 раза в сутки
    • оценка по шкале Сильвермана каждый час
    • температура тела
    • диурез 
  2. Клинический анализ крови + гематокрит.
  3. Кислотно-основное состояние (КОС), газовый состав крови.
  4. Уровень гликемии.
  5. Электролиты крови (K, Ca, Mg, Na).
  6. Рентгенография грудной клетки.
  7. ЭКГ.
  8. По показаниям – мочевина крови, билирубин, общий белок, коагулограмма.
  9. По показаниям – посев крови, содержимого трахеи.

Лечение:

1.Поддержание нормальной температуры тела (>36,5°С).

  • Ребенка поместить в кувез (t – 34-36°С). На голову надеть шапочку, на ноги носочки.
  • Не допускать охлаждения при осмотре ребёнка!
  • Оптимально – использовать сервоконтроль.

2.Поддержание проходимости дыхательных путей.

  • положение со слегка запрокинутой головой (“поза для чихания”), под верхнюю часть грудной клетки подложить валик толщиной 3-4 см.)
  • каждые 2-3 часа изменять положение ребенка (поворот слегка набок, на живот и др.)
  • по показаниям санация трахеи.

3. Энтеральное питание, как правило, начинают на 2-3 сутки жизни после стабилизации состояния (уменьшение одышки, отсутствие длительных апноэ, упорных срыгиваний). Способ кормления – рекомендуется орогастральный зонд (преимущественно – разовый).

Режим введения – непрерывный (с помощью инфузионного насоса) или дробный (частота 8-12 раз в сутки). Оптимально – кормление сцеженным нативным материнским молоком.

В динамике при улучшении состояния ребёнка (отчётливые глотательный, сосательный рефлексы) – кормление сцеженным материнским молоком из пипетки, шприца, ложки, мензурки с возможным переходом в дальнейшем на сосание ребёнком груди матери.

Наличие значительного количества застойного содержимого в желудке, упорные срыгивания или рвота с примесью желчи, вялая или усиленная перистальтика кишечника, кровь в стуле, симптомы раздражения брюшины служат противопоказанием для начала энтерального питания. В этих случаях ребенок нуждается в проведении парентерального питания.

4. Оксигенотерапия различными методами, в зависимости от тяжести СДР:

Могут проводиться с помощью палаток, масок, назальных катетеров, а также при прямой подаче кислорода в кювез. Кислород должен быть тёплым (кислород подогревать!) и увлажнённым, чтобы предотвратить избыточные потери тепла и жидкости. Необходимо поддержание сатурации на уровне 90-95%.

  • метод спонтанного дыхания с постоянным положительным давлением в дыхательных путях (СДППД).

СДППД проводится с помощью назальных канюль (требует большого потока газа), лицевой маски (фиксируется с помощью эластических завязок или сетчатого бинта), через интубационную трубку.

Концентрация кислорода 50-60 % , влажность 80-100 %, температура смеси 36,5-370 С, скорость не менее 3 л/мин. Начинают с давления 3-4 см водного столба. Если сохраняется гипоксия, давление увеличивается на 1-2 см водного столба (не > 8 см. вод. ст.

) или повышается концентрация кислорода в смеси до 70-80%.

На практике ППД применяется при лечении среднетяжелых форм СДР, при оту-чении больных от респиратора, а также для профилактики и лечения приступов ап-ноэ у недоношенных детей.

Противопоказания к методу ППД:

  • гиперкапния (РаСО2 >50 мм рт.ст)
  • гиповолемия;
  • шок;
  • пороки развития верхних дыхательных путей.
  • искусственная вентиляция легких (ИВЛ).

Среди показаний наибольшую практическую значимость имеют клинические критерии:

  • резко увеличенная работа дыхания в виде тахипноэ более 70 в минуту, выраженного втяжения уступчивых мест грудной клетки и эпигастральной области или дыхания типа “качелей” (соответствует оценке по шкале Сильвермана 7-10 баллов),
  • часто повторяющиеся приступы апноэ с брадикардией и цианозом, из которых ребенок не выходит самостоятельно.

Дополнительными критериями могут служить показатели КОС и газового состава крови:

  • SaО2 < 90% на фоне оксигенации 90 -100% кислородом.
  • PCO2 > 60 мм рт.ст..
  • рН 2500 гр)

    50

    60-70

    70-90

    90-120

    120-150

    Недоношенные (масса > 1500 гр)

    50-60

    60-80

    80-100

    100-120

    120-140

    Недоношенные (масса < 1500 гр)

    60-80

    80-100

    100-110

    110-130

    120-140

    У детей с массой тела более 1500 грамм, перенесших тяжелую асфиксию, в первые сутки жизни целесообразно ограничить объем вводимой жидкости до 40 мл/кг/сут.

    Недоношенным детям с массой от 1000 до 1500 грамм инфузионную терапию начинают с введения 10 % раствора глюкозы в объеме на 10-20% меньшем, чем требуется для обеспечения минимальной физиологической потребности в жидкости.

    Детям с массой тела менее 1000 грамм инфузионную терапию целесообразней начинать с введения 5% раствора глюкозы. В случае развития гипогликемии увеличивают концентрацию вводимой глюкозы.

    При отсутствии контроля за электролитами крови парентеральное введение кальция проводят, начиная с конца первых суток жизни с целью профилактики ранней гипокальциемии. С этой целью используются 10% растворы глюконата кальция в дозе 1-2 мл/кг/сут.

    Парентеральное введение калия начинают на 2-3 сутки жизни. Для обеспечения физиологической потребности в калии используются 4, 7.5% растворы хлорида калия (содержащие в 1 мл 0.6, 1.0 мэкв калия соответственно). Физиологическая потребность в калии – 1-2 мэкв/кг/сут (у детей с массой тела менее 1000 грамм -2-3 мэкв/кг/сут).

    Физиологическая потребность ребенка в магнии в первые двое-трое суток жизни удовлетворяется путем парентерального введения 0.2 мл/кг 25 % раствора магния сульфата (при внутривенном пути введения этого препарата обязательным является растворение его в 10-20 мл 10% раствора глюкозы и медленная скорость введения с мониторингом дыхания ребёнка).

    Скорость инфузии новорождённому – 4-5 кап/мин, не более 5 мл/кг/час.

    6. Новорожденным со среднетяжелым и тяжелым СДР показано проведение в родильном доме антибактериальной терапии одной из двух комбинаций антибиотиков:

    • полусинтетические пенициллины (ампициллин 50-100 мг/кг/сут) + аминогликозиды (гентамицин 5 мг/кг/сут)
    • или цефалоспорины 2 поколения (50 мг/кг/сут) + аминогликозиды.

    7. Посиндромная терапия – коррекция гиповолемии, артериальной гипотонии, отёчного синдрома, поддержание кислотно-основного состояния.

    8. Заместительная терапия экзогенным сурфактантом с профилактической целью в первые 15-30 минут жизни, с лечебной – в возрасте 2-24 часов в соответствии с инструкцией к каждому препарату сурфактанта. Ребенок должен быть интубирован и находитиься на аппаратной ИВЛ.

    9. Глюкокортикоиды в плановом порядке при респираторном дистресс-синдроме не назначаются (показаны только при клинико-лабораторных данных за надпочечниковую недостаточность).

    Тактику наблюдения и лечения ребёнка с СДР согласовать с консультантом.Реанимационного консультативного центра детской областной больницы!

    Источник: https://medafarm.ru/page/stati-doktoru/pediatriya-i-neonatologiya/dykhatelnaya-nedostatochnost-u-novorozhdennykh

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.